Урок трудового обучения во 2-м классе. Тема: "Объёмная аппликация. Я - парикмахер"

Разделы: Начальная школа


Задача: развивать творческие способности детей.

Цели:

  • отрабатывать навыки и закреплять знания учащихся о приемах работы с бумагой: "закручивание" и "складывание";
  • развитие ручной умелости, конструкторского мышления, творческих способностей через умение выражать свои чувства, мысли, фантазию в индивидуальной работе;
  • развивать кругозор детей через знакомство с профессией парикмахера;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, к труду взрослых.

Оборудование:

  • учебник Н.А.Цирулик, Т.Н.Просняковой "Уроки творчества";
  • плакаты "Техника безопасности при работе с ножницами, клеем";
  • аншлаги - аппликация, парикмахер, парикмахерская, мастер, цирюльник, пробор, прядь, челка, локоны, кудри, прическа, резать, закручивать, сгибать;
  • инструменты парикмахера: ножницы, расческа, фен, плойка, бигуди;
  • карточки для составления алгоритма работы;
  • трафареты;
  • музыкальное оформление,
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5"!

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы с вами продолжим работу по изготовлению объемной аппликации. Вспомните, что означает слово "аппликация"? (прикладывание, наложение)

- Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока:

Мастер сделает прическу феном,
щеткой и расческой.
Пышно локоны завьет,
Челку щеткою взобьет.
Все в его руках горит -
Он изменит внешний вид.

- Как называют этого мастера? (парикмахер) (Слайд 2)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Объемная аппликация. Я - парикмахер.)

- Чему бы вы хотели научиться на уроке? (выполнять различные прически из бумаги, отрабатывать приемы работы с бумагой)

III. Познавательно-информационная беседа.

- Ребята, а вы знаете, кто такой парикмахер? (ответы детей)

- Вы правы. Парикмахер - это мастер, занимающийся бритьем, стрижкой, окраской и причесыванием волос.

- А кого называют мастером? (человек, который хорошо выполняет свою работу. Это человек - профессионал в своей деятельности.)

- Где работают парикмахеры? (в парикмахерской)

- Зачем нужна эта профессия? (ответы детей)

- Послушайте стихотворение Р.Рождественского "Парикмахер". (читает ученик)

Папа к зеркалу садится:
- Мне подстричься и побриться!
Старый мастер все умеет:
Сорок лет стрижет и бреет.
Он из маленького шкафа
Быстро ножницы достал,
Простыней укутал папу,
Гребень взял, за кресло встал,
Щелкнул ножницами звонко,
Раз - другой взмахнул гребенкой,
От затылка до висков,
Выстриг много волосков,
Расчесал прямой пробор.
Зашипело в чашке мыло,
Чтобы бритва чище брила.
Фыркнул весело флакон
С надписью "Одеколон".

- Знаете ли вы, как раньше называли парикмахеров? (цирюльник) (Слайд 3)

Во многих городах России можно было встретить бродячих цирюльников. Они ходили по базарам, дворам и квартирам, выискивая клиентов. Они носили с собой громоздкие ящики с инструментами, у каждого с собой был еще и деревянный стул.

- Зачем носили с собой стул? (Могли подстричь клиента прямо на улице.)

Цирюльник в России - профессия уникальная, заключавшая в себе не только парикмахерское дело, но и обязанности лекаря: удалял зубы, лечил раны.

- Какие инструменты носил с собой цирюльник? (ножницы, бритву, щипцы:)

- А какими инструментами пользуются современные парикмахеры? (Слайды 4 - 9)

- Только ли мастер - парикмахер пользуется этими инструментами? (мамы, они делают девочкам прически. Показ причесок, которые девочкам сделали мамы )

- А вы хотели бы стать парикмахерами?

IV. Планирование предстоящей работы.

1) Анализ образца изделия.

- Откройте учебники и внимательно рассмотрите иллюстрацию на с. 26. Бумагу какой плотности лучше взять для выполнения этой работы? (Слайд 10)

- Каким способом изготовлены глаза и рот? (складыванием)

2) Составление алгоритма выполнения работы.

- С чего начнем выполнять работу? (на доске появляются карточки с этапами работы)

  1. Вырежем заготовку.
  2. Нарежем полоски для волос.
  3. Вырежем заготовки глаз и рта.
  4. Приклеим глаза и рот.
  5. Выполним прическу.

- Молодцы! Вы сами составили план своей работы.

3) Создание прически.

- Что называют прической? (Слайды 11 - 12)

- Знакомы ли вам эти слова: пробор, прядь, челка, локоны, кудри? (словарная работа)

(Слайды 13 - 17)

- Как вы думаете, можно ли их сделать на бумажной основе? Что можно сделать с бумагой? (учитель показывает как можно получить из бумаги кудри, челку, локоны)

- Рассмотрите в учебнике с.27. чем отличаются "портреты" друг от друга? (мимикой, настроением)

- Что помогло вам определить настроение "портретов"? (положение глаз и рта.)

- Пожалуйста, помните об этом, при создании своих работ.

V. Физкультминутка.

- Внимание, внимание! Необходимо принять рабочее настроение.

1) Упражнения на дыхание.

2) Упражнения для глаз.

3) Эмоциональный настрой.

- Закройте глаза. Представьте, что когда - то ваша парта была красивым деревом. Оно грелось на солнышке, а сейчас отдает вам свою энергию. Чувствуете, как бежит тепло по вашим кистям рук, предплечьям и заряжает вас энергией. Хорошо вам?

- А теперь откройте глаза, хлопните в ладоши и, если вы готовы к работе, скажите: "Готовы!"

VI. Выполнение практической работы.

1) Техника безопасности с ножницами, клеем.

- Вспомните как правильно нужно работать с ножницами и клеем. (Учитель вывешивает плакат)

2) Самостоятельная работа.

- А теперь вы все превращаетесь в парикмахеров и вам предстоит сделать прическу.

Девизом нашей работы возьмем пословицу "Поспешишь - людей насмешишь". Желаю вам успехов! (Слайды 18)

VII. Итог урока.

1) Выставка работ.

- Посмотрите какие разные прически у нас получились. (Слайд 19)

(ученица читает стихотворение)

У сестрички - две косички,
У Катюшки - завитушки,
У Наташки - все кудряшки,
У Аленки - пряди тонки,
А у Семки, у мальчишки,
Белы волосенки, стрижка - коротышка.

2) Оценивание работ.

- Все работы получились оригинальными. Чья работа вам понравилась больше всех и почему?

3) Уборка рабочего места.

VIII. Рефлексия.

- Какое настроение вызывают у вас выполненные работы? Кто собой доволен?

- Молодцы! Спасибо за работу.