Урок математики в 5-м классе по теме "Диаграммы"

Разделы: Математика


Цели:

  • активизировать, расширить и систематизировать знания учащихся;
  • представить вариант использования ИКТ, программы Excel на уроках математики;
  • развивать интерес к изучению математики, развивать навыки самостоятельной работы.

Оборудование:

  • транспортир,
  • циркуль,
  • компьютер,
  • проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день. Сегодня необычный урок – вы познакомитесь с интересными задачами из жизни, узнаете новый способ построения диаграмм.

У вас на партах бланки, подпишите, пожалуйста, а в конце урока сдайте (Приложение 1)

II. Актуализация знаний.

1. Индивидуальная работа (два учащихся работают за компьютерами):

  • первый учащийся работает над таблицей умножения (CD – диск 1С: Школа. Математика. 5-11 классы. Практикум.)
  • второй учащийся выполняет тест по теме “Проценты”

2. Фронтальная работа.

2.1. Соедините выражения, стоящие в первом столбце с равными значениями во втором столбце (слайд 1):

Вычислите удобным способом (слайд 2):

19+107+54+93+46+81 =400
29+13+14+21+36+37 =150
63+9+85+91+15+37 =300

Переведите в проценты дроби (слайд 3):

;

Работа по таблице (слайд 4)

Напитки Количество

людей

Фанта 40
Лимонад 27
Кола 95
Фруктовый сок 18

- Как наглядно показать, какой напиток самый популярный?

(можно построить диаграмму)

- Назовите преимущества диаграмм

(Диаграммы позволяют быстрее и легче установить все перечисленные в таблице закономерности; более наглядная информация)

- Как построить круговую диаграмму?

Ученик работает у доски

360:180·40=80

2·27=54

2·95=190

В круге отмечаем центр, проводим радиус так, чтобы углы были равны 800, 540, 1900.

Получаем диаграмму (слайд 5)

III. Постановка темы урока.

Сегодня на уроке мы облегчим себе задачу при построении диаграмм. Построим круговую диаграмму, используя компьютер и программу Excel.

(учащиеся усаживаются за компьютеры, у каждого компьютера инструкция).

Учащиеся самостоятельно, используя инструкцию (Приложение 2), строят круговую диаграмму в Excel. Если у учащихся появились затруднения, обратить внимание на проектор (проектор использовать как образец).

- Что можно сказать о двух способах построения диаграмм?

(дети высказывают свое мнение, делают выводы)

IV. Гимнастика для глаз.

1. Разотрите хорошенько уши ладонями – вначале мочки, а потом целиком: вверх – вниз, вперед – назад, при этом поцокайте языком – 15-20сек.

(для снятия перегрузки всех систем организма)

2. Взгляните на потолок, не двигая головой и телом. Затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнения слишком медленно.

3. Двигайте глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой и телом.

V. Работа по группам.

Группа №1

(работает за партами)

Группа №2

(работает за компьютерами)

№ 1666, №1678 Построение диаграмм в программе Excel
Задача. Среди пятиклассников школы провели опрос. Их попросили высказать свое мнение об утверждении: “Чтобы хорошо учиться по математике, надо заучивать текст учебника”. Изобразите круговую диаграмму, используя данные таблицы.
согласны 25%
затрудняюсь ответить 5%
не согласны 70%

(Приложение 3)

Работа с данными из журналов и газет

(Приложение 4)

Учащиеся групп меняют местами и заданиями. (Первая группа работает за компьютерами, вторая – по учебнику за партами)

VI. Итог урока.

Сегодня на уроке вы научились строить диаграммы новым способом и разбираться с информацией, представленной в диаграммах.

Назовите преимущества диаграмм перед таблицами?

Еще раз назовите, какие типы диаграмм вы узнали?

Работая за компьютером, вы узнали новый способ построения диаграмм. В чем на ваш взгляд преимущества и недостатки данного способа построения?

Выделить лучших учащихся.

Домашнее задание.

Из газет и журналов подобрать сведения (статистику) и построить диаграммы.

Спасибо за урок!

Презентация

Примечание для презентации.

Чтобы на слайдах №2,3,4 показать ответы, необходимо курсор наводить на прямоугольники первого столбца, овалы, дроби.