Урок обогащения нравственного опыта учащихся

Разделы: Начальная школа


Интегрированный курс предоставляет возможности для реализации гуманной воспитательной направленности обучения школьников. В требованиях к уровню подготовки выпускника начальной школы по программам проекта “Начальная школа XXI века” [4] есть пункт, несколько необычный для других авторских программ: различать эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость, усталость и пр.). Возможно, решение именно этой воспитательной задачи и является важнейшим результатом педагогической деятельности по формированию основ этической культуры человека, высоких моральных принципов. Материалы учебника “Окружающий мир”, рабочей тетради “Учимся думать и фантазировать”, включающие логические, речевые задачи, позволяют усилить развивающий эффект уроков по ознакомлению с окружающим миром, устанавливать межпредметные связи с уроками чтения, рисования.

Задачи:

  • формировать представления детей о взаимоотношениях с другими людьми; обучать пониманию эмоционального аспекта литературного произведения; знакомить с произведениями устного народного творчества; обучать культуре поведения в целях нравственного развития школьника;
  • воспитание органического приятия традиционных культурных ценностей; эмоционально-положительного взгляда на мир, уважительного отношения к близким и друзьям;
  • развивать оценочные суждения детей; решать проблемные задачи; развивать коммуникативные навыки, монологическую речь.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Русские люди всегда славились своим гостеприимством. В старину говорили так: “Гость доволен и хозяин рад”, “Гостю – почет, хозяину – честь”.

Встретить радушно друзей, уважить их – всегда было радостью для русского человека. Идут годы, столетия, меняется жизнь людей, одежда, быт, но неизменной остается народная мудрость: “Дерево живет корнями, а человек – друзьями”.

Сегодня мы поговорим о дружбе. Как в старину люди относились к своим друзьям? Кого мы можем назвать настоящим другом? Как быть радушным хозяином и вежливым гостем? На эти вопросы мы постараемся найти ответ.

III. Рассуждения о дружбе

Речевая разминка

Учитель показывает изображение Колобка с мимическим выражением “радость”.

У. Ребята, спросите, пожалуйста, у нашего знакомого Колобка о его настроении.

Д. Колобок, почему ты такой веселый?

Дети работают в парах: задают вопросы и отвечают на них.

Д. Потому что хорошая погода, потому что встретил друга.

Сундучок мудрости

У. Всем нужны друзья, и маленьким, и взрослым. Так было всегда. Наш сундучок мудрости хранит жемчужины слова – рассказы, пословицы о дружбе.

(В сундучке лежат несколько связанных между собой тонких палочек, карточки с пословицами.)

– Что это в сундучке? Тонкие прутики связаны вместе, прочно. На вопрос, почему они оказались в сундучке, мы сможем ответить, прочитав следующий рассказ.

Чтение рассказа басни “Отец и сыновья” Л.Н. Толстого.

У. Почему сыновья не смогли сломать веник? Как вы поняли слова отца?

Ответы детей.

– Найдите в рассказе пословицу.

Д. “Дружба всего дороже”.

“Собери пословицу”

Дети читают половинки пословиц и вспоминают продолжение.

“Друга ищи – …”

“Без друга …”

“Не имей сто рублей,…”

(а нашел – береги)

(в жизни туго)

(а имей сто друзей)

Чтение пословицы.

В старину говорили: “С другом и горе пополам разгорюешь”.

У. Как вы поняли эту пословицу? Приведите примеры жизненных ситуаций, когда мы может применить данную пословицу. Мы познакомимся еще с одной пословицей: “Дружба, что стекло: сломаешь – не починишь”. Как вы понимаете ее смысл?

Д.. Если человек сделал что-то плохое другу, то он может его потерять.

У. В жизни бывают такие случаи, когда мы допускаем ошибки, незаслуженно обижаем друзей и близких нам людей. Иногда дети своими шалостями, необдуманными словами обижают самого дорогого человека – маму. Как наладить отношения? Мы найдем ответ в стихотворении Эммы Мошковской “Трудный путь”.

Чтение стихотворения учителем.

