Урок русского языка по технологии А.З. Рахимова на тему "Знакомство со значениями приставок ПРИ -, ПРЕ"

Разделы: Русский язык


Проблема развития творческого мышления обучающихся и технология развивающего обучения А.З.Рахимова в условиях малокомплектной сельской школы

Вот уже десятилетия школа и научно-педагогическая мысль охвачены поиском путей повышения эффективности УП. Наступает время решительной ломки традиционной методики обучения школьников, на принципах которой обучалось и десятилетиями трудится все наше учительство.

Основные педагогические противоречия между требованиями и фактами

Требования

 

 

Факты

К технологии:
новая технология должна развивать творческие способности

К учителю:
внедрить в практику технологию деятельностного подхода и творческого развития

К ученику:
усвоить диалектические способы познания с выходом на творческий уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

В технологии:
способы обучения остаются на уровне объяснительно-иллюстративной догматической методики

У учителя:
традиционные словесные методы продолжают доминировать и задерживать развитие

У ученика:
основным методом учения остается механическое заучивание научных понятий

Сегодня мы имеем широкие возможности для самых серьезных изменений в сфере образования. Вся традиционная методика сводится к тому, что

  1. учитель разъясняет содержание – ученики воспринимают на слух и запоминают
  2. учитель предлагает типовые задания – ученики воспроизводят показанный образец это ведет к доминированию объяснительно-иллюстративного метода в работе учителя и догматико-запоминающему, заучивающему методу в познавательной деятельности ученика. И то, и другое являются антипсихологическими и противоестественными.

Главный критерий не то, что делает учитель, а то , как он добивается высоких результатов в раскрытии природных возможностей детей, как добился успеваемости всего класса

Проблему массового формирования творческого мышления школьников в процессе их обычного, повседневного обучения решает технология развивающего обучения А.З.Рахимова, направленная на творческое развитие детей. «Дело не в детях, а в способах организации учения», - считает он и во главу угла ставит развитие познавательных потребностей, мотивов, интересов, мыслительных процессов, творческих способностей, нравственных качеств, а психическое развитие само уже ведет к более высокой учебной успешности.

В формировании творческих способностей решающее значение имеет деятельность ребенка, которая направляется и стимулируется учителем. Именно в соответствующей деятельности тренируются и развиваются природные силы личности, превращаясь в реальную способность учиться и работать творчески.

Одни и те же требования к учащимся будут субъективно приняты к действию или отвергнуты с непониманием в зависимости от того, какими методами обучения владеют учителя и какими методами учения пользуются учащиеся.

Технология должна быть ориентирована не на заучивание понятий, а должна формировать мотивы учения, самостоятельность, ответственное и творческое отношение к учению.

Необходимым звеном учебной деятельности должно быть действие целеполагания, т.е.постановка задачи. Учащийся сам должен ответить на вопрос «ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ»

Вслед за обоснованием целей и постановки задач необходимо определить способ их решения «КАКИМ СПОСОБОМ Я ДОЛЖЕН РЕШИТЬ ПОСТАВЛЕННУЮ ЗАДАЧУ»

Самостоятельная учебная деятельность.

Оценка результата работы.

«ВСЕ ЛИ ПРАВИЛЬНО Я СДЕЛАЛ ПРИ РЕШЕНИИ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ, ЧТО ЕЩЕ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ»

Учитель выявляет возможности ученика, конкретизирует направление обучения и нацеливает ученика на отыскание рациональных способов своей деятельности.

Чем больше ученик верит в свои способности и видит целесообразность их применения, тем серьезнее относится к учебе.

Движущей силой развития интеллекта является интерес.

Чем успешнее удовлетворяются интересы, тем активнее стимулируются жизненные позиции ребенка

Организация собственной познавательной деятельности школьников в результате ведет к развитию сознательной деятельности детей.

Люди с творческим мышлением всегда занимают активную жизненную позицию, предлагают новые идеи, упорно защищают их, вступая в борьбу с косными, консервативными, шаблонно мыслящими субъектами. Такое творческое мышление человека становится предпосылкой активно - деятельностного отношения субъекта к действительности.

Поскольку благополучие государства, авторитет страны в мировом сообществе измеряется уровнем интеллекта нации, творческим потенциалом народа, научно-техническим прогрессом, все эти объективные показатели являются отражением состояния школьного производства.

Схема урока по технологии творческого развития

Тема:

Цели:

  • дидактическая:
  • психологическая:
  • воспитательная:

Оборудование:

План урока:

Содержание урока:

1. Ориентировочно-мотивационный этап. (10 мин.)

  1. Проверка домашних заданий.
  2. Выравнивание знаний.
  3. Постановка учебной задачи
  4. самооценка

2. Операционно-исполнительский этап. (30 мин.)

  1. Решение учебной задачи в форме выполнения проблемных заданий и их самоконтроль и самооценка.
  2. Программированное усвоение учебного материала.
  3. Самостоятельная работа учащихся по решению, моделированию, формулированию выводов, определений, способов.
  4. Индивидуальная и групповая работа в познавательном процессе.

