Интегрированный урок

Разделы: Начальная школа


Памяткой в работе каждого учителя могут быть слова:
Храни счастливый  тон души,
Учись, учи, свой путь ищи,
Все, что мешает, победи,
Всегда вперед, мой друг, иди,
Не спать душа пришла, не спать,
А напряженно созидать.
Часто встает вопрос, как сделать процесс обучения доступным, увлекательным, эффективным. Это заставляет учителя искать оптимальные формы, методы, приемы обучения. Думать, знать, уметь – вот три стержня, без которых творческий процесс немыслим. При этом знания, умения, навыки – средство развития способностей.
В педагогической литературе утверждается, что ребенок начальных классов учится руками. Фантазия ребёнка в этом возрасте ещё не скована никакими правилами. Дети любят придумывать, изобретать, но воплотить свой замысел в изделие не могут, так как нет необходимых знаний, умений, навыков для работы. Дети не знают ни свойств материалов, ни основ композиции. А может быть это и к лучшему? Все эти правила дети узнают на уроке, понимая их необходимость. И одной из форм научения являются интегрированные уроки. Интеграция – это создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких разных предметах, приспособление и объединение этих элементов и частей в несуществующую ранее форму. В основу таких уроков заложена идея развития познавательных способностей детей, проведение самостоятельных наблюдений и сравнений, расширение и углубление представлений об окружающем мире. Интеграция снимает усталость, перенапряжение, снижает утомляемость за счёт переключения на разные виды деятельности. Акцент урока делается на фактах и наблюдениях, которые подтверждаются или углубляются при изучении различных учебных предметов. Проведенные интегрированные уроки убедили меня в том, что, когда обучение связано с жизнью, тогда бережно формируется внутренний мир ученика, дается импульс мысли, чувству.
Отзывы об уроках

Розянцева Татьяна Феоктистовна учитель школы-интерната №22:

Урок просто изумительный и по форме, и по содержанию. Очень обаятельная учительница, спокойна, лаконична в своих действиях. Внимание ко всем ребятам. Урок творческий, я обязательно применю его. Мне понравилось всё. Здоровья, счастья, любви, ещё много творчества. С уважением, коллега.

Филиппенко Валентина Петровна учитель начальных классов областная Басандайская специальная школа-интернат:

Урок прошёл на высоком методическом уровне. Высокая плотность урока. Все этапы урока продуманы, был плавный переход от одного задания к другому. Все задания были направлены на развитие памяти, логического мышления, воображения, привитие интереса к культуре других народов (оригами). За короткий период дети показали хорошие знания по предмету. На уроке был замечательный психологический климат. Доброжелательный тон, взаимопомощь. Молодцы – ребята и молодец – учитель. Огромное спасибо.

В ходе урока младшие школьники учатся ставить цели и планировать свою работу, проводить анализ, оценку и регулирование деятельности. Информационный материал урока доступен по содержанию и вызывает у детей положительные эмоции.  Я благодарна своим ученикам за их умение жить на уроке в предлагаемой игровой ситуации. Они рады, что право выбора поделки остается за ними. Каждый новый вид работы вытекает из предыдущего, являясь его продолжением, поднятием на следующую ступеньку.

Тема урока «Прямой угол». Предлагаю из геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, ромб) выбрать квадрат. Спрашиваю: « Почему выбрали эту фигуру, ведь и у ромба все стороны равны?» Ученик Саша подсказывает мне: «Светлана Владимировна, посмотрите, как у него прямо стороны идут!» Как же здесь не подвести к понятию прямого угла?

Интегрированные уроки дают возможность осуществить личностно-ориентированное и разноуровневое обучение. Уроки позволяют педагогу проявить оптимистическое отношение к возможностям ребенка, увидеть и признать его старания в выполнении заданий. Известно, что в своём познании ребёнок воспринимает сначала всё в целом и только потом начинает постепенно разбираться в деталях и подробностях. На уроке методом сгибания делим полоску бумаги и квадрат на равные части. А кто из детей не захочет научиться делить квадрат методом сгибания на 32 части? Необходимо минимум времени, чтобы по технологическим картам из этого квадрата сделать:

  • катамаран;
  • вертушку;
  • парусник;
  • бабочку;

Особый интерес вызвали уроки «Прямой угол. Дракон» и «Решение задач. Изготовление катамарана, вертушки, парусника, бабочки». На уроке используется материал по математике и приемы работы с бумагой по типу оригами.

Тема урока: Прямой угол. Дракон.

Цели урока:

  • Ознакомление с геометрическим понятием «прямой угол», его величиной, измерением.
  • Развитие памяти и внимания.
  • Продолжить работу по изготовлению поделок методом сгибания и складывания бумаги по типу оригами.

