Открытый урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Органы чувств. Окна в окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Расширить знания о строении глаза, о связи органа зрения с нервной системой.
  2. Развивать воображение, мышление.
  3. Воспитывать гигиенические навыки.

Ход урока

I. Мобилизующий момент

  1. Сегодня на уроке у нас гости. Давайте пожелаем им здоровья, то есть поздороваемся. Здоровье человека дороже любого богатства, поэтому к нему надо относиться бережно. Улыбнитесь друг другу, у вас хорошее настроение. Солнышко согреет своим теплом.
  2. Итак, начинаем урок. Учимся быть внимательными, наблюдательными, сообразительными и активными.

II. Актуализация знаний

1. Условия работы: отвечать четко, использовать учебный материал, помощь товарища, уметь слушать товарища.

2. Индивидуальная работа («за доской») – 2 учащихся.

а) Поставь стрелки, показывающие направления по которым распространяются сигналы в нервной системе.

б) Проведут исследования (3 учащихся) – по отдельности «Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен спинной мозг, наступила парализация, но он продолжает жить» и заниматься умственным трудом. Объясните, почему у человека сохраняется сознание, мышление, а также работают внутренние органы»

3. Работа с классом

Человек-часть природы

- Прочитайте высказывание.
- Как вы это понимаете?
- Чем человек отличается от животных?
- Какую роль выполняет нервная система?
- Из каких органов она состоит?
- Может ли отдыхать нервная система?

(Заслушивание индивидуальных ответов учащихся.)

Итог (учитель) нервная система состоит из чувствительных клеток, нервов и мозга, которая управляет работой каждого органа и их слаженными действиями (таблица). (Приложение, рис. 1)

4. (Учитель показывает учащимся зеркало)

- Кого вы там увидели?
- Почему себя надо уметь беречь?

Вывод (учитель): берегите свое здоровье. Чтобы вы могли слышать звуки природы, чувствовать запах цветов, видеть солнце и небо. Берегите себя!

Когда рождается на свет ребенок,
В руках у матери ему спокойно и тепло.
Но в голове его уже с пеленок
Сто «почему» и для «чего».
И каждый день, и каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познает чудесный мир,
В котором вы живете дети.

Перед тем как решить проблему, которую я поставлю перед вами, посмотрите на ступеньки. Поставьте каждый себя на свою ступеньку «уже знаем об органах чувств»

III. Постановка проблемы

1. - Как человек общается с окружающей средой?

- Перечислите органы чувств. (Появляется поэтапно в виде схемы)

2. Просмотр видеозаписи «Природа и человек» (2-3 минуты)

Вывод (учитель): Человек узнает, что происходит вокруг него с помощью органов чувств. Каждый знает, как неприятно болеть. Если все органы человека работают хорошо, то он здоров. И чтобы органы чувств посылали в мозг правильные сигналы, человек должен их беречь.

(Таблица: нервная система и органы чувств) (см. Приложение, рис. 2)

3. - Ребята, а что помогает вам увидеть это красивое яблоко?

- Органом, какого чувства являются глаза?

Глаза – это органы зрения

- Как вы думаете, почему именно яблоко я вам показала?

(Некогда слово «глаз» означало в русском языке камень-кругляк или шарик, а для обозначения глаза употреблялось слово «око», сохранившееся и поныне в русском языке и поэтической речи, но главным образом в пословицах и поговорках.)

- Попробуйте их назвать.

  • «Хоть видит око, да зуб неймет» (басня)
  • «Око за око, зуб за зуб»

- А как вы понимаете фразеологизмы?

  • В мгновенье ока – моментально.
  • Бросаться в глаза - остановить свой взгляд.
  • Глаза разбегаются – трудно сосредоточиться.
  • Глаз наметан – опытный человек, распознать что-то.
  • Нужен глаз да глаз – строгий просмотр.

Итог: без органов зрения человек не смог бы составить себе правильное представление об окружающем мире.

- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу.

- Какие красивые у вас глаза.

- А как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, веселые и т.д.)

