Урок окружающего мира по теме "Я знаю свой край"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обобщить знания детей о КБР, показать красоту родной природы;
  • воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю;
  • работать над развитием внимания, логического мышления;
  • развивать познавательную активность, любознательность, поощрять стремление детей узнавать что-то новое о своем родном крае.

Оборудование: физическая карта России, карта КБР, выставка работ детей, проектор, компьютер.

Приложения: Презентация, национальная мелодия.

Ход урока.

1. Орг. момент. Постановка учебной задачи. (звучит национальная мелодия)

Любимый край, земля моя родная,
Приветствую тебя и воспеваю.
Цвети, расти, крепи народов дружбу
И покажи нам всем,
Как делать это нужно!

- Мы сегодня с вами подводим итог по разделу « Родной край – часть большой страны». Еще Генрих Гейне писал: «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю». (слайд)

Тема нашего урока называется «Я знаю свой край».

На предыдущих уроках вы были географами, ботаниками, экологами. Самостоятельно искали интересную информацию о нашей республике, о живой и неживой природе, об уникальных сведениях .

2. Слово предоставляется географам .

- Кабардино-Балкария удивительный уголок на планете Земля (учащиеся работают с картой).

Наш северо-западный сосед – Ставрополье вместе с Карачаево-Черкесией, южный сосед – Грузия, на востоке, северо-востоке – Северная Осетия.

Здесь встречаются все природные зоны:

  1. Степная- сухостепная, луговостепная;
  2. Лесостепь;
  3. Широколиственный лес;
  4. Разнотравье;
  5. Хвойный лес;
  6. Субальпийская зона;
  7. Альпийская зона;
  8. Субниальная зона;

Насчитывается много рек и озер.

- Чем озеро отличается от реки? (вода в озере не течет, как в реке, нет у озера ни истока, ни устья)

Послушайте «Разговор озера и речки»
(театрализованный диалог заранее подготовленных детей).

Прибежала речка к озеру, посмотрела на него и гово­рит:

- Чем-то мы с тобой похожи, а чем - и сама не пойму!

- Вот чудачка, - отвечает озеро, - чего же тут не понимать! Вода у нас с тобой одинаковая: пресная, чистая, летом теплая. Зимой мы льдом покрываемся. И только!

- Ну, нет! - сказала речка. - В наших водах живут рыбы, птицы гнездятся на наших берегах.

- Зато ты многим от меня отличаешься, - заявило речке озеро, - ты длинная, но узкая, а я широкое, почти круглое. У тебя два берега: правый и левый, а у меня - кругом берега.

Ты течешь, бурлишь и шумишь, а я почти всегда спо­койно.

Только ветер поднимает на мне волну. Вот видишь, как я на тебя не похоже!

В КБР насчитывается более 100 различных по своему происхождению озер. Самое красивое из них Голубое озеро.

(1-й ученик рассказывает легенду о Голубом озере )

- Что еще вы можете сказать о Голубых озерах?

Голубые озера – их два – Верхнее и Нижнее совершенно разные по цвету, по ее составу, по температуре воды. В Нижнем озере вода сероводородная, очень холодная с постоянной температурой +9,3 градуса. Почему это? Загадочно. Однако, объяснимо – озеро расположено на известняковом Пастбищном хребте. Воды легко размывают известняки, вымывают в них гроты и даже пещеры. Голубое озеро (по-балкарски Череккёль, по имени реки Черек, которая подпитывает озеро вместе с подземными озерами) - это провал .Озеро овальной формы похоже на очень дорогое зеркало, отливая изумительным изумрудно- голубым цветом. В озеро не втекает ни один ручей, зато из него ежечасно вытекает 320м3 воды.

Постоянная температура объясняется его огромной глубиной – 254м и проточностью. Вода летом не успевает прогреться, а зимой не успевает остынуть. Поэтому Голубое озеро никогда не замерзает. Голубое озеро удивительно еще и своим прекрасным цветом, этот цвет объясняется глубоким содержанием сероводорода (поэтому воду из него пить нельзя, и ни одно живое существо, кроме крохотных планктончиков там не живет). Склоны вокруг озера обрамляют берега, отвесная 100 метровая стена, горы, сплошь поросшие богатыми лесами. Поистине, Голубые озера – памятник природы.

Обратите внимание на слайд. Что вы видите? – Правильно. Это Тамбуканское озеро.

