Конспект урока по истории в 6-м классе по теме "Столетняя война"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Ознакомить обучающихся с причинами, поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции. Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.
  2. Закрепить умения обучающихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать и обобщать материал.
  3. Сформировать уважительное отношение к подвигу французского народа, Жанне д' Арк.

Оборудование урока:

  1. Карта “Англия и Франция во времена Столетней войны”.
  2. Интерактивная доска (диск “Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века”.
  3. Рисунок “Дерево достижений” (можно схематично изобразить дерево).

Раздаточный материал:

  1. Атлас по истории средних веков.
  2. Рабочие листы, разработанные учителем.
  3. Вырезанные из бумаги листья (жёлтые, зелёные, красные).

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока

I. Оргмомент.

Учитель: Сегодня мы проводим с вами урок истории, на котором будет и проверка домашнего задания, и объяснение нового материала, и этап закрепления. А ещё, не смотря на то, что за окнами зима, я предлагаю вам за урок вырастить дерево, “дерево наших достижений”. Обратите внимание (на рисунок) на нём нет листочков, они лежат перед каждым из вас и за каждый правильный ответ в течение всего урока вы получаете право прикрепить листочек к дереву. А в конце урока мы посмотрим, как наше дерево преобразилось (ученики каждого ряда получают листочки разного цвета. Это позволит оценить их коллективную работу).

II. Проверка домашнего задания:

Разминка. Работа с историческими датами.

Учитель показывает карточки классу карточки с датами, ученики называют исторические события, явления

Индивидуальная работа по заранее приготовленным учителем заданиям.

( ученики получают индивидуальные карточки).

Фронтальный опрос:

О каких наиболее значимых странах периода средневековья мы с вами говорили на прошлых уроках? Что объединяет два этих государства?

Сколько этапов можно выделить в процессе создания централизованного государства во Франции?

Чем прославился в истории Франции король Филипп IV Красивый?

Назовите реформу английского короля Генриха II. Какова была их цель?

Если сравнить деятельность Генеральных штатов во Франции и парламента в Англии, какое учреждение работало эффективно? Почему?

Оцениваются ответы учащихся. Учитель обращает внимание учеников на то, как преобразилось “дерево достижений”.

III. Переход к изучению нового материала:

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что история государств Англии и Франции тесно связана между собой, но обратите внимание на тему нашего сегодняшнего урока (тема записана на доске “Столетняя война”). А знаете ли вы, что главными участниками этой войны являлись Англия и Франция.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить с вами на уроке?

- Как иначе можно назвать наш урок? (вековая война и т.д).

- Какие ассоциации возникают у вас со словом “война”?

Ответы учащихся подтверждаются фрагментом фильма “Столетняя война”

( демонстрация производится на интерактивной доске).

- Если война - это страшная трагическая страница в истории любого государства, стоит ли нам об этом говорить, изучать историю войн?

(Выводы учащихся: историю не изменить. И мы должны знать её, чтобы трагическое и страшное не повторилось).

IV. Изучение нового материала:

  1. Целеполагание.

Вспомните, на что обращается внимание при изучении войн и военных действий?

( причины, ход, участники, сражения, итоги и т.д.)

Обобщая ответы учащихся, учитель делает записи на доске: Когда? Кто? Почему? Как? Каков результат?

Все эти вопросы отражены в памятке “Изучение истории войны”. Эта памятка будет сегодня являться планом нашего урока (учитель обращает внимание учащихся на рабочий лист № 1).

Памятка “Изучение истории войны”

  1. Хронологические рамки.
  2. Страны-участницы войны.
  3. Причины войны. Повод.
  4. Готовность стран к войне.
  5. Ход военных действий. Этапы войны.
  6. Итого войны.
  1. Изучение темы в соответствии с планом.

- Хронологические рамки (учитель комментирует запись на доске “1337 – 1453 г.г.”).

- Страны-участницы войны (учащиеся опираются на знания, полученные ранее, определяют страны - участницы).

- Причины войны. Повод.

Этот вопрос изучается учащимися с использованием исторического документа, а также при активизации ранее полученных знаний. Учитель обращает внимание учащихся на рабочий лист № 2.

а) Обращение Эдуарда I к подданным.

“В достаточной мере всем ведомо и уже, как мы думаем, по всем странам мира распространилась об этом весть, как король Франции обманным и хитрым способом отстранил нас от нашей страны Гаскони. Ныне же, довольствуясь названным выше обманом и беззаконием, для завоевания королевства нашего огромный флот и громадное множество воинов собрав, с каковыми уже сделал враждебное нашествие на королевство наше и на жителей этого королевства, вознамерился совсем истребить с лица земли язык английский…”

б) Фруассар. “Хроники”.

Вы слышали перед этим рассказ о том, как король Англии запер все морские проходы и не пропускал ничего во Фландрию, а особенно шерсть и овечьи шкуры. Этим все страны Фландрии были глубоко поражены, так как суконное производство - главный предмет, которым они живут, и было уже много разорившихся благородных людей и богатых купцов. Приходилось выбираться из земель Фландрии многим честным мужчинам и женщинам, которые перед этим были обеспечены трудом по производству сукон… из Франции к ним приходит много хлеба, но так как им не на что его покупать и нечем платить, все по недостатку заработка, то в этом – то и беда их, потому что мера хлеба стоит денье, а у кого нет его, тому нехорошо. Из Англии же к ним идёт шерсть и с нею вместе большие выгоды, которые позволяют им поддерживать своё благосостояние и жить в довольствие…

Учащимся сообщается повод с опорой на схему:

- Готовность стран к войне.

Организуется работа учащихся с текстом учебника ( стр. 161-162), иллюстрациями (стр. 161-163).

Учащиеся, работая в парах, должны заполнить таблицу. Это рабочий лист № 3.

 

Франция

Англия

Состав армий

   

Дисциплина

   

Согласованность действий

   

Учащиеся после заполнения таблицы должны сделать вывод: какая страна была лучше подготовлена к войне?

- Физкультурная минутка урока.

Учащиеся выполняют физические упражнения.

- Ход военных действий. Этапы войны.

Этот вопрос изучается с использованием карты и рабочего листа № 4. Учитель даёт характеристику каждому этапу войны, применяя демонстрационную поддержку (сцены сражений, портