Интегрированный урок литературного чтения, основ актерского мастерства, ритмики, танца в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Тема: А. Н.Толстой. Кот сметанный рот.

Цели:

1) познакомить со сказкой "Кот сметанный рот";
2) вызвать интерес к чтению произведений А. Н. Толстого, прививать любовь к чтению произведений русских писателей;
3) формировать навыки определения рода и жанра произведений;
4) развивать речь, внимание, память, воображение, умение работать со справочной литературой, формировать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля;
5) формировать умение моделировать рассказ на основе сюжета, опорных схем;
6) создать ситуации успеха для каждого ученика и условия для проявления их творческих способностей.

Оборудование:

1) презентация (приложение);
2) портрет А. Н. Толстого;
3) выставка книг А. Н. Толстого;
4) выставка творческих работ детей « В моей Вообразилии»;
5) диск с записью музыки к инсценировке, музыкальный центр;
6) атрибуты костюмов для учащихся, исполнявших в хореографической постановке роли мышек и кота.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Выявление качества домашнего чтения (рассказ А. Н. Толстого "Фофка") - фронтальный письменный опрос по карточкам.

У - Начнем урок с письменной проверки домашнего задания. Кто раньше ответит на вопросы, готовьтесь по схеме на экране рассказать о сюжете, внесюжетных элементах произведения, а затем соотнесите схему с произведением А.Н.Толстого "Фофка".

Карточки для фронтального письменного опроса (у каждого учащегося и в презентации - слайд 2)

Кто автор произведения "Фофка"?__________________

родолжите заклинание "А ты, Фофка, сгинь... ______________________

Зачем, по мнению детей, появился в доме Фофка?___________________________________________________________

Что заставило детей купить кнопки, хотя им очень хотелось приобрести переводные картинки?___________________

Назовите жанр этого произведения________________________

(Дети пишут ответы на карточках и сдают в течение 5 минут. В течение урока учитель проверяет и в конце урока объявляет, кто выполнил работу на «4» и «5», приглашает для индивидуальной беседы тех, кто не справился.)

2. Моделирование рассказа А.Н.Толстого «Фофка» по схеме сюжета (презентация, слайд 3).

(Преддействие, завязка, развитие действия, вершина, развитие действия, развязка, последействие) – 1 ученик.

      Вершина •      
    Развитие действия •   Развитие действия •    
  Завязка •       Развязка •  
Преддействие           Последействие

3. «Моя Вообразилия»

(Продолжается слушание творческих работ учащихся, начатое перед изучением произведения А.Н. Толстого "Фофка".Ученики рассказывают о фантастических существах, живущих в одном из уголков дома, в холодильнике, в диване и т.д., знакомят с иллюстрациями. На стенде в классе оформлена выставка детских иллюстраций к своим рассказам).

У - А сейчас из страны фантазий героев рассказа А.Н.Толстого мы в очередной раз отправимся в страну Вообразилию. Сегодня поможет нам попасть туда...(называется фамилия, имя ученика; 3 ученика знакомят класс со своими работами и иллюстрациями к ним).

- Понравился рассказ?
- Что помогает вам попасть в Вообразилию?
- Внимательность, наблюдательность, память, умение фантазировать,, любознательность,...
- Верно! И, конечно, нужно приложить усилия, чтобы в каждой обычной вещи тайну увидеть.

III. Актуализация знаний

1. Сообщение темы урока

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями А. Н. Толстого.

Перед знакомством с новой темой я предлагаю прочитать небольшие фрагменты из известных вам произведений А. Н. Толстого и вспомнить название этих произведений.

2. Пятиминутка читательских удовольствий

- Итак, пятиминутка читательских удовольствий. Работаем в группах (по 6 человек в 3-х группах, в одной 5 человек).

Какие задачи вы перед собой поставите? (Читать выразительно: обратить внимание на знаки препинания, настроение героев, подумать, с какой интонацией читать, и вспомнить название произведения).

Карточки для групп(презентация, слайды 4, 5,6)

1 группа (отрывок из «Рассказа о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и о злом коте Хаме». Каждый ученик получает 1 предложение.)

1. Снежок был красивый пушистый кот.
2. Когда он садился на подоконник и синими глазами глядел вниз, все кошки сладенько мяукали.
3. Но сейчас весь двор огласился воплями двух котов.
4. Все, кто были во дворе, подняли головы, люди высунулись из окошек.
5. На крыше, на самом краю, стоял Снежок, выгнув спину, шевеля опущенным хвостом.
6. Вся шерсть у него поднялась дыбом, а изо рта раздалось шипение, как из паровоза, когда выпускают пар.

2 группа (отрывок из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

1. «Азбуку!» - проворчал кот Базилио и сердито фыркнул в усы.
2. Через это проклятое учение я глаз лишился…
3. На сухой ветке около дороги сидела пожилая ворона.
4. Слушала, слушала и каркнула: «Врут, врут!»
5. Кот Базилио сейчас же высоко подскочил, лапой сшиб ворону с ветки, выдрал ей полхвоста, - едва она улетела.
6. И опять представился будто он слепой.

3 группа (отрывок из «Рассказа о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и о злом коте Хаме»)

1. Над Митиным окошком раздался хриплый и зловещий вой.
2. Это кричало второе отвратительное существо на дворе – рыжий кривой кот, по прозванию Хам.
3. Он был длиною в аршин, с оторванным хвостом, с глубоким шрамом на морде.
4. Хам недаром кричал на крыше.
5. Ему был нужен белый сибирский кот Снежок, чтобы избить его до смерти.

4 группа (отрывок из повести «Детство Никиты»).

1. Желтухин обошел подоконник и увидел ужасное животное: оно кралось на мягких коротких лапах, животом ползло по полу.
2. Голова у него была круглая, с редкими усами дыбом, а зеленые глаза, узкие зрачки горели дьявольской злобой.
3. Желтухин даже присел от страха, не шевелился.
4. Кот Василий Васильевич мягко подпрыгнул, впился длинными когтями в край подоконника – глядел сквозь марлю на Желтухина и раскрыл рот.
5. Господи…Во рту торчали клыки длиннее Желтухиного клюва.
6. Кот ударил короткой лапой, рванул марлю…

а) работа в группах (подготовка к чтению, определение названия произведения).
б) проверка: чтение каждой группой фрагмента текста, название произведения.
в) оценка работы группы классом, выставление оценки группе учителем в таблицу на доске.

У – Мы уже говорили о характерах этих героев, когда знакомились с произведениями, и отмечали, что все герои разные, хотя есть и черты сходства. А что общего у всех этих котов? (Все они литературные герои произведений А. Н. Толстого).

IV. Работа с учебником по теме урока.

1. У – Сегодня мы познакомимся с новым произведением А. Н. Толстого (открывает запись темы на доске). Прочитайте название и прокомментируйте как вдумчивые читатели.

– Мы будем читать о коте. Он очень любит сметану, потому автор говорит «сметанный рот».

У – Откройте учебник на стр. 91. Рассмотрите иллюстрацию. О чем она вам рассказала?

– События будут происходить ночью. Светит луна.
– Все происходило в деревенской избе, а не в городе, потому что мы видим деревенскую печь, висят связки лука,…

У – Какая главная задача стоит перед вами – читателями?

(По схеме «Литература» (презентация, слайд 7) ученик рассказывает, какую работу должен выполнить читатель: прочитать вдумчиво, осмыслить, понять настроение, точку зрения героев, оценить их поступки, определить жанр художественного произведения, к какому роду литературы относится, - чтобы понять замысел автора и составить своё мнение (свою точку зрения)).

Схема работы читателя с произведением художественной литературы с целью определения замысла автора.

Условные обозначения:

А – автор.
Ч – читатель.
Г – герой произведения.
Глаз – точка зрения.
Воздушные шары – настроение.
Чёрный круг – не нравится, белый круг – нравится(герой, поступок, произведение…)

2. Чтение произведения подготовленными учащимся.

3. Работа с текстом после чтения.

У - Вы улыбались, значит, произведение вам понравилось? А что понравилось? Можно прочитать. (Дети зачитывают понравившиеся строки)

- Все ли понятно? (Выясняем, где явь, где сон).

- Растолкуйте слово «чан» (дети пытаются объяснить).

- Прочитайте словарную статью к слову «чан» (презентация, слайд 8)

- Вы сказали перед чтением, что главная задача читателя – определить замысел автора. А что поможет определить замысел автора?

Д - Надо сначала определить род и жанр произведения.

У - Этим вы сейчас и займетесь в группах.

4. Работа в группах

(С помощью схемы – опоры, вклеенной в печатную тетрадь по литературному чтению, группы определяют род, жанр произведения).

Схема – опора (презентация, слайд 9)

Роды и жанры литературы

Эпос (от греч. слова «рассказ», «слово»)

Задача рода – рассказать о поступках, характере, мыслях и чувствах, настроениях героя в оценке рассказчика.

Картина жизни – рассказчик (РП или РГ)повествует о действиях, чувствах, мыслях героев, в которых проявляется их характер.

Характер (основные свойства души человека) раскрывается, испытывается через действия, поступки.

В основе эпоса – сюжет (развитие внешних действий):завязка, вершина, развязка. За пределами сюжета – преддействие и последействие.

Основные жанры эпоса: сказка, роман, повесть, рассказ, басня.

Лирика

Задача рода – выразить мысли, чувства, настроение лирического героя.

Картина жизни – лирический герой (ЛГ –рассказчик) описывает внутренние действия: мысли, чувства, изменение душевного состояния. Лирический герой особый: в нем мало конкретных черт.

В основе лирики – лирический сюжет (главное в нем – не внешние, а внутренние действия)

Основные жанры лирики (по темам): пейзажная лирика, гражданская, любовная, о дружбе и т. д.

Бывают произведения, в которых есть и черты эпоса, и черты лирики.

Драма

Задача рода – показать поступки, характер, мысли, чувства, настроение героев в оценке автора.

Картина жизни – показывает мысли, чувства, характер героев через действия и конфликт.

Рассказчик отсутствует, так как драма предназначена для постановки на сцене.

