Урок русского языка по теме "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • учить применять правило написания безударных личных окончаний глаголов, выбирать способ определения спряжения глаголов;
  • развивать орфографическую зоркость, устную речь, внимание, мышление;
  • воспитывать коммуникативные качества;
  • профилактика заболеваний зрения;
  • определение спряжения глагола по алгоритму (для учащихся ЗПР).

Ход урока

1. Организационный момент.

Ах, глагол, глагол, глагол…
Правила спряжения…
Изменяем мы глагол
До изнеможения…

- Какие чувства передает нам автор в этом небольшом стихотворении? Как вы думаете, почему? (Это очень нелегкая тема.)

- Поэтому для начала подготовимся к работе и выполним упражнение для глаз «волшебная восьмерка».

2. Минутка чистописания.

- Сегодня на минутке чистописания мы напишем цепочку букв. В нее должны войти все личные окончания глаголов 1 спряжения в порядке их изменения по лицам и числам. Давайте повторим их с помощью таблицы (на доске) и споем песенку. (Песенка о глаголе из передачи «Радионяня».)

- Перед каждым окончанием напишем букву «м». Что получится? (Мумешьметмемметемут.)

- Проверьте, так ли у вас получилось?

- А теперь замените личные окончания глаголов 1 спряжения на личные окончания глаголов 2 спряжения. Запишите. (Мумишьмитмиммитематю.)

- Выполните проверку. Молодцы!

3. Языковая разминка. Определение темы и целей урока.

На доске:

Л_дяной вет_р гуля_т в широк_м пол_ нос_тся по лесу меж голых бере_ и осин.

- Запишите, вставляя пропущенные буквы. (Один ученик у доски.)

- Выполните синтаксический разбор предложения, подчеркните грамматическую основу и составьте схему предложения. Объясните постановку знаков препинания. (Уч-ся ЗПР – совместно с учителем).

Коллективная проверка разбора предложения.

- Какая орфограмма-буква есть во всех словах с пропущенными буквами, кроме одного?

- Найдите это «лишнее» слово. (Берез.)

- На какие группы можно разделить слова с орфограммой-гласной буквой? (Безударная гласная в корне и в окончании.)

- Давайте проверим, какие гласные вставили и почему. (Проверка с объяснением.)

- Одинаково ли будете действовать, чтобы определить, какую гласную писать в окончаниях слов: поле, в широком, гуляет, носится?

(Повторение правил написания безударных окончаний у существительных, прилагательных и глаголов.)

- Какую вы видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов? (Что писать: е или и?)

- Определите тему сегодняшнего урока. («Правописание безударных личных окончаний глаголов».)

- Какие задачи поставим перед собой?

4. Закрепление изученного материала.

1. - Ребята, давайте вспомните алгоритм: как нужно действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола. Расскажите его, пользуясь схемой (см. Приложение1):

2. - А сейчас немного поиграем.

Игра «Эстафета» (3 ряда – 3 команды).

На доске записаны слова:

колоть (1)
строить (2)
шептать (1)
тащить (2)
обидеть (2)

клеить (2)
бороться (1)
веять (1)
успокоить (2)
смотреть (2)

топтать (1)
будить (2)
резать (1)
полоть (1)
дышать (2)

- Задание командам: указать спряжение глагола. Последний ученик проверяет за весь ряд. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее и без ошибок.

Проверка выполнения задания соседней команды. Если спряжение определили правильно – хлопок.

- Что можете сказать о последних глаголах в каждом столбике? (Это глаголы-исключения.)

- Почему они так называются? Кто хочет рассказать их? (2 ученика.)

- Молодцы!

5. Физкультминутка.

Надоело нам сидеть! Вот бы взять и полететь!
Руки в стороны – в полет отправляем самолет.
Правое крыло - вперед, левое крыло – вперед.
Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет!
Три, четыре, пять, шесть – мы должны тихонько сесть.

6. Постановка и решение проблемы.

- Какое спряжение у глаголов летим, сидим, если неопределенная форма сидеть, лететь? (2 спряжение.)

- Как нужно рассуждать?

- С чего начинается алгоритм определения спряжения глагола? (С постановки ударения.)

- Надо запомнить: если у глагола личные окончания ударные, то на неопределенную форму смотреть не нужно!

- А как определить спряжение у глаголов в неопределенной форме? (Нужно проспрягать и определить, ударное или безударное окончание.)

- Определите спряжения у глаголов: лить (льёт, льют – 1), бранить (бранит, бранят – 2), петь (поёт, поют – 1).

7. Тренировочные упражнения.

- Выполним упражнение 264 на стр. 78. Прочтите задание. Выполняем с комментированием с места.

Обратить внимание на выбор способа определения спряжения глаголов.

8. Словарная работа.

Игра «Наборщик».

- «Соберите» новые слова из букв слова лаборатория. Обведите в овал существительные 1-го склонения.

9. Итог урока:

- Оцените свою работу на уроке. Что было труднее всего? Что нужно твердо знать, чтобы избежать ошибок в написании личных окончаний глаголов?

- Оценки за урок.

10. Домашнее задание: стр. 95 упр. 4.

Наш урок окончен. Спасибо за работу!