Я решил,
и я отправляюсь.
Я иду
в этот трудный путь.
Я иду
в соседнюю комнату,
где молча
сидит моя мама.
И придется
открыть дверь,
И сделать шаг…

И еще…
И еще, может, десять,
десять шагов!

И тихо
к ней
подойти,
и тихо
сказать:
“Прости…”

У. Почему стихотворение названо “Трудный путь”?

Д. Потому что тяжело признавать свои ошибки.

У. Когда человек просит прощения, то он показывает не свою слабость, а свою силу. Чтобы признать собственную ошибку, нужно мужество. Извиниться, попросить прощения – это самый верный способ вернуть дружбу, наладить отношения между вами и вашими близкими.

Работа по освоению детьми социального опыта

Учащиеся рассказывают маленькие истории о себе и своих родителях, товарищах, домашних животных.

У. Какие интересные рассказы мы услышали! Но все ли ребята также заботливо относятся к своим друзьям-животным? Послушайте стихотворение А. Шибаева “Без ужина”:

На улице ребята
Играли со щенком:
Они бегом куда-то -
Он рядом, колобком.
Чудной, большеголовый,
Он так смешил ребят!
Он этой дружбе новой
Был очень-очень рад.
А вечером стемнело.
Ушли мальчишки спать.
(Хорошенькое дело:
Поели – и в кровать…)
…Луна гуляет низко.
На улице мороз.
В свою пустую миску
Заглядывает пес.
Повизгивая глухо,
Косится на окно,
А за окном ни звука,
И свет погас давно…

У. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Пофантазируйте, представьте, что вы оказались на месте мальчиков. Как бы вы поступили?

Ответы детей.

У. Настоящий друг не забывает о товарище, не бросает друга в беде.

В старину говорили так: “Добра желаешь – добро и делай”.

IV. Динамическая пауза

У. Пора ребятам отдохнуть, поиграть.

В старые времена на Руси было около трех тысяч игр. Такое даже трудно представить! В них с удовольствием играли взрослые и дети. Большинство игр дошли и до наших дней: горелки, жмурки, ручеек. Народные игры развивали детей физически, воспитывали чувство дружбы и взаимовыручки. Мы поиграем в “Цепочку”. Правила: передать палочку “по цепочке”, стараясь не уронить палочку и не пропустить ни одного игрока. Побеждают ребята того ряда, которые быстрее справятся с заданием.

V. “Идем в гости”

У. С друзьями мы встречаемся в школе, на работе. А еще друзья ходят друг к другу в гости. А вы любите ходить в гости? Тогда вам не обойтись без знания этикета. Что такое этикет?

Д. Этикет – это правила поведения воспитанного человека, вежливые слова.

Игра “Идем в гости”

Этикетный словарик

У. А как правильно пригласить друга в гости? Каждая ситуация имеет свой этикетный словарик. С каких слов следует начинать приглашение?

Приходи ко мне завтра…
Приглашаю тебя к себе…
Приходи ко мне в гости…

У. Когда мы приглашаем кого-либо, мы часто объясняем причину (повод), цель приглашения. Например: в гости, на день рождения, поиграть в шахматы и т.д. Нужно уметь принять предложение или вежливо отказаться.

Ролевая игра “Приглашение в гости”

У. Не забудьте, если вы не можете принять приглашение, то нужно поблагодарить за приглашение и пояснить причину отказа.

Дети разыгрывают ситуации.

Коллективная оценка диалогов учащихся.

“Минутка для любознательных”

У. На Руси существовали обычаи и правила приема гостей. Испокон веков для русского человека хлеб был самым главным продуктом питания. Его называли “даром Божьим”. Считалось, что хлеб приносит счастье, удачу, поэтому в старину у славян хлеб всегда лежал на столе. О хлебе слагались поговорки: “Хлеб – всему голова”, “Хлеба ни куска, так и в тереме тоска”. Хлеб нельзя было выбрасывать, сорить хлебом. Об этом должны помнить и мы.

Вторым по значимости продуктом на Руси была соль. Соль в давние времена ценилась “на вес золота”. Раньше блюда готовили без соли. Во время пира соль стояла на столе. Люди верили, что соль способна отгонять нечистую силу. Словами “хлеб-соль” называли любое угощение. Эти же слова являются символом гостеприимства и сейчас.

