Психолого-педагогическое сопровождение участников эксперимента по разновозрастному взаимодействию

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность.

В МОУ СОШ №17 начат эксперимент по обучению детей 7-9 классов в разновозрастных группах с использованием метода погружения. Переход к эксперименту вызывает необходимость сопровождения всех участников (детей, педагогов, родителей).

Поскольку состав учебных групп будет меняться каждый год, возникает проблема готовности подростков к взаимодействию в разновозрастных группах. Необходимо формировать у ребенка адаптивные способности, которые позволяли бы ему в максимально короткие сроки построить доверительные, партнерские взаимоотношения со сверстниками и с педагогами не только в учебной деятельности, но и вне этой деятельности. При этом общение должно выступать как основа социальной адаптации ребенка. Большое влияние на поведение подростка оказывает группа сверстников, с которыми он общается, особенно одноклассников.

Цель сопровождения: разработать организационно-содержательную модель сопровождения участников разновозрастного взаимодействия, которая обеспечивала бы успешную социализацию, сохраняла и укрепляла здоровье, защищала права подростков.

Объект сопровождения:

  • образовательная среда как условие развития участников разновозрастного взаимодействия;
  • формы деятельности, способствующие эффективному взаимодействию;
  • общение как способ формирования чувства ответственности;
  • психолого-педагогическая оценка успешности подростков в разновозрастном взаимодействии.

Предмет сопровождения: ситуация развития подростка как система отношений подростка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Задачи сопровождения:

  • провести анализ теоретических подходов к разновозрастному взаимодействию;
  • определить методику проведения эксперимента (этапы, диагностический инструментарий, критерии оценки результативности);
  • разработать и реализовать организационно-содержательную модель психолого-педагогического сопровождения разновозрастного взаимодействия, которая бы оказывала помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • организовать психологическое сопровождение воспитательно-развивающего отношения к детям (воспитательная концепция, программы воспитания);
  • разработать адаптированные и авторские психолого-педагогические программы по формированию классного коллектива, созданию традиций, предупреждающих проблемы развития подростка;
  • развить психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) подростков, родителей, педагогов;
  • адаптировать и внедрять психотехнологии в практику работы школы;
  • проводить экспертизу образовательных и учебных программ, проектов, образовательной среды, профессиональной деятельности педагогов;

В основу сопровождения положены следующие принципы:

  • принцип индивидуального подхода к подростку;
  • принцип поиска его внутренних ресурсов и опоры на них;
  • принцип реалистичности (участники эксперимента не берут на себя задачи «переделать» учащегося и обеспечить ему жизненное благополучие – они лишь помогают ему преодолеть «разрывы жизни», перейти от ситуации отчуждения от себя и мира, принять ответственность за свою жизнь);
  • принцип со-бытия (акцент не на воздействие, а на создание пространства совместного бытия, в условиях которого ребенок создает и перестраивает себя в своих отношениях с миром и осваивает продуктивные способы взаимодействия со сверстниками, взрослыми).

Этапы эксперимента.

  1. Подготовительный. Анализ проблем учащихся второй ступени, выделение противоречий, нахождение способов ее разрешения, разработка программы эксперимента. Вводная диагностика учебных групп.
  2. Внедренческий. Организация образовательного процесса. Разработка концепции воспитательной работы. Формирование разновозрастных групп в 7-9 классах. Проведение организационно – деятельностных игр с участниками эксперимента. Психологическая диагностика.
  3. Реализация программы эксперимента. Окончательное формирование разновозрастных групп. Проведение тренинга по формированию группы как класса. Разработка психолого-педагогических программ. Экспертиза проектов.
  4. Аналитический. Анализ результатов, их оформление. Описание опыта работы. Подготовка психолого-педагогических рекомендаций по разновозрастному взаимодействию.

Организационно-содержательная модель психолого-педагогического сопровождения по разновозрастному взаимодействию.

1. Развитие и коррекция отношения к себе.

Достижение способности к объективной самооценке, осознанию и устранению психологических защит в поведении. Максимальное развитие психофизических данных, приобретение самостоятельности. Развитие, коррекция, укрепление адаптивности. Восстановление «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, восстановление чувства собственного достоинства. Развитие и коррекция системы ценностей и потребностей, их иерархии, приведение притязаний в соответствии с психофизиологическими возможностями. Развитие и коррекция полового самоощущения и поведения. Принятие адекватной роли.

  • Диагностика особенностей познавательной и эмоциональной сферы учащихся.
  • Заполнение классными руководителями и психологами карты психолого-педагогического статуса подростков.
  • Проведение психолого-педагогических семинаров на повышение психологической культуры педагогов, родителей.
  • Проведение «Недели творчества» для формирования у субъектов образовательного процесса положительного отношения к проектной деятельности.