Оборудование:

  • геометрические фигуры;
  • технологические карты;
  • транспортир;
  • линейка;
  • рисунок дракона.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели урока:

Учитель: Прочитайте внимательно с доски слова, которые пригодятся на уроке – угол, квадрат, ромб, прямоугольник, транспортир, градус. Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?

Ученики: Высказывают свои предположения.

2.  Минутка красивого письма:

Учитель: Начнём урок с минутки красивого письма. В тетрадях продолжите  рисунок. Обратите внимание, на то, что он состоит из отрезков, расположенных под разными углами.

Рис. 1

Вы хорошо справились с рисунком, и следующее задание не будет для вас слишком сложным.

3.  Работа над новым материалом:

Учитель: Возьмите квадрат, который лежит у вас на столе. Почему из всех фигур вы выбрали именно эту? У меня в руках тоже фигура (демонстрируется ромб), у которой все стороны равны, но она не такая как у вас. В чём дело? Правильно, у этих фигур разные углы. А как называются эти углы? А как называются другие фигуры, находящиеся у вас на столе? У каких ещё фигур есть прямые углы, как их определить?

Учитель: На глаз, по линейке.

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

4. Работа по учебнику: стр. 47, № 217.

Учитель: Ребята, с какими понятиями и геометрическими фигурами вы познакомились?

Ученики:  Прямой, острый, тупой углы, квадрат, прямоугольник, ромб.

5. Закрепление знаний

Учитель: Какова длина стороны вашего квадрата? В каких единицах она измеряется? Какими приборами? А в каких единицах измеряется величина угла? С помощью каких приборов?

Ученики: Читают по толковому словарю значение слова транспортир.

Учитель:Показывает, как измерить с помощью транспортира величину угла. Записывает величину прямого угла на доске.

Ученики:  Записывают результаты измерений в тетради.

6. Домашнее задание:

  1. Соединить нарисованные на тетрадном листе точки, обозначенные числами от 1 до 17.
  2. Отметить прямые углы и дорисовать самим несколько новых.

Рис. 5

7.  Работа с бумагой:

1. Организационный момент.

Учитель: Догадайтесь, по словам с доски (клей, ножницы, помощь, фантазия, бумага, дракон), что за работа нам предстоит.

Ученики:  Предлагают свои версии.

Учитель: Мы выполним поделку «Дракон».

2. Техника безопасности при работе.

3. Изготовление головы дракона.

Учитель: Показывает операции и промежуточный результат ученикам.

Ученики:  Работают с квадратным листом цветной бумаги и сверяются с технологическими картами, лежащими на партах.

Рис. 6

Учитель: Вы справились с самой трудной частью работы, а теперь пофантазируем.

4. Изготовление туловища дракона (этап первый).

Учитель:  Посмотрим на рисунок на доске. Драконов можно изготовить разных. Придать им доброе и злое, весёлое и грустное выражение. У вас на парте четырёхугольники разных цветов. Выберите два таких, которые передают настроение и характер вашего дракона. Какой цвет вы выбрали, почему?

Ученики:  Объясняют свой выбор.

5. Изготовление туловища дракона из двух четырёхугольников-трапеций (этап второй).

Рис. 7

6. Оформление работы по собственному замыслу.

8.  Итог урока:

Учитель: Знания, полученные на уроке, и ваше трудолюбие помогли сделать интересные поделки. А какая дальнейшая жизнь у вашего дракона?

Ученики:  Предлагают играть, дарить, считать, сравнивать…

Используемая на уроке литература:

  1. Энциклопедия для детей «Всё обо всём», составитель Г. Шалаева. Компания «Ключ С», М. 1995 г.
  2. Толковый словарь русского языка, С. И. Ожегов. «Азъ», М. 1996 г.
  3. Энциклопедия оригами, С.Ю. Афонькин. С-П. «Кристалл», М. «Оникс»,   2000 г.

При изучении темы «Родной край» по природоведению мы знакомимся с гербом Томской области. Не сложно сделать лошадку из бумаги. У ребёнка идёт не только зрительное, слуховое, но и тактильное восприятие. Дома он покажет поделку, продолжит разговор, значит, эта тема затронула его душу, заинтересовала его.
Подобно семи нотам, лежащим в основе всех мелодий мира, в плоском листе бумаги заключено множество форм. Это как в музыке. Если твои творческие возможности невелики, можно повторять сонаты других людей, если в тебе есть силы, создай своё произведение.

Литература:

  1. З.А. Богатеева  «Чудесные поделки из бумаги», М. Просвещение, 1992 г.
  2. С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина «Энциклопедия оригами», С-П. Кристалл, М. Оникс, 2000 г.
  3. Ю.Т. Азаров «Радость учить и учиться», М. 1999 г.