Урок окружающего мира во 2-м классе с применением ИКТ. Тема: "Какой бывает транспорт?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: систематизировать знания детей о видах транспорта.

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: модели транспортных средств; книги «Техника для малышей» и «Колёса» (автор В.Суслов); слайды с изображениями разных видов транспорта, строительной техники; компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

- Отгадайте загадки.

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр)

- Людей каких ещё профессий можно встретить на стройке? Что они делают?

Поднимает великан
Груды груза к облакам.
Там, где встанет он потом
Вырастает новый дом.
(Подъемный кран)

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот откроет рот.
(Экскаватор)

Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет ровная площадка.
(Бульдозер)

- Какие ещё строительные машины вы знаете? Назовите и расскажите, чем они помогают человеку.

III. Сообщение темы урока

- Я прочитаю вам отрывок из сказки Чуковского «Тараканище».

Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперёд.
А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле. Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике.
Жаба на метле…

- Какой транспорт использовали звери? Сегодня тема нашего урока: Какой бывает транспорт?

IV. Работа по теме урока

- Человек привык передвигаться на большие расстояния. Раньше для дальних поездок использовали лошадь (слайд 1). Потом придумали телегу с колёсами (слайд 2, 3) и сани с полозьями (слайд 4, 5), на которых можно было ехать зимой. Колесо – гениальное изобретение человека (слайд 6). В каких только видах транспорта нет колёс! (слайды 7, 8, 10, 19, 21, 22).

- Какие виды транспорта были названы в слайдах? Их можно разделить на несколько групп. Попробуйте это сделать сами. (Выслушиваются ответы детей).

- Открываем учебники на странице 22. Рассмотрите схемы, которые составил Серёжа. Выберите ту, которую вы считаете правильной. (Все 3 схемы верные, просто характеристики для группировок выбраны разные).

- Какую мы выберем схему, если хотим разделить транспортные средства по их принадлежности кому-то (нижнюю). Приведите примеры личного транспорта, общественного.

- Какая схема нам нужна, если мы хотим рассказать о средствах передвижения человека? (верхняя). Приведите примеры наземного транспорта (слайды 8, 9, 10, 11). Перечислите водные транспортные средства (слайды 12-18).

- Каким транспортом мы пользуемся, чтобы быстро попасть в город, находящийся за сотни километров от нас? (слайды 19, 20, 23). Какой это вид транспорта? (воздушный).

- Что относится к подземному транспорту? (метро, слайды 24-31).

Но транспорт можно разделить на группы в зависимости от того, для чего он используется. Рассмотрите среднюю схему (слайды 32-37). Прочитаем об этом текст на странице 23. Какие машины относятся к специальным? Какие номера телефонов написаны на них? Этим машинам, когда они едут с включенными проблесковыми маячками, водители должны уступать место. Почему? В каком режиме работают люди, которых обслуживают эти машины? (Круглосуточно). Почему?

V. Практическая работа в тетради.

VI. Работа по теме урока (продолжение)

- Прочитайте про себя текст на странице 24 и придумайте вопросы.

Коллективное чтение текста страница 25. (Дети придумывают вопросы к этому тексту).

VII.Итог урока

- Какой вы знаете транспорт? На каком транспорте можно передвигаться по городу? Каким транспортом надо воспользоваться, если люди хотят попасть за город? На чём надо отправляться в путешествие в другой город? Какой вид транспорта самый важный? Нельзя выделить какой-то один вид транспорта, так как в разных ситуациях требуются различные виды транспорта (слайд 38).