2. Развитие и коррекция отношения к другим.

Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов других, способности к критическому, но доброжелательному отношению к восприятию достоинств и недостатков других лиц, восстановление альтруистической ориентации личности. Приобретение навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов. Приобретение навыков культуры эмоциональной экспрессии. Приобретение навыков аргументации, ясного и точного изложения своих мыслей, умения устанавливать деловые контакты. Приобретение лидерских и организаторских навыков, овладение способами выхода из затруднительных и опасных отношений с другими, навыками самозащиты, завоевание авторитета как конечный результат адаптации.

  • Проведение родительских собраний для выявления системы ожиданий родителей от обучения детей в разновозрастной группе.
  • Проведение занятий с элементами психологического тренинга с учащимися разновозрастных групп.
  • Выявление учащихся «группы риска», определение форм и методов индивидуальной и групповой работы с данной группой учащихся.
  • Проведение консультативной работы с педагогами, родителями, учащимися по организации разновозрастного взаимодействия.

3. Развитие и коррекция отношения к реальности (жизни).

Приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизации и самоорганизации, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах, приобретение и укрепление волевых качеств, устойчивости по отношению к неудачам, бедам и угрозам. Обретение оптимизма в отношении реальной жизни, приобретение навыков преодоления трудностей и преград.

  • Выявление характера и природы дезадаптации учащихся в каждом конкретном случае, определение путей оказания помощи этим учащимся.
  • Экспертные опросы педагогов, родителей.
  • Анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
  • Социально-значимые проекты по организации разновозрастного взаимодействия.

Рассматривая развитие познавательной активности как условие активного овладения детьми 11-14 лет социального опыта, мы предполагаем, что смена видов деятельности, изменение функциональной структуры общения ребенка со сверстником, взрослым должны способствовать социализации подростка. Особенности процесса обучения требуют изменения статуса как учителя, так и подростков: они должны стать партнерами по совместной деятельности. При этом формируемые межличностные отношения должны способствовать становлению позитивного отношения к окружающим, себе, внутренней активности личности, ее потребности, способности к самосовершенствованию, самоактуализации.

1. Сопровождение детей.

Сопровождение детей предполагает три формы психолого-педагогической работы, а в связи с этим и разработку трех программ психолого-педагогического сопровождения учащихся:

  • формирование классного коллектива;
  • разработка и создание традиций класса, групп;
  • участие в создании общешкольных традиций.

На начальном этапе эксперимента необходимо начать работу по формированию классного коллектива, которая будет проходить в три шага.

Первый шаг. Социально-психологический тренинг по сплочению классного коллектива.

В начале каждого учебного года психолог при участии классного руководителя проводит тренинг по сплочению классного коллектива во вновь созданных классах. Именно здесь ребенок должен научиться адаптироваться к новому социальному окружению и активно взаимодействовать с ним, развивать чувство братской любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия, преодолевать отчужденность от общества.

Второй шаг. Долговременная программа по формированию классного коллектива, рассчитанная на три года и разработанная совместно с классными руководителями.

Данная программа должна предлагать специальные действия, способы, приемы общения и реагирования на замечания товарищей и собственные ошибки. Освоение внешнего поведения обязательно дополняется работой классного руководителя по созданию у подростков в разновозрастных группах положительного отношения к взаимодействию с окружающими, к поддержанию эмоционального комфорта учащихся в коллективе, установлению доверительной атмосферы в классе, повышению учебной мотивации, работоспособности, обеспечить полноценное психическое развитие.

Цель коррекционно-развивающей программы по формированию классного коллектива: обучение сотрудничеству детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавание чувств окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.

Основная задача программы сопровождения классного коллектива - формирование у подростка чувства взрослости, психологической культуры, коррекции нарушений развития в предыдущих возрастах, становление нового уровня самосознания.

Достойное положение в группе сверстников, дающее подростку моральное удовлетворение - важное условие его нормального психического развития. В связи с этим становится важным обучение навыкам психосоциальной компетентности, способности сохранять психологическое благополучие во взаимодействии с внешним миром.

Под жизненными навыками мы понимаем развитое самосознание, умение осознавать собственное эмоциональное состояние, управлять им, чувствовать состояние другого человека, умение общаться, творчески, критически, конструктивно мыслить.

Третьим шагом в сопровождении разновозрастных групп являются уроки психологии. Так как в классе учатся дети с разнообразными судьбами, с разным уровнем умственного развития, с разной мотивацией, занятия должны носить комплексный характер и строиться по принципу «от подростка, от его интересов, от его языка». Это особенно важно, так как занятия носят, казалось бы, принудительный характер - на них приглашаются все дети. Остро встает проблема мотивирования подростков к изучению психологии, к самопознанию Необходимо также учитывать, что школьные перегрузки, связанные с новым способом обучения, усталость обуславливают риск неконтролируемых действий подростков во время занятий. А недостаточно снятое к концу занятия эмоциональное перевозбуждение может привести к психологическому срыву.

