Русский язык - родной язык (урок-игра)

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ:

  • привить любовь к великому русскому языку;
  • пробудить интерес к русскому языку как учебному предмету;
  • повысить общую языковую культуру;
  • стимулировать познавательную активность учащихся

ТИП УРОКА: обобщение изученного материала

ВИД УРОКА: урок - игра

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • плакаты с высказываниями о книгах, слове;
  • выставка книг, иллюстрации
  • толковый словарь С.И. Ожегова

С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого в жизни и в нашем
сознании, что нельзя бы было передать
русским языком.
К.Паустовский

Учитель. Уважаемые ребята! Сегодня мы проводим игру " Умники и Умницы".

Давным-давно люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. Одни доказывают, что язык - бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного многовекового превращения животных (обезьян) в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык - это подарок какой-то неведомой космической цивилизации.

Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем.:И во всех этих случаях используем родной язык. Без языка общество людей не могло бы существовать.

Слово - важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан, а также неисчерпаем, как космос, Вселенная. Слово обладает способностью обобщать и в тоже время обозначать индивидуально неповторимое.

"Слово - дело великое, - писал Лев Толстой. - Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти". В подтверждение этого есть исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них блюда. На вопрос, почему он подаёт только языки, раб ответил: " А что может быть лучше языка на свете?" В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошёл покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны, язык несёт, горе, оскорбление, зло.

Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может ответить убедительно ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своём Толковом словаре В.И.Даль. В словаре С.И.Ожегова - 57 тысяч слов. В произведениях А.С.Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире всё чаще появляются новые слова и выражения (неологизмы). Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов. А каков ваш словарный запас? Давайте проверим себя на практике.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИКАМ. Заменить слова иностранного происхождения отечественными словами - синонимами.

Валюта - деньги Карцер - тюрьма
Менеджмент - управление Наркоз - обезболивание
Шоу - зрелище, представление Коммерция - торговля
Триумф - успех, победа Рэкет - шантаж
Презентация - представление Ностальгия - тоска

Три ученика, набравшие наибольшее число жетонов, выходят на дорожки, Выбирает дорожку тот, кто имеет больше жетонов.

I АГОН

ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА ЖЁЛТАЯ ДОРОЖКА КРАСНАЯ ДОРОЖКА
(4 ВОПРОСА) (3 ВОПРОСА) (2 ВОПРОСА)
1. Вспомни и назови единицы языка. (3) / предложение, звук, слово/ 1. Что изучает синтаксис, как раздел науки о языке? /словосочетание и предложение/ 1. Назови 6 самостоятельных частей речи. Приведите примеры / по 2слова /
2. Произнеси правильно слова: алфавит, ворота, кашне, конечно, магазин, столяр. 2. Подбери синонимы к словам: Родина/Отчизна/, красный/алый/, один/раз/, маленький/крохотный/,бежать /мчаться/. 2. Поменяй буквы местами и прочитайте пословицу: Чилнок елод - глуйя лемсо. /Кончил дело - гуляй смело/.
3. Закончи пословицу: Слово не воробей - /вылетит не поймаешь/, век живи -/ век учись/, повторение - /мать учения/ 3. Замени одним словом: дать ответ /ответить/, лить слёзы /плакать/, сделать проверку /проверить/, сделать подарок /подарить/

4. Чем кончается день и ночь? /Ь/

Ведущий. Что же помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее, точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения. А теперь несколько советов:

Для повышения речевой активности больше читайте. Давно и мудро сказано: " Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал".

Привыкайте пользоваться словарями. Их много, и задачи у них разные. Кроме словарей есть многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надёжных помощников - читайте, не ленитесь!

Не давайте слову опережать мысли. Подумай до того, как сказать. Чёрствое, грубое слово, брань - обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться

ВЫБИРАЕТСЯ ВТОРАЯ ТРОЙКА ИГРОКОВ.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИКАМ. ЗАМЕНИТЕ ОДНИМ СЛОВОМ.

  1. Человек, который едет, сидя на лошади./Всадник /
  2. Часть одежды, которая расположена вокруг шеи. /Воротник /
  3. Вид спорта, восхождение на труднодоступные горные вершины. /Альпинизм)
  4. Луковичное растение семейства лилейных с крупными цветками, имеющими форму колпачков. /Тюльпан /
  5. Вооружённые силы государства или часть их. /Войска /
  6. Часть суток между днём и ночью. /Вечер /
  7. Небесное тело, которое вращается вокруг Земли / Луна /
  8. Пятый месяц года. /Май /
  9. Кусок ткани или бумаги, которым вытирают губы, руки после еды. /Салфетка /
  10. Дорога для пешеходов вдоль улицы /Тротуар/

II АГОН

ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА ЖЁЛТАЯ ДОРОЖКА КРАСНАЯ ДОРОЖКА
(4 ВОПРОСА) (3 ВОПРОСА) (2 ВОПРОСА)
1. Подберите антонимы к словам: верх /низ/, красивый /страшный/, больной / здоровый/, грустный / весёлый/, бежать/стоять/ 1. Заменить одним словом: покрыть краской / покрасить/, надеть пальто / одеться/, говорить неправду /лгать/, глотать воду / пить/. 1. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя. Как их будут звать, когда они вырастут?
2. Произнеси правильно: шоссе, яичница, магазин, цемент, музей.
2. Найди синонимы: рыдать / плакать/, хохотать/ смеяться/, орать/ смеяться/, кидать /бросать/, торопиться/ спешить/. 2. Слово рассыпалось: АВТРЗА / завтра/, ОЛТЕП /тепло/, МНЛОИ / лимон/, АКЛУК/кукла/
3. Кто живёт в лесу? Косой /заяц/, серый /волк/, колючий/ ёж/, косолапый / медведь/, ядовитая /змея/ 3. Составить предложение: У, гостим, бабушки, мы, лето, в, каждое, деревне.

