Урок русского языка в 5-м классе "Энциклопедия одного слова"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  1. обобщить теоретические знания по теме «Лексика»
  2. обогащать словарный запас учащихся
  3. развивать способность самовыражения
  4. развивать интерес к отдельно взятому слову: изучить происхождение, строение, произношение, написание; рассмотреть слово в структуре словосочетания, предложений, небольшого текста.
  5. воспитывать бережное отношение к слову, чувство товарищества, внимательное, доброе отношение друг к другу.

Оборудование урока:

  1. Словари
  2. Дидактический материал
  3. Презентация

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Язык – средство общения, с помощью которого мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся с вопросом, передаем, получаем информацию. Слово может быть добрым и злым, жестоким, коварным врагом. Мы говорим: «Слово – друг и враг, словом можно излечить и ранить». Посмотрите на эпиграф к уроку. Лев Николаевич Толстой говорил: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

– А как вы думаете, в каких жизненных ситуациях слово приносит нам пользу, а в каких вред? (ответы ребят)

Ребята, слово, в моём представлении,- живое существо, способное, как и человек, радоваться, грустить,обижаться,упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь.

Давайте, проведем игру

«Угадай слово»

Я читаю лексическое значение слова, а вы должны его угадать, записать и отметить добрые слова «+», а злые «-»

  1. Весна
  2. Солнце
  3. Циклон
  4. Раб
  5. Лыжи
  1. Время года, следующее за зимой и предшествующее лету.
  2. Небесное светило, вокруг которого обращается земля и другие планеты.
  3. Область устойчивого, пониженного атмосферного давления, которое характеризуется обильными осадками, сильным ветром.
  4. В рабовладельческом обществе человек, лишенный всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца.
  5. Плоские деревянные полозья для хождения, бега по снегу.

Проверка, объяснить орфограммы.

– Какие слова вы отметили «+», «-»? Почему?

– А теперь пофантазируйте и представьте, что произнесенное и записанное слово превратилось в магнит. Это слово-магнит может притягивать, присоединять к себе другие слова.

Запишите слова, которые могут притягиваться к «+» словам-магнитам (Притягивающие слова могут принадлежать к разным частям речи)

Проверка:

Ребята, обратите внимание, совсем, как в жизни, все доброе , «+» тянется к такому же доброму, светлому, Сегодня мы обратимся к одному слову, изучим его происхождение, строение, рассмотрим в структуре словосочетания, предложения, в произведениях художественной литературы, фольклора.

–Как вы думаете,

о каком слове мы будем говорить?

Отгадайте загадку:

Бурая корова через прясло глядит или
Красная девушка по небу ходит

Отправимся в путешествие.

Помогать нам будут словари. (выступление учащихся)

  1. Толковый словарь (лексическое значение слова, однозначное, многозначное). Употребляется в переносном значении (Приложение 1)
  2. Этимологический словарь Древнерусское слово (Приложение 1)
  3. Словообразовательный словарь(таблица) (Приложение 1)
  4. Соварь синонимов (дневное светило, солнцепёк) (Приложение 1)
  5. Фразеологический словарь (Приложение 1)
  • Найти своё место под солнцем
  • Есть правда под солнцем
  • И на солнце бывают пятна (Приложение 1)

Слово «Солнце» в русском фольклоре

  • пословицы и поговорки(выступление учащихся)

Собери пословицы (Приложение 2)

Объясни орфограммы, найдите слово с чередующей гласной в корне

  • в загадках
  • в легендах
  • в сказках
  • в песнях

Песня «Пусть всегда будет солнце» (музыкальная пауза) (исполняют все)

Слово «Солнце» в произведениях художественной литературы

Работа с псевдотекстом (карточки) (Приложение 2)

Слово в моём творчестве

Все маленькие да взрослые любят фантазировать. Фантазия от греческого слова- мечта, выдумка. У В. В Маяковского есть стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», в котором автор рассказывает о своей встрече с солнцем, о том, как солнце пришло к поэту в гости.

Пофантазируйте. Представьте, что вы превратились в солнце, что вы чувствуете, ощущаете. Запишите свои мысли в форме маленького рассказа или стихотворения (если сможете около 5-7 предложений)

Вывод урока:

Итак, ребята, мы с вами совершили увлекательное путешествие в слово «Солнце».

– С какими словами у вас ассоциируется слово «Солнце». Приклейте лучики к солнышку.

Вы хорошо сегодня поработали, и солнышко улыбается вам, радуется вашим успехам.

И урок я хочу закончить стихотворением В. Солоухина «Слово о словах»:

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком бьётся,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесишь
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить,
Оно одарит иль ограбит
Пусть ненароком, пусть шутя
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

И сейчас, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение, скажем доброе слово друг другу по цепочке.

Домашнее задание:

создать свой проект «Энциклопедия одного слова» (по выбору учащихся)