- Это удивительное озеро расположено в обширнoй степной котловине. Площадь озера около 2 квадратных километров, глубина всего 1,5м, вода имеет горько-соленый вкус. Растительный и животный мир озера очень беден. Дно озера покрыто черной иловой грязью, обладающей целебными свойствами. Ценнейшую целебную грязь добывают и вывозят в санатории нaшeй pecпyблики и в другие города страны. (Тамбуканское) (слайд)

Чегемские водопады.

Удивительны и уникальны эти водопады. Хотя казалось бы, что особенного – ведь на Кавказе водопадов бесчисленное множество. Но чегемские водопады сказочно великолепны - мелкими хрустальными прозрачными струями вырываются они прямо из скал, как из маленьких краников, и нежно струятся вниз. А обычные водопады просто срываются со скал. Уникальность Чегемских водопадов – в их карстовом происхождении. Вода пробивает скалистый хребет, который состоит из различных известняков и минералов разного цвета, и выбрасывается наружу струями, уступами, каскадами, потоками. Они разбиваются на мельчайшие брызги, преломляющиеся в лучах солнца, блестящие, как бриллианты. Особенно прекрасны Чегемские водопады зимой, когда все эти струи застывают, как тонкое ледяное покрывало.

3. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал!».

Кавказ - прекрасная горная страна. Здесь по6ывaли многиe великие люди. О Кавказе написано много стихов, поэм. Красота гор не может никого оставить равнодушным. Горная часть Кабардино-Бaлкaрии занимает половину плoщaди pecпyблики.

- Назовите высочайшую вершину Кавказа. (Эльбрус)

- Что вы знаете о нем? (Это молодой вулкан. Через два кратера выбрасывались камни, пепел,

лава. В результате возникли две вершины: западная (5642м) и восточная (5621м) с седловиной между ними на высоте 5322м. В настоящее время Эльбрус находится в стадии покоя).

- Одна из горных вершин - пятитысячников Кавказа носит имя вeликого русского поэта, хорошо известного вам. Ее высота 5100м. как называется эта вершина? (Пик Пушкина)

Главные Кавказские вершины Шхельда – 4320м, Кавказ – 4212м, Бжедух – 4211м, Донгуз-орун-баши – 4468м.

- Сейчас мы поговорим о пoкорителях высочайшей вepшuны Европы. Paньшe aльпинизм не был развит. Восхождения на труднoдocтyпные вepшины совершались лишь отдельными лю6ителями. Кто первым в 1829 году пoкорил восточную вершину Эльбpyca? (Килар Хаширов)

- Западная вершина впервые была пoкopeнa в 1874 году группой aльпинистов, которую вел местный проводник. Назовите имя этого проводника. (Ахия Соттаев)

- Килар Хаширов - кабардинец, Ахия Соттаев - балкаpeц.

Назовите имя первого из русских пoкopителей Эльбpyса, который дважды совершил восхождение на обе вершины и составил первую карту ледников. (Пастухов)

- А теперь турист любoгo вoзpacта может подняться на гору Чeгeт и посмотреть на Эльбpyc. Отсюда он виден весь - от гранитного цоколя до вершин. Что поможет вам совершить это восхождение? (канатная дорога)

- Все вы слышали слова песни:

Эльбрус - красавец смотрит сквозь тучи
В белой папахе в синеву.
Этой вершиной светлой, мoгyчeй
Нaлю6oвaться не могу.

  • О какой «папахе» идет речь? (ледники)
  • Сколько ледников на Эльбрyce? (ледников 23)
  • Назовите самый значительный из них. (Большой Азау, eгo длина 7,5км.)
  • Что такое папаха? (это мужской головной убор)
  • А в наши дни носят папахи? Где их можно увидеть? (правильно, в танце)
  • Так давайте же мы с вами немного потанцуем и отдохнем.

4. Физминутка (звучит национальная мелодия, дети танцуют «Кафа»).

- Вы также красивы и грациозны в танце, как и деревья нашего края.

4. Слово предоставляется ботаникам.

- Растительный и животный мир Кабардино-Балкарии oчeнь богат.

Здесь растет около половины видов растeний, встречающихся на всем Кавказе. О некоторых из них мы и поведем сегодня разговор. Большинство из этих растeний занесено в Красную книгy. И если мы часто видим их у нас в Кабардино-Балкарии, это говорит о нашем бережном отношении к этим растениям. Сколько прекрасных стихов, песен, легенд посвящено растениям. Некоторые из них мы сегодня вспомним.