4. Что стоит посередине Волги?

/Л/

Ведущий. Наша речь подвержена разнообразным влияниям, в частности, оскудению, засорению.

В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Особенно уродливо звучит матерная брань в устах молодёжи, причём, в равной степени, как юношей, так и девушек. Некоторые оправдываются, что брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Употребление бранных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение норм человеческого общежития.

Устная речь современной молодёжи просто усыпана жаргонами: сечёшь, потрясно, клёво, бабки, видак, оторваться, фигеть, стрёмно, тачка: Вот как на языке жаргона прозвучало бы прекрасное стихотворение А.С.Пушкина:

Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

Гадом буду, не забуду
Ко мне затусовалась ты.
Как эти чумовые зенки,
Как лабдцовые понты.

Комментарии излишни.

Чтобы убедиться, как жаргоны засоряют нашу речь, посмотрим сценки "После экзамена"

Сценка 1.

Ученик 1. Привет!

Ученик 2. Привет!

Ученик 1. Всё? Отстрелялся?

Ученик 2. Сдул. А, Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать.

Лепил, блин, такую чепуху!

Ученик 1. А я тоже не могу врубиться в эту химию. Закатила мне училка "4".

Она говорит: "Иди, блин, отвечать!" А у меня, прикинь, глаза на лоб.

Ученик 2. Ну, похиляли!

Сценка 2.

Ученик 1. Здравствуй, Коля!

Ученик 2. Здравствуй, Антон!

Ученик 1. Экзамен сдал?

Ученик 2. Да, всё хорошо. Я получил "5". А Ваське не повезло - ничего не мог ответить.

Ученик 1. И мне тоже трудно даётся химия. Я получил "4", но это потому что не доучил.

Ученик 2. Ну, пойдём домой.

Ведущий. Эти сценки достаточно выразительны: как мыслим, так и говорим. Проблемы чистоты языка - это не только ругательство матом, употребление жаргонов, но и обилие в нашей речи иностранных слов, которые порой вовсе непонятны большинству людей: и пресса, и телевидение, и мы, общаясь друг с другом, будто забыли о красоте и богатстве русского языка.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИКАМ. ЗАМЕНИТЕ СЛОВА СЛОВАМИ ЛИТЕРАТУРНОГО

ЯЗЫКА.

Багато / много/ Гребовать /брезговать/
Бачить / видеть/ Гукнуть / позвать/
Бурак / свёкла/ Дурковать /шалить/
Вечерять / ужинать/ Загынуть /погибнуть/
Высмыкнуть /выдернуть/ Захмарыть / нахмуриться/

III АГОН

ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА ЖЁЛТАЯ ДОРОЖКА КРАСНАЯ ДОРОЖКА
(4 ВОПРОСА) (3 ВОПРОСА) (2 ВОПРОСА)
1. Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? /Фонетика/ 1. Замените сущ. муж. рода на сущ. жен.рода: кот /кошка/, бык /корова/, пёс /собака/, слон /слониха/, козёл /коза/ 1. Составь слова: кута /утка/, ворд /двор/, кокаш / кошка/, елонь /олень/, отр /рот/
2. Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, 2. Назовите слово, в котором 40 гласных / сорока/ , 7-я /семья/

3. Есть ли у газеты ноги? боится/

/да, если держать её "вверх ногами" /

ФИНАЛ

I. Конкурс загадок.

1. Сильнее солнца,
Слабее ветра,
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет.
/туча /

2. Встали в ряд богатыри,
Верно службу служат.
Голова у них внутри,
Борода - снаружи.
/кукуруза /

3. Что не сеяно родится?
/трава /

4. Сначала клин,
Потом блин,
Течёт вода -
Ему не беда.
/зонт /

5. Вёрст не считала,
По дорогам не ездила,
А за морем побывала.
/птица /

6. Стоит он задумчивый
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице.
/подсолнух /

II. Анаграммы. Слова в русском языке пишутся и читаются слева направо. Но в нашем языке есть слова, которым "безразлично" как их пишут слева направо или справа налево. Подобрать несколько таких слов.

Казак, доход, потоп, топот, комок, довод, кок, боб, тот, как, тут, поп, Ада:

III. Подобрать такие слова, которые, если их написать слева направо, имеют одно значение, а справа налево - другое.

Топор - ропот, ворон - норов, шорох - хорош, шёлк - клёш, кот - ток, нос - сон, ау - уа:

IV. Вспомните слова, которые от перестановки слогов не меняют своего значения.

/Мама, папа, баба, дядя, няня:/

V. "Спрятанная поговорка".

Многие великие люди обращались к языку, слову, книге. / ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, СТИХОТВОРЕНИЙ О КНИГЕ, ЯЗЫКЕ /

Книги делают человека лучше, а это одно из условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства. И.А.Гончаров

Всё бледнеет перед книгами. А.П.Чехов

Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. М.А.Шолохов

Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: А.С.Пушкин

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово: Н.В.Гоголь

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре -
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла, узбекский поэт
Спросят меня: "Что похоже на море?"
- Русский язык,- не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом:
Максим Геттуев, балкарский поэт

Игра окончена. Подведение итогов игры "Умники и Умницы"

Заключительное слово председателя ареопага. Награждение победителей.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. М.: "Просвещение", 1988
  2. Порядина М.Е. Очень серьёзная игра: Конкурс эрудитов для учащихся среднего школьного возраста // Читаем, учимся, играем. 2001.
  3. Русские пословицы и поговорки: учеб. словарь / Авт.В.И.Зимин и др. М.: Школа-Пресс,1994.
  4. www. gramota. ru