Урок окружающего мира по теме "Кто что ест". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи, изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов, рассмотреть цепи питания животных;
  • закрепить знания о разнообразии животных;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • диапроектор,
  •  диапозитивы «Кавказский заповедник»,
  •  таблицы «Животные смешанных и широколиственных лесов»,
  • карточки для групповой работы,
  •  сигнальные карточки «Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс.
Урок окружающего мира у нас.

Учитель. Дети, представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, близким людям, всем растениям и животным. Пожелайте им любви и добра.

II. Проверка домашнего задания

Тест по теме «Разнообразие животных».

1. Какая наука изучает жизнь животных?

1) ботаника
2) зоология
3) экология

2. К какой группе животных относятся морские ежи и морские звёзды?

1) моллюски
2) ракообразные
3) иглокожие

3. К какой группе животных относятся креветки и крабы?

1) моллюски
2) ракообразные
3) иглокожие

4. К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?

1) паукообразные
2) черви
3) насекомые

5. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?

1) ракообразные
2) паукообразные
3) насекомые

6. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?

1) рыбы
2) земноводные
3) пресмыкающиеся

7. Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком?

1) птицы
2) звери
3) земноводные

8. К какой группе животных относятся лягушки и тритоны?

1) рыбы
2) земноводные
3) пресмыкающиеся

9. Какая группа животных – самая многочисленная?

1) насекомые
2) птицы
3) звери

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете «Кто что ест». Это тема урока. Вы познакомитесь с классификацией животных по типу пищи, научитесь составлять цепи питания.

IV. Работа по теме

Учитель. Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие кормов. Это травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды и семена растений, грибы. Животные в лесу обитают всюду: на поверхности почвы, в почве, на ветвях деревьев и под корой.
На время зимней бескормицы одни животные делают запасы пищи, другие впадают в спячку, третьи охотятся на других животных.

Учитель. Назовите известных вам животных леса.

Дети. Животные леса: лиса, волк, лось, белка, заяц и другие.

Учитель. Если присмотреться к пище этих животных, то их можно разделить на 4 группы.

Первая группа – растительноядные животные. Им нужна растительная пища. Это растения, листья, тонкие ветки, кора, ягоды, грибы, орехи.
Вторая группа – хищные животные или хищники. Это животные, питающиеся другими животными.
Третья группа – насекомоядные животные. Их пища – насекомые.
Четвёртая группа – всеядные животные. Они едят и растительную и животную пищу.

Учитель. Я расскажу о некоторых животных леса.

Используются таблицы «Животные смешанных и широколиственных лесов».

Учитель. Лось – крупное животное, почти с лошадь. Лоси кормятся ветками молодых деревьев, сочной травой, грибами, папоротниками и другими растениями. Трудно лосю находить пищу зимой под снегом. Тогда он ест хвою и кору деревьев, ищет старую засохшую траву.
Белка – это слово древнерусское. Название животному дано по цвету и первоначально относилось лишь к белой породе белок. А теперь – и к рыжим, и к серым белкам. Это резвый и непоседливый зверёк. Гнездо белка сооружает около вершины ели или пихты. Домов у неё может быть несколько – основной и запасные, где можно переждать непогоду, спрятаться от врага, устроить склад запасов. Питаются эти зверьки орехами, семенами, грибами, ягодами. Основным кормом являются семена хвойных деревьев.

Учитель. Давайте поиграем в игру «По словесному портрету вы скажите, кто же это?»

Словесный портрет. Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и ветки деревьев.

Учитель. О каком животном идёт речь?

Дети. Речь идёт о бобре.

Учитель. Прославились бобры тем, что перегораживают плотиной ручьи и строят недоступные для врагов хатки – островки. В США однажды обнаружили плотину длиной 1200 метров, за ней было выстроено 40 бобровых хаток.

Учитель. Чем питаются бобры?

Дети. Бобры питаются ветками деревьев.

Учитель. К какой группе можно отнести животных: лось, белка, заяц, олень, косуля, бобр?

Дети. Лось, белка, заяц, олень, косуля, бобр – растительноядные животные.

Учитель. Отгадайте загадку.

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…

Дети. Медведь.

Учитель. Отгадайте загадку.

Рыжая хозяюшка
Из леса пришла,
Кур пересчитала
И с собой унесла.

Дети. Это лиса.

Учитель. Давайте послушаем разговор медведя и лисы и узнаем, чем они питаются.

Инсценировка

Медведь. Осенью у нас, у медведей, забот немало. Надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени. Ведь в это время много еды: созрели ягоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся мёдом диких пчёл и ос. Накопили жирку – и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.

Лиса. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное удивительное чутьё, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу – мышей – полёвок – я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что лисицы уничтожают много зайцев, неверны. Разве, что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.

Учитель. Чем питается медведь?

Дети. Медведь питается ягодами, корнями, насекомыми, мёдом.

Учитель. А ещё он питается рыбой, мелкими животными.

Учитель. Так к какой группе можно отнести медведя?

Дети. Медведь – это всеядное животное.

Учитель. К этой группе относятся ёж. Дикий кабан.

Учитель. Чем питается лиса?

Дети. Лиса питается зайцами, мышами.

Учитель. К какой же группе относится лиса?