Хозяева относились к гостям с почетом и уважением.

Речевая логическая задача

У. Все ли ребята умеют вежливо встречать гостей?

Чтение стихотворения [2] детьми.

Ксюша:

– Здравствуй, Маша, проходи,
Нашей гостьей будь.
Если хочешь, посиди,
Чтобы отдохнуть.
Если хочешь, посмотри
Красивую книжку.
Если хочешь, покачай
Плюшевого мишку…

Федя:

– Ксюшка-погремушка,
Машка-деревяшка!
А у нашей Ксюшки
На носу веснушки!
А у нашей Машки
Чуб, как у барашка!
Не получите конфет,
Мне – игрушки, а вам – нет!

(Девочки обижаются и уходят.)

У. Какими словами приветствовала гостью Ксюшу? Как встретил девочку Федя? Правильно ли вел себя Федя? Почему мальчик остался один?

Д. Потому, что был невежлив. Федя не понимал, что человеку неприятно, когда его дразнят. Смешные дразнилки могут обидеть. Особенно недопустимо обидеть гостя.

У. Встречать гостей нужно приветливо. Если у тебя плохое настроение, постарайся, чтобы гости этого не заметили. Показывай охотно свои игрушки, коллекции, книги. Если гость что-то случайно сломает или разобьет, не подавай виду, что ты расстроен. Постарайся утешить гостя, на то ты и хозяин.

Этикетный словарик

У. Какие правила нужно соблюдать, собираясь в гости? Запомнить правила вам помогут условные знаки.

На доску вывешивается таблица с условными знаками, соответствующими правилам.

  1. Не опаздывай, когда идешь в гости, но не приходи слишком рано.
  2. Оденься нарядно, но скромно.
  3. Принимай участие в веселье, играх, танцах, не сиди как бука. Не отказывайся, если тебя попросят спеть или прочитать стихи.

Проверка усвоения правил детьми с помощью условных знаков: учитель указывает на знак, дети называют правило.

Беседа о подарках

У. День рождения – самый большой праздник. Все люди ждут его с нетерпением. Давайте будем учиться приносить радость близким и друзьям в дни их рождения. В этот день принято дарить подарки. Очень важно подарить имениннику то, что доставит ему удовольствие. Подарок можно сделать своими руками.

Обсуждение ситуации

Чтение статьи “О подарках”.

У Маши сегодня день рождения. Она ждет гостей. Все гости пришли с подарками.

Оля нарисовала картинку “Весна”. Это любимое время года подруги.

Олег принес Маше альбом для марок, который его мама купила в магазине. Маша не собирает марки, но Олег об этом не знал.

А Иринка сама испекла для Маши ее любимый пирог с черникой. Мама ей только чуть-чуть помогла.

У. Какой подарок для Маши тебе кажется самым удачным? Какой подарок ты сделаешь другу? Какой подарок ты хотел бы получить?

Логическое упражнение

“Соедини линиями, кому что подарить”.

Знакомство с этикетными формулами поздравления и пожелания

У. Однако, одного подарка для поздравления мало, нужно еще знать слова, с которыми принято обращаться к имениннику. Вручение подарка обычно сопровождается поздравлением и пожеланиями здоровья, радостей, успехов.

И имениннику, и гостю будет приятно услышать комплимент в свой адрес. Комплимент – похвала, приятные слова. К сожалению, мы не очень часто говорим такие слова друг другу.

Речевое упражнение “Поздравление”

Ребята говорят добрые слова в адрес друг друга.

VI. Итог урока

У. Подошел к концу наш урок дружбы, доброты. Я надеюсь, что он помог нам почувствовать прочную связь с прошлым нашего народа, научил лучше понимать друг друга, общаться между собой. Закончить урок я хочу пожеланием:

Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом.

Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
(И. Мазнин)

Литература

  1. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. Под ред. Н.Ф. Виноградовой и Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Графф, 1998.
  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург: “АРД ЛТД”, 1997.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 1 – 2 классах: Метод. беседы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2000.
  4. Программы четырехлетней начальной школы: Проект “Начальная школа XXI века” / Руков. проекта проф. Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана – Графф, 2001. С.104.