Разновозрастное сотрудничество (разработка и создание традиции).

Такая форма организации обучения дает возможность ребенку научить учить себя, то есть овладеть деятельностью учения. Подростку нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому («пробую учить других») или к самому себе («учу себя сам»). Разновозрастное сотрудничество во внеучебной деятельности, где подростку предоставляется новое место в системе отношений (например, роль организатора детей 1-5 классов), может стать одним из существенных характеристик природосообразной школы. Роль «младшего учителя» – посредника между взрослым и младшим школьником – в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью. Разновозрастное сотрудничество подростков и младших школьников может стать средством профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях, а также способствовать формированию их учебной самостоятельности. Подросток может и должен на какое-то время стать учителем более маленьких ребят для того, чтобы окончательно утвердиться в собственной позиции учащегося.

Мы предполагаем, что, начавшись как игра, эта деятельность становится весьма серьезной и ответственной для подростка, так как ставит перед ним вполне реальные цели: научить кого-либо чему-либо и способствует реализации чувства взрослости подростка.

Разумная социализация требуется и для психического развития ребенка. Он формируется под влиянием взрослых и сверстников, утверждается через общественное признание. Наблюдения показывают, что неадекватные взаимоотношения и конфликты в классе возникают из-за несовпадения реальных способов общения и поведения с имевшимися представлениями детей о должном поведении и их ролевыми ожиданиями.

2. Сопровождение педагогов.

Мы понимаем, что переход на новые способы обучения требует смены позиции и деятельности педагога: перевод педагога из позиции руководителя и «начальника» в позицию участника и организатора совместной деятельности. В связи с этим педагогу будут необходимы такие компетенции, как:

  • умение создавать ситуации открытого совместного действия, где педагог выступает как один из участников совместной деятельности, а дети могут обсуждать свои впечатления, порождать образовательные инициативы, влиять на построение, изменение позиций педагога, на цели и формы совместной деятельности;
  • умение создавать ситуации функционально-смысловой неопределенности в совместной деятельности, преодоление которых вынуждает всех участников совместной деятельности понимать и проявлять разные личные смыслы, ценности этой деятельности, строить и оформлять разные ценностно-смысловые поля, различать и организовывать ценностно-смысловое содержание совместной деятельности;
  • умение организовывать разные проекты изменений совместной деятельности на уроке, во внеурочных формах жизни школы, в которых все участники совместной деятельности могли бы инициировать изменения и реализовывать свои инициативы;
  • умение строить, моделировать разные формы и пространства совместной деятельности, тем самым, представляя всем и разным детям, всем и разным участникам совместной деятельности использовать эту деятельность как пространство и ресурс индивидуального развития;
  • умение использовать диалог в совместной деятельности для построения пространства разных субъектных позиций участников совместной деятельности.

Отсюда вытекают актуальные задачи психолого-педагогического сопровождения педагогов:

  • обеспечение активного участия педагогов в разработке и сопровождении программы по формированию классного коллектива;
  • мониторинг эффективности программы психолого-педагогического сопровождения классного коллектива;
  • развитие психологической компетенции педагогов через участие в теоретико-практических семинарах, тренингах для педагогов, оснащение психотехниками.

3. Сопровождение родителей.

Задачи:

  • консультирование и просвещение родителей через утверждение парадигмы развивающего личностно-ориентированного образования (родительские собрания, лектории);
  • развитие навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов в форме совместных семинаров-тренингов, игр (дидактических и ролевых), проектов, диспутов, дискуссий (родители и дети);
  • создание демократической атмосферы через организацию разновозрастного взаимодействия;
  • повышение активности родителей в управлении образовательным процессом в школе.

Диагностический инструментарий:

  • Стандартизированное наблюдение.
  • Тестирование.
  • Анкетирование.
  • Методы математической статистики.
  • Анализ педагогической документации.
  • Экспертные опросы родителей, педагогов.

Прогнозируемый результат:

  • Повышение уровня познавательной мотивации.
  • Адекватная самооценка.
  • Низкий уровень школьной, ситуативной тревожности.
  • Эмоционально-положительной фон общения с педагогами, сверстниками и родителями.
  • Проявление социальной активности, чувства ответственности в учебной и социально-значимой деятельности.

Таким образом, деятельность психолого-педагогической службы школы должна быть направлена на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению физического и психического здоровья учащихся, на решение проблем адаптации подростка. Причем особую актуальность, на наш взгляд, приобретают мероприятия профилактического характера (социально-психологические тренинги разной направленности, уроки психологии).

Приложение.