Психологический тренинг в рамках школьного конкурса "Ученик года"

Разделы: Школьная психологическая служба


Слово ведущего. Тренинг – это тренировка, на данных занятиях - тренировка психики, навыков и; связанных с рефлексией Можно также сказать, что тренинг - это  специально организованной деятельности общения, обучающее и развив воздействие которого основано на активных методах групповой.
Что дает тренинг:

  1. Получение психологических знаний.
  2. Овладение навыками понимания окружающих.
  3. Развитие навыков рефлексии.
  4. Приобретение опыта конструктивного отношения к окружающим
  5. Личностный рост.

1. Ритуал приветствия. (Организационный момент).

Упражнение «Необычное знакомство».
Ведущий. Стоя в круге, участникам необходимо по очереди назвать выбранное себе имя и продемонстрировать какой-либо жест. Для того, чтобы участники лучше запомнили друг друга (сблизились), упражнение проводится по принципу «снежного кома». То есть первый называет свое имя, показывает жест; второй - вспоминает имя, первого, затем называет свое имя и показывает свой жест; третий - первого, второго, свое имя и жест и т. д. по числу участников.
Ведущий (после выполнения). Как настроение? Какие ощущения? (Как правило, участники испытывают эмоциональный подъем.). Замечательно, тогда вперед!

2. Основная часть.
Коммуникативный тренинг
Упражнение «Резюме»
Ведущий. Представьтесь перед участниками группы. Для этого необходимо составить «резюме», а именно написать:

  1. имя, возраст, знак зодиака;
  2. любимое занятие (хобби);
  3. любимое время года, блюдо;
  4. черту характера, которая нравится в себе;
  5. черту характера, которая не нравится в людях;
  6. человеческое качество, которое на твой взгляд является наиболее ценным
  7. для чего ты здесь;

Учащиеся зачитывают свои «резюме», им разрешается задавать друг другу вопросы.

Упражнение «Свободный микрофон»
Ведущий. Каждый из вас по очереди будет выходить вперед, становиться перед сидящими в полукруге, рассказывать кратко о себе (представляться) Участникам разрешается задавать вопросы.
Обсуждение. Что нового узнали? Сложно ли было?
Ведущий. Спасибо за честность и открытость, смелость и конструктивность.

Игра «Имитация» («Поезд»)
Ведущий. Игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на первый — второй. Первые номера - хлопок в ладоши, два притопа ног. Вторые номера - два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу: имитируя стук колес поезда. Начали.
Убыстряем темп. Еще быстрее.
Примечание. Обязательно кто-нибудь сбивается и ведущий инициирует аплодисменты всех участников.

Упражнение «Животный мир»
Ведущий. Сейчас каждый участник возьмет у меня карточку, в которой он прочтет название животного. Вам необходимо каким-то образом изобразить это животное с помощью пантомимики. По команде «начали» все одновременно изображают животных. Задача участников - найти себе пару, то есть еще одного участника, изображающего то же животное. Ясно?
Начали... Молодцы. Все нашли себе пару. Воображение каждому помогло справиться с заданием.
Карточки

Поросенок Жираф
Лев Хомяк
Филин Черепаха
Петух Буревестник
Буйвол Медведь
Лань Лиса
Собака Крокодил

Интеллектуальный тренинг.
Упражнение «Ассоциации»
Ведущий. Воображение - это психический процесс. Оно бывает воссоздающим - когда в голове складываются ранее увиденные образы. В предыдущем упражнении это образы животных и их повадки.
Воображение может быть творческим - когда на основе ранее вос­принятых образов вы придумываете что-то свое. Это образы животных и вашей интерпретации.
Действительно, любое животное имеет свои повадки и особенности. Гак медведь - грозное животное, этакий увалень, хищник. Лань имеет утонченные формы и движения. Воробей - маленькая, суетящаяся птичка. А скунс? (Участники отвечают.)
Посмотрите на этот куб. Все ли его грани видны? (Участники отвечают.)
Конечно же, не все грани видны. Упражнение «Ассоциация» поможет каждому увидеть себя, свои грани, так как каждый будет иметь воз­можность дать оценку другому и получить ее от участников.
На листе участники под диктовку ведущего в столбик слева записывают имена присутствующих на занятии.
Задание - напротив имени участника отметить особенности в его поведении (манеру говорить, делать и т.д.) и записать ассоциацию (с каким представителем животного, растительного мира ассоциируется у него этот человек).
Это возможность помочь друг другу увидеть себя со стороны, свои положительные и отрицательные черты. Такое знание – ключ к личностному росту.
Обсуждение. Итог: человек, словно кирпич: обжигаясь, он становится тверже (китайская мудрость).