3. Рефлексивно-оценочный этап. (5 мин.)

  1. Групповое, громкоречевое проговаривание всего усвоенного (внешняя рефлексия)
  2. Проговаривание усвоенного во внутренней речи (внутренняя рефлексия)
  3. Общая самооценка за весь урок с учетом промежуточных оценок.
  4. Домашние задания:
  • по учебнику;
  • на перенос, на творческое применение усвоенного;
  • на свободное творчество по теме

«Учитель, страдающий словоохотливостью – самый худший из всех». Адольф Дистервег

«Вместо антипсихологической школы активного учителя и пассивно – внимательных детей пора переходить к школе активных детей и внимательного учителя». П.П.Блонский

«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушать ненависть и к тем преподает, и ко всему преподаваемому». Ж.-Ж.Руссо

«Искалеченный мозг – результат противоестественных, грубонасильственных методов обучения». Э.В.Ильенков

«Для того, чтобы просто преподавать, можно знать чрезвычайно мало, а для того, чтобы направлять собственную деятельность ученика, учитель должен усвоить чрезвычайно много». Л.С.Выготский


Урок по технологии А.З.Рахимова

Предмет: русский язык

Тема: «Знакомство со значениями приставок –ПРЕ- -ПРИ»

Цели:

  • дидактическая- запомнить значение приставок
  • психологическая – формирование общего способа определения написания приставки; развитие творческого мышления; памяти
  • воспитательная – формирование интереса к изучению законов русского языка воспитание в детском коллективе чувства взаимовыручки и ответственности

Оборудование: иллюстрации, демонстрационные карточки, раздаточный материал, тесты, магнитная доска, экран учета оценок

Виды работ: творческий, словарный диктант, работа с иллюстрациями, диктант с точкой, пантомима, тест.

Содержание урока

1. Ориентировочно-мотивационный этап(10 мин)

1) Проверка домашнего задания.

Творческое задание – тексты с -И- -Ы- после приставок

После изучения предыдущей темы «Правописание букв -и- ы- после приставок» шестиклассники получили домашнее задание творческого характера: сочинить сказку, стихотворение, рассказ, используя слова с данной орфограммой. САМООЦЕНКА (на доске висит экран учета оценок Приложение 1, в определенных ячейках которого обучающиеся самостоятельно выставляют свои оценки за каждое задание, выполненное в течение урока)

2) Выравнивание знаний.

Словарный диктант «До первой ошибки» ( дети поочередно выходят к доске и под диктовку учителя пишут слова до первой допущенной ошибки. Первыми приглашаются более слабые учащиеся)

1 вариант

 

 

2 вариант

Сокровище

 

 

соперник

Искусный

 

 

изменяться

Биография

 

 

манера

Причудливый

 

 

территория

Иллюстрация

 

 

приобрести

Впечатление

 

 

сверстник

Сознавать

 

 

преподавать

Ровесник

 

 

признавать

Раздаваться

 

 

сожалеть

Прибавлять

 

 

искусство

САМООЦЕНКА

Выделите приставки в словах.

На какие приставки нам нужно обратить внимание сегодня на уроке?

Конечно, пре- и при-. Записываем тему урока в тетрадях.

Учитель показывает иллюстрации – обучающиеся пишут в тетрадях диктант с точкой. (В целях экономии времени урока можно записывать не словосочетания, а только слова с данной орфограммой)

Пр*грустный взгляд, пр*смешная рожица, пр*забавный пень, пр*спелые фрукты, Пр*вкусные овощи.--

Жеребенок пр*скакал, поезд пр*шел, машина пр*ехала.

Пионеры пр*грелись у костра, пассажир пр*сел, бабушка пр*задумалась, девушка пр*легла

Девочка пр*слонилась, плакат пр*крепили, пр*клеили вывески

3) Постановка учебной задачи. (Приложение 2)

САМООЦЕНКА

Разместить разрезные карточки со значениями приставок -пре и- при на магнитной доске

2. Операционно-исполнительский этап.(30 мин)

1) Продолжение работы с рисунками – сгруппировать слова (Приложение 3) под карточками со значениями приставок

Дифференцированный подход к распределению данных слов позволит учителю создать ситуацию успеха для каждого ученика.

САМООЦЕНКА

2) Проговорить значение приставок

САМООЦЕНКА

3) Работа у доски

Белый, бледный, вредный, высокий, гнусный, гадкий, милый, отличный, странный, противный, добрый—напишите о себе, используя прилагательные-эпитеты

4) тест (Приложение 4)

3. Рефлексивно-оценочный этап. (5 мин.)

1) Обобщение знаний.

- Какую задачу ставили на уроке?

- Сколько значений имеет приставка -при-? -пре?

- Пересказ содержания урока вслух один из учеников из группы.

САМООЦЕНКА

2) Домашнее задание:

  1. упражнение 154
  2. вспомнить и записать слова с приставками –при-пре-, не прозвучавшие на уроке
  3. составить связный текст на пройденную тему

3) Выставление в журнал среднеарифметической оценки за урок каждому обучающемуся.