Дети. Лиса питается другими животными, значит, это хищное животное.

Учитель. Мясную пищу предпочитают многие звери: волки, куницы, соболи. Эти животные являются хищниками. А теперь внимательно послушайте загадку и отгадайте её.

Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это…

Дети. Птица.

Учитель. Почему паук боится птиц?

Дети. Паук – это насекомое, а многие птицы питаются насекомыми, то есть являются насекомоядными.

Учитель. Синица, дятел, соловей, поползень, кукушка – насекомоядные птицы. Они приносят большую пользу, уничтожая насекомых – вредителей растений. Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Некоторые птицы питаются семенами и плодами – это растительноядные птицы. К ним относятся клёст, снегирь, щегол.
Есть птицы, которые питаются мясом других птиц и мелких животных. Это хищники. Сокол, коршун, ястреб, филин, сова – хищные птицы.
Есть и всеядные птицы. Это ворона, сорока. Они едят всё подряд – насекомых, мелких птиц, зерно, зелёные части растений, ягоды, фрукты.

Физкультминутка

Учитель. Ещё я хочу познакомить вас с животными, которые обитают в лесах нашего Краснодарского края.

Показ диапозитивов «Кавказский заповедник».

Благородный олень считается самым красивым животным. Рога самца гордо ветвятся, шерсть отливает червонным золотом. Каждое движение исполнено величавой грацией. Длина его чуть больше 2 метров, вес около 200 килограммов. Питается растительной пищей.
Зубры принадлежат к самым крупным стадным животным. Рост их достигает 2 – 4 метров, вес – 1,5 тонны. Эти великаны понесли тяжёлый ущерб от человека. Их отстреливали ради шкуры. Для индейцев зубры – основной источник питания. Из шкур они делали жилище, шили одежду и обувь. К 1923 году оставалось всего56 зубров. Создание заповедников спасло этих животных. Это растительноядные животные.
Соболь – ярко выраженный хищник, отважный и ловкий. За сутки пробегает много километров. Основная его пища – мелкие грызуны, но часто добывает он и крупных птиц, ловит рыбу, может поймать белку.
Скворец обыкновенный – один из первых вестников весны. Они селятся везде: в отверстиях стен, трещинах скал, в дуплах. Но больше всего им подходят скворечники. Скворцы могут питаться растительной пищей, поедая семена и фрукты, гусеницами, но основной их рацион составляют насекомые.
Ушастая сова, неясыть, пустельга – всё это совы. Сов можно встретить во всех природных зонах нашей страны. Они ведут ночной образ жизни. Их добыча – крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие грызуны. За сутки сова съедает 1000 мышей.
Дятел селится в дуплах деревьев. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре или под корой дерева. Дятел быстро определяет клювом по звуку дерева, где  находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Он не успокоится, пока не выберет всех вредителей.

Работа с учебником

Учитель. Прочитайте по учебнику статью «Цепи питания» страница 96-97.

Учитель. Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Цепь питания начинается с растения. Это первое звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные. Давайте попробуем составить возможные цепи питания лисицы:

Дуб––> мышь––> лиса.
Осина––> заяц––> лиса.

Работа в группах

Класс делится на три группы. Каждой группе выдаётся карточка с текстом. Используя текст, необходимо составить схему пищевых связей.

Карточка 1.

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Могучие дубы высохли.

Карточка 2.

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом  нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

Карточка 3.

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.

Ответ на карточку 1.

Дубы ––> шелкопряд ––> птицы.

Ответ на карточку 2.

Молодые ––> деревья ––> козы ––> волки.

Ответ на карточку 3.

Деревца ––> мыши ––> ежи, барсуки.

Работа с учебником

Учитель. Прочитайте в учебнике статью «Кто как приспособлен» страница 97.

Беседа по содержанию статьи

Учитель. Как приспособились хищники к добыванию пищи?

Дети. Лиса – тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова – мягкое оперение делает полёт бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.

Учитель. Как приспособились животные защищаться от хищников?

Дети. Заяц – быстрые ноги, цвет шубки (зимой белый, летом – серый). У ежа иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. Кузнечик – зелёный цвет. У божьей коровки – едкая кровь.

V. Итог урока

Учитель. Прочитайте вывод на странице 98. На какие группы делятся животные в зависимости от их питания?

Дети. Животные делятся на растительноядных, насекомоядных, всеядных и хищников.

Учитель. Чтобы убедиться в том, что вы умеете относить животных к той или иной группе, я проведу игру «Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные». Я  называю животных, а вы с помощью сигнальных карточек показываете, к какой группе они относятся.

Учитель. Лось, белка, лиса, медведь, волк, синица, ворона, сорока, олень, зубр, сова, скворец, дятел.

VI. Домашнее задание

Учитель. Кроме зверей и птиц в лесу обитают и другие животные – ящерицы, змеи, насекомые. Вот о них вы подготовите на следующий урок свои сообщения и прочитаете по учебнику статью «Доброе слово о хищниках».

Использованная литература:

1. Ю.Г. Илларионова. Учите детей отгадывать загадки.
2. Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу Мир вокруг нас. 3 класс.
3. А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса.
4. П.Р. Ляхов. Я познаю мир. Животные. Детская энциклопедия.
5. Е.Н. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс.