Урок русского языка в 9-м классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в БСП"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  • формирование умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
  • формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;
  • формирование умения правильно расставлять знаки препинания в БСП.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Контрольно – подготовительный этап.

Расставить номера предложений в таблицу, определить, с помощью чего связаны части сложного предложения. (см. Приложение 3 – слайд 1)

(Таблица на доске, после выполнения задания ученики выходят к доске и заполняют таблицу.)

  1. Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
  2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
  3. С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
  4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
  5. Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
  6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
  7. Я сразу понял, что это дело мне по силам.
  8. Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
  9. Где тонко, там и рвется.
  10. Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.

(Третья колонка в таблице пока никак не обозначена.)

ССП

СПП

БСП

2, 3, 8

1 (прид.врем.), 4 (прид.цели)

5 (прид.опр.), 7 (прид.изъяс.)

9 (прид. места)

6, 10

- Почему никуда не отнесли 6 и 10 предложение? (Части данных предложений связаны только с помощью интонации.)

- О каком типе сложных предложений пойдет сегодня речь? (О БСП – заполнение третьей колонки.)

3. Объяснение нового материала.

Заполнение текста, содержащего теоретический материал, с помощью сведений на стр. 6 – 7. (см. Приложение 1)

  • Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: при помощи _________________________и _________________________(или_________________________) и при помощи _________________________(без_________________________).
  • Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются_________________________.
  • Предложения, части которого связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, называются _________________________.
  • Предложения, части которого связываются только при помощи интонации, называются_________________________.

4. Закрепление.

Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП. (см. Приложение 3 – слайд 2)

  • Я вас любил – меня вы не любили.
  • Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
  • В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
  • Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.
  • Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
  • Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
  • Я понял, что долго не смогу притворяться.
  • Я понял: долго не смогу притворяться.

- Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСС?

5. Работа с таблицей «Знаки препинания в БСП».

Заполнение первой строки – запятая в БСП, на последующих уроках заполнение таблицы продолжается. Анализ сведений параграфа 10 (пункт 1). (см. Приложение 1)

Схема предложения

Способ замены знака препинания

Примеры

1. [ ], [ ].

Перечисление фактов

Союз И

Луна сияла, июльская ночь была тиха. (Луна сияла, и июльская ночь была тиха).

     
     
     
     
     

6. Среди данных предложений найдите БСП, запишите, подчеркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания. (см. Приложение 3 – слайд 3)

  1. Молодые казаки ехали смурные и едва удерживали слезы.
  2. День был серый зелень сверкала ярко птицы щебетали как-то вразлад.
  3. В воздухе вдруг захолодело путешественники почувствовали близость Днепра.
  4. Путешественник остановились на ночлег разложили костер приготовили ужин.
  5. Сияет солнце воды блещут
    Деревья радостно трепещут
    Купаясь в небе голубом.
  6. Было уже поздно поэтому в усадьбе все спали.

7. Итоги. Рефлексия.

  • О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?
  • Почему так называются такие предложения?
  • Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП?
  • Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке?
  • Что показалось наиболее легким?

8. Домашнее задание.

Домашняя работа № 3 (домашняя работа составлена в формате ГИА, способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена). (см. Приложение 2)