Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "В чудном мире материалов"

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛИ:

  1. Формирование у детей понятия о том, что различные материалы имеют свой вес.
  2. Обучение способам взвешивания предметов для установления их веса с последующей сериацией предметов по этому признаку.
  3. Закрепление навыков группировки предметов по выделенным признакам.
  4. Обогащение и активизация словаря.
  5. Воспитывать познавательный интерес.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Поисковая деятельность с различными предметами и материалами, опыты, эксперименты с металлом, деревом, бумагой.
  • Словесные игры: «Назови какой?», «Какого предмета не стало?».
  • Дидактическая игра «Чудесная коробочка».

ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

  • Голосок - металлический, звонкий, тонкий…
  • Голосок – бумажный, шуршащий, громкий…
  • Голосок – деревянный, глухой, громкий…
  • Голосок стеклянный, звонкий, тонкий…
  • Голосок пластмассовый, глухой, тихий…

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Импровизированные весы; по три круга разного цвета (красный, синий, желтый); по три мешочка с материалами одного размера – металл, дерево, картон; мини пьедестал для каждого ребенка.
  • Предметы в коробочке (дерево, металл, пластик и т.д.); разнос.
  • Предметы – два стакана, две ложки (дер.), лист бумаги, колокольчик, пластиковые шашки для игры, ширма.
  • Два обруча; карточка с изображением металлических, деревянных предметов и предметов, изготовленных из дерева и металла; кукла Буратино и Дровосек.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

/Внести разнос с предметами, изготовленными из разных материалов/

- Что можно сказать об этих предметах?

- А можно ли сказать о весе этих предметов?

- Давайте вспомним, как можно определить, какие предметы тяжелые, а какие легкие?

- Опустить в воду – Что увидим?

- Подержим на ладошках – Что почувствуем?

- Поднять и бросить на пол – Что услышим?

/Если дети не вспомнят, можно продемонстрировать./

- При помощи чего можно определить вес предметов?

Физ.минутка «Весы».

/А вы сможете изобразить весы?/

/Дети садятся за столы./

- Перед вами три мешочка.

- Чем они похожи? /цвет, размер./

- Чем они не похожи?

- Возьмите их в руки. Догадались, чем они не похожи?

- Какой из мешочков самый тяжелый? Как определить точно?

/Напоминаю правила пользования весами/.

- Возьмите два мешочка. Взвесте их. Что вы видите? /Один тяжелый, а один легкий./

- Положите тяжелый мешочек на красный круг.

- Теперь будем взвешивать оставшиеся два мешочка.

- Что вы теперь видите? /Один тяжелый, а один легкий./

- Тяжелый положите на красный круг, а легкий – на желтый.

- У нас получилось два тяжелых мешочка и один легкий. А мы хотим узнать, какой самый тяжелый мешочек?

- Что нам надо сделать?

- Взвешиваем оба тяжелых мешочка. Что видим? Нашли самый тяжелый мешочек? Куда мы его положим?

- Какой мешочек у нас остался, если есть самый тяжелый и самый легкий, как назовем этот мешочек? /не очень тяжелый, полегче, средний по тяжести./

- Что мы хотели узнать?

- Что мы делали?

- Что получилось?

- Мы разложили мешочки по порядку, сначала - /самый тяжелый/, потом - /полегче/, потом - /самый легкий/.

- Давайте заглянем в самый тяжелый мешочек. Какой материал там лежит? /Так же поступим и с другими мешочками./

- Какой же материал занял первое место по тяжести, а второе, а третье?

/Расположим материал на пьедестале./

- У меня на столе лежат карточки, а на полу обручи. Давайте попробуем разложить эти карточки так, чтобы в синем обруче лежали только металлические предметы, а в красном обруче – только деревянные.

- Как вы думаете, куда мы положим оставшиеся карточки (предметы, изготовленные с использованием дерева и метала)?

- В одном обруче металлические предметы, в другом деревянные, как можно назвать предметы, которые лежат между ними? /деревянно-металлические/.

Физ. минутка «Тяжелые – легкие»:

«Что бывает легким?» (снежинки, листья, бег, шаги и т.д.)

«Что бывает тяжелым?» (ноша, дыхание, шаги и т.д.

/Дети называют и изображают./

Игра «Чей голосок звучит?»

- У меня есть предметы. Я буду ими издавать звук, а вы должны узнать, чей голосок звучит?

/Вниманию детей предлагаются звуки – звон колокольчика, стук деревянных ложек, звон стеклянных стаканов, звук сминающейся бумаги, шум пластмассовых шашек./

- Ребята, как вы думаете, что я делала, чтобы предметы заговорили? / Стучала, гремела, шуршала, звенела, ударяла./

- У нас в группе очень много разных предметов, я хочу, чтобы вы попробовали заставить их заговорить и рассказали мне, как вы это делали. /Палочками стучал. Бубном звенел. Орешками гремел. Пакетом шуршал…/

Приложение.