Пристенное гимнастическое оборудование на уроках гимнастики

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В настоящее время очень часто говорят о проблемах школьного физического воспитания, данный вопрос обсуждается на уровне президента РФ, правительства, а так же чиновниками разных ведомств.

За последние годы школьное физическое воспитание поднялось на определенный уровень. Частично решается проблема со штатным оснащением спортивных залов и площадок. Школы по возможности оснащаются необходимым инвентарем и оборудованием, увеличивается количество часов физической культуры в учебном плане. Тем не менее, проводимый ежегодный мониторинг показывает, что уровень физической подготовки учащихся на 20% ниже чем в европейских странах.

Важнейшей характерной особенностью современного урока физического воспитания является его моторная плотность. Высокий уровень моторной плотности урока гимнастики обеспечивается залом, оборудованным пристенными гимнастическими снарядами. С целью ее повышения было модернизировано все гимнастическое оборудование. У параллельных брусьев убраны продольные соединения и оставлены только опоры на поперечной раме. Одна опора была закреплена к стене и соединена между собой жердями, что обеспечило ее подвижность. Появилась возможность ставить параллельные брусья к стене для хранения и быстро выдвигать для работы. (Приложение 1)

Изготовленные подвижные шарниры позволили закрепить к стене перекладину и жердь универсальную. Одна опора крепится к стене и к полу, другая опора в рабочем состоянии на растяжках - к полу. (Приложение 2, приложение 3)

Брусья разной высоты: одна опора закреплена к стене, другая на растяжках. (Приложение 4)

В рабочем состоянии пристенное гимнастическое оборудование занимает третью часть спортивного зала. На другой части зала размещается два сектора для опорного прыжка (мальчики, девочки); напольное гимнастическое бревно и два сектора для акробатики (мальчики, девочки). (Приложение 5)

Спортивный зал, хорошо оборудованный пристенными гимнастическими снарядами, помимо повышения моторной плотности занятия, вызывает большой интерес и создает эмоциональный подъем у занимающихся, а следовательно, повышает производительность педагогического процесса; увеличивается количество повторений и качество выполнения упражнений.

Пристенное гимнастическое оборудование имеет и другие преимущества:

а) на установку и уборку снарядов тратится до 10 минут;

б) крепежные устройства оборудования позволяют изменять высоту снарядов в зависимости от конкретных задач урока и возраста занимающихся;

в) оборудование можно использовать на всех этапах обучения гимнастическим упражнениям (подводящие, подготовительные упражнения, развитие двигательных качеств), а также на всех этапах урока.

При решении задач обучения двигательным действиям значительное количество времени уходит на объяснение и показ упражнений; разбор типичных ситуаций; ошибок, возможных при выполнении упражнений. С целью повышения плотности урока, мотивации, увеличения времени на практическую часть, разработано несколько вариантов:

  1. На первых уроках гимнастики применяется фронтальный способ работы с учащимися на гимнастических снарядах. Как только учащиеся овладели определенными двигательными навыками на спортивных снарядах, фронтальный способ сменяется на групповой с поочередным выполнением упражнений.
  2. Класс делится на несколько групп в зависимости от количества выставленных снарядов. К каждому снаряду разработаны карты - схемы.
  3. При разучивании упражнений на гимнастических снарядах учащиеся распределяются на 2-3 группы: одна занимается на снаряде под руководством учителя, другие выполняют задания по развитию двигательных качеств.
  4. Группы можно делить по уровню физической подготовленности (учитывая медицинские группы). При таком делении класса на группы в каждой назначается помощник учителя (из числа детей, которые хорошо овладели навыками работы на данном снаряде) и один, два страхующих.

Такие уроки повышают мотивацию учащихся, активизируют их деятельность, формируют навыки самоконтроля, взаимоконтроля, взаимопомощи, самостоятельного изучения предмета и в дальнейшем - успешная социализация.

Карты схемы разработаны для 5-11 классов, на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, которые представляют собой рисунок, краткое описание выполнения упражнения, последовательность разучивания, ошибки при выполнении, страховка и помощь. (Приложение 6)

Преимущества проведения уроков с использованием пристенного гимнастического оборудования:

  1. позволяют разнообразить занятия, избежать их схематичности и монотонности, повысить эффективность;
  2. благодаря большому разнообразию, предусматривается дозирование нагрузки в соответствии с возможностями и возрастом;
  3. удобство при размещении и хранении;
  4. соответствие конструкций антропометрическим данным учащихся.