Игра – «Телеграф»
Ведущий. Сядьте в круг. Кладите свои руки на колени соседей слева и справа. По моей команде первый участник слегка стукнет ладонью, по коленке второго, второй - первого и третьего, третий - второго и четвертого и т д. по кругу. Затем нужно это же упражнение выполнить с закрытыми глазами. То есть можно вообразить, что, получив информацию от соседа (хлопок) сообщаешь ему о получении (хлопок), а затем передаешь (хлопок).

Интерактивная игра «Собака Гарри»
Расскажите аудитории следующую историю: у Гарри была пушистая собачка, которую он очень любил. Его подружка тоже ее любила. Когда она предложила за нее Гарри 10 фунтов – все, что у нее было, он почувствовал, что должен отдать ей собачку.Однако он так тосковал по животному, что на другой день дал своей подружке 20 фунтов и забрал собачку домой. Но подружка, которую звали Мэри, все равно хотела иметь эту собачку, а пото­му скопила еще 10 фунтов и предложила Гарри уже 30. Бедный Гарри не любил отказывать, поэтому он оставил ей собачку и взял уже 30 фунтов. Но к этому времени ему надоела вся эта история, и через пару дней он отправился к Мэри, вручил ей 40 фунтов и попросил собачку назад. На этом история заканчивается.
При необходимости повторите основные моменты рассказа. Затем задайте следующие вопросы:

  1. Оказался ли кто-нибудь в выигрыше после этих манипуляций?
  2. Если да, то кто именно и насколько?
  3. Попросите всех записать свои ответы и не показывать их друг другу

Спустя время, выделенное на обдумывание, выберите наугад несколько человек и попросите прочитать то, что они написали. Вы увидите, что остальные поспешат поделиться своими ответами, как только поймут, насколько по-разному они восприняли проблему (Подробное описание игры см. приложение 2).

Игра «Молекулы»
Ведущий. Сначала вам нужно разделиться на группы. Для того чтобы  объединиться в группы, давайте проведем игру «Молекулы». Условие по моей команде «начали» все встают и начинают хаотично передвигаться по аудитории; по команде «молекулы три» вы объединяетесь в тройки. Объединяться нужно с теми, кто находится ближе всех к вам, иначе мож­но не успеть, а здесь главное - реакция и быстрота.

Тренинг развития лидерских качеств
Упражнение «Паутина»
Ведущий. Постарайтесь найти слова-ассоциации, связанные со сло­ном «УСПЕХ»
Ведущий на доске выписывает ассоциации.

Упражнение «Деловые качества»
Ведущий предлагает участникам образовать шесть групп (по числу карточек с жизнеописанием знаменитых людей, см. Приложение 1).
Внимание! Карточки разрезаны на части и участники должны по отдельным фрагментам составить свою группу.
Ведущий. Вам необходимо самостоятельно ознакомиться с информативным материалом, где дано краткое описание биографий знаменитых деловых людей. Затем мы послушаем по очереди каждую группу. Вы должны ознакомить всех участников с фактами биографии знаменитых людей, а также выделить те качества, которые, по вашему мнению, обеспечили успех того или иного человека-знаменитости.
Выступление участников.
Обсуждение инициирует ведущий: какие качества необходимы для того, чтобы быть успешным?
Ведущий записывает на доске ответы участников, а после выстраивает рейтинг личностных качеств.

Упражнение «Подарки»
Ведущий. В левой части листа в столбик запишите имена всех участников. Представьте, что вы приглашены на день рождения. Подумайте о том, что вы подарите каждому из этого списка. Попробуйте угадать, что бы  ему хотелось получить в подарок больше всего. Напротив имени запишите ответы (воображаемые подарки).
После выполнения ведущий собирает, листы и зачитывает по списку...
Происходит обсуждение. Участники в круге по очереди высказываются. Делятся впечатлениями от выполнения упражнения, от прослушивания. Какой подарок понравился больше других? Кто автор этого подарка?

3. Ритуал прощания -  Аплодисменты.
Для того чтобы «снять» результаты и оценить эффективность занятия, можно предложить участникам в конце проделать следующее:
Оцени по девятибалльной шкале утверждения
Я знаю себя и разбираюсь в себе - _________________,
Я знаю людей и разбираюсь в людях - ______________.