- Это дерево растет даже в местах схода лавин, так как yпpyгий ствол пpoгибaeтся, пpoпуская через себя лавину. Там, где другие погибают, это выживает. Это дерево является символом России(береза) (слайд)

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан
И ее золотистые косы
И холщевый ее сарафан
(С. Есенин.)

- По одной из легенд это растение названо шайтановым, или чертовым деревом. О каком растении идет речь? (кизил) (слайд)

- Кто расскажет легенду о кизиле? (А дело было так: когда Аллах стал одаривать людей растениями, черт попросил себе это деревце: он увидел, что оно цветет раньше всех, а значит, по его, черта, рассуждению, и плоды от него можно получить раньше другиx. Но он просчитался. Уже давно созрели яблоки, груши, сливы, а плоды этого дерева висели зелеными, кислыми и терпкими. Что ни делал шайтан, ничего не помогало. Плюнул он с досады и отказался от обманувшего его дерева. Подошла осень, ягоды этого дерева стали сочными, ягоды красными, блестящими. Люди пришли в лес и набрали полные корзины вкусных ягод, посмеявшись заодно над незадачливым, шайтаном, и дaли растению имя «кизил» - «шайтаново» дерево.

- Этот кустарник растет в поймах рек. Его еще называют «кавказским ананасом», т.к. янтарные ягоды содержат много витаминов, обладают лечебными свойствами. Что это за кустарник? (облепиха) (слайд)

- Этот прекрасный цветок издавна привлекал внимание людей, и о его происхождении сложено множество поэтических легенд. У народов Западной Европы эти цветы являлись жилищем маленьких лесных человечков -эльфoв, и ожерельем Белоснежки, которая, убегая от злой мачехи, потеряла его в лесу, и оно превратилось в серебристые колокольчики. Что это за цветок? (ландыш) (слайд)

- Растение это пользуется особым вниманием и любовью.

Рассказывают, что когда первые люди, Адам и Ева, покидали рай, то шел снег. Ева озябла, и в утешение ей, несколько снежинок превратилось в цветы. В какие цветы превратились снежинки? (подснежники)

- Это редчайшее растение встречается в горах Кабардино-Балкарии. Оно образует заросли с упругими побегами и кожистыми вечнозелеными листьями. Летом растение покрывается розовато­-кремовыми цветами. Это эндемик Кавказа. Что это за растение? (рододендрон) (слайд)

Эндемик – вид растения или животного, распологающийся на строго определенной территории. Рододендрон растет только в зоне альпийских лугов. Это растение охраняется государством.

- Это растение украшает леса Кабардино-Балкарии. У многих славянских народов оно считалось символом девичьей красоты, любви и счастья. О каком растении идет речь? (калина) (слайд)

- Что еще вы знаете о калине? (Считалось оно также «свадебным деревом» и было непременным участником свадебного обряда.Букетами этого растения украшали свадебные караваи, блюда с угощениями, девичьи венки. Косточки плода своей формой напоминают сердце, поэтому в народе рубиновые плоды этого растения стали символом мужества людей, которые отдали свою жизнь в борьбе с врагами. Рассказывают, что это сердца девушек, которые заводили отряды татаромонголов в непроходимые дебри для спасения своих близких. Это старинное лекартвенное растение).

- Много животных обитает в лесах республики. Кто из вас может назвать диких животных наших лесов?

Это и зайцы, и волки, и кабаны. Можно встретить медведя, оленя, норку, барсука. В лесу живет рысь, зубр, крот, белка. Из представителей пернатых встречаются фазаны, дятлы, сойки, пеночки, дрозды, совы.

Высоко в горах можно встретить прыгающих по горам туров, серн. Известны случаи встречи со снежным барсом.

6. Слово предоставляется экологам.

Учащиеся делают сообщение об экологическом состоянии Кабардино-Балкарии.

Говорят: « Судьба природы – наша судьба».

Все животные нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: «Люди, пожалуйста, помните, что вы – люди! Не убивайте зверей и птиц!»

А, чтобы наш мир стал добрее, все мы люди должны научиться любить друг друга,

заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.

Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек.

7. Итог урока (рефлексия).

Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.

А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось?

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.