- А что можно обнаружить в глазу, узнаем из статьи учебника.

- Но сначала проведем физминутку.

Я здоровье сберегу
Сам себе я помогу
Каждый день зарядку делай-
Будешь сильным, будешь смелым.
На зарядку становись!
Руки вверх! Руки вниз!
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче, станешь крепче и сильней.

IV. Совместное «открытие» знаний

1. Страница 39. (Ответ на вопрос Лены)

2. Выполнить задание № 1.

(Почему совы могут охотиться в темноте? Надо сказать, что ночью видят не только совы, но и другие животные: кошки, хорьки, лисы, волки. С сумерками выходят на промысел и заяц, и барсук и мыши. Мы, люди, тьму непроглядной, однако темнота все равно неполная. Вот этим животным незаметного нам света вполне достаточно.)

3. - Итак, зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и расположение.

4. Учащиеся с помощью текста учебника и рисунка рассказывают об устройстве глаза. (На доске появляются по мере знакомства новые слова – понятия)

V. Самостоятельное применение знаний

1. Групповая работа (по 4 человека)

а) Почему человек моргает?

Примерно 25 раз в одну минуту человек двигает веками – моргает. Это очищает глаз от пыли и соринок, смачивает от высыхания.

б) Соединить понятия и их определения.

Работа у доски, 5 человек.

глаз
глазница
зрачок
зрение
радужная оболочка
ресницы
роговица
сетчатка
слезы
хрусталик
веко

(Часть организма, имеющая определенное строение и спец. назначение; прозрачная жидкость, выделяемая железами, находящимися около глаз, они убивают микробы и вымывают соринки; спец. впадина в черепе для глаз; прозрачная оболочка глаза; орган зрения; подвижный кожный покров глаза; часть глаза в виде прозрачной эластичной линзы; внутренняя оболочка глаз, воспринимающая свет; отверстие, через которое свет попадает на хрусталик и сетчатку глаза; часть оболочки глаза, по цвету которой различают цвет глаз; волосок на краю века; способность видеть)

в) Составление правил бережного отношения к зрению (4 человека)

- Умываться по утрам
- Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день
- Не читать лежа и в транспорте
- При чтении и письме свет должен освещать страницу с лева, расстояние от глаз до текста 30-35 см.
- Делать гимнастику для глаз
- Правильно питаться, употреблять в пищу морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец.

г) (4 человека)

Что такое перед нами:
две оглобли за ушами,
на глазах по колесу
и сиделка на носу.

- Почему люди носят очки? Если вы носите очки, то …
- Не горюйте, с помощью очков зрение может улучшиться.
- Берегите свои «вторые глаза».

д) Остальные учащиеся работают по учебнику.

С. 41 (задание № 7, №8, №9)

2. Проверка выполненных работ.

3. Самое главное – это то, что надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением.

4. Оздоровительная минутка. Гимнастика для глаз.

- Зажмурьте глаза, а потом откройте (5 раз)
- Круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз; направо-вверх-налево-вниз (10 раз)
- Выпрямите вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно (3 раза)

5.

Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!

(Первая помощь при повреждении глаза, диагностика «проблемы со зрением») (Приложение, рис. 4)

VI. Итог урока

  1. Почему глаза считаются главным органом чувств?  (80% информации)
  2. Смотреть на мир и видеть красоту – большое счастье. И это счастье человеку дают глаза.
  3. Игра «Полезно - вредно» (проводят учащиеся)
  4. Сопоставить цифрами на рисунке части глаза.

VII. Домашнее задание

  1. с. 41 (вопросы, обратить внимание на вопрос со звездочкой)
  2. «Что было бы, если бы…» (вопрос при котором из строения глаза удаляется одна часть)
  3. с 40-41 (практическая часть)

VIII. Самооценка «Мы уже знаем»

- На какую ступеньку себя поставите.

Спасибо за урок. Будьте здоровы.

«Мы смотрим на этот мир глазами своей любви, поэтому он красив …»

Приложение можно получить по запросу у автора статьи.