В основе драмы - сюжет (развитие внешних действий), как в эпосе.

Основные жанры: драма, комедия, трагедия.

Текст драмы – это искусство слова.

Когда же драму ставят на сцене, она переводится в другой вид искусства – искусство театра. Постановку осуществляет группа людей: режиссёр, художник, композитор, актёры.

5. Проверка результатов работы. (Командиры групп высказывают мнение своих групп).

6. Оценка работы групп классом и выставление оценки учителем в таблицу на доске.

Вывод: это эпическое произведение, так как есть рассказчик – повествователь и сюжет в этом произведении – это развитие внешних действий..

Жанр – сказка в стихах, близкая к народным сказкам о животных, так как животные разговаривают, действуют, как люди.

У – Значит, нам нужно внимательно проследить за развитием сюжета,, выделить основные его моменты. Зачем читателю это нужно?

Д – Чтобы через поступки по мере развития действий лучше узнать характеры героев, увидеть отношение автора и понять его.

7. Работа в группах с текстом произведения:

1) беглое чтение сказки в группах, выполнение заданий: найти преддейсвие - 1 группа, завязку, вершину действия - 2 группа, развязку - 3 группа и последействие – 4 группа.

2)акцентное вычитывание

1 группа: 1 ученик читает фрагмент – преддействие (до выхода мышей из подполья);
2 группа: чтение части текста, где описаны завязка «…на разбой идут ночной…») и вершина действия («…мышь кота за морду – хвать…»);
3 группа: -чтение части текста, в которой описана развязка («Вздрогнул кот, проснулся…);
4 группа – чтение части текста, где описано последействие (все остальное).

3) проверка, обсуждение и оценка работы групп (оценка – в таблицу на доске)

У – А теперь скажите, каким вы увидели кота, подтверждая текстом свои выводы. (Усталый, сонный, беззубый, старый, неповоротливый,…)

- А мышей? (Быстрые, трусливые, смекалистые, энергичные, дружные, голодные,…)

- Вы хорошо представили героев. А как вы поняли замысел автора?

- А.Н.Толстой хотел нарисовать картину жизни и рассказать устами РП (рассказчика повествователя) о характере, настроении, поступках, мыслях, чувствах героев.

- Он хотел высмеять ленивого лакомку – кота. Хотел показать, что если обижаешь кого то, то и тебя могут обидеть.

- А ещё он показал, что слабые, но дружные и смелые, сообразительные могут справиться с сильным, страшным врагом.

8. Работа в группах

У – Прочитайте 4 пословицы и определите, какой из них можно выразить главную мысль автора (презентация, слайд 10).

На экране пословицы:

1. Старый друг лучше новых двух.
2. Как аукнется, так и откликнется.
3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4. Что посеешь, то и пожнешь.

9. Оценка работы групп (в таблицу на доске)

V. Хореографическая постановка сказки подготовленными учащимися

У – Ребята, люди каких профессий смогли бы из искусства литература перевести это произведение в искусство театр?

– Сценарист, режиссер, художник, актер, композитор.

- Мы с группой ваших одноклассников и преподавателями актерского мастерства и хореографии попытались выполнить такую работу. Вы из читателей превращаетесь …? (В зрителелей).

- Каковы задачи зрителя? (По схеме «Театр», презентация, слайд 11).

(Дети рассказывают, что в театре зрители должны внимательно наблюдать за игрой актёров, пытаться понять их настроение, отношение к происходящему (точку зрения), точку зрения автора, его отношение к героям и их поступкам, замысел автора и составить своё мнение и о спектакле, и об игре актёров).

- Посмотрите сказку в исполнении … (Просмотр хореографической постановки).

VI. Итог урока

1. Творческая работа в группах

У – Сюжет сказки А. Н. Толстого я передала в жанре лимерика, но случайно перепутала все строчки. Восстановите лимерики.(Каждой группе выдан деформированный тест, разрезанный на отдельные строки).

1 группа

Жили – были мышки в подвале.
От кота они часто страдали.
Когда кот старым стал,
Зубы все растерял,
Мышки за нос его искусали.

2 группа - Жил – был в одной деревне усатый Котофей.

Был молод и безжалостно
Он истреблял мышей.
Когда к нему подкралась старость,
То от мышей ему досталось.

3 группа - На теплой печке кот усталый.

Во сне мечтает о сметане.
Ему в сметане снятся мышки –
Такие вкусные малышки!
Проснулся – нос погрызли мышки.

4 группа - тот же, что и 3 группе.

2. Проверка и оценка работ

Один представитель группы читает восстановленный текст. (Сверить с текстом на экране. Презентация, слайд 12).

У - Какие произведения А. Н. Толстого вам особенно понравились? Кому захотелось прочитать и другие его рассказы и сказки? (Учитель показывает книги и называет несколько произведений).

– Что запомнилось, понравилось на уроке?

3. Выставление оценок

VII. Домашнее задание по выбору учащихся

1) Наизусть фрагмент- описание животного из любого произведения А. Н. Толстого.
2) Наизусть сказку «Кот – сметанный рот» или отрывок.
3) Изготовление книжки – малышки по изученному произведению А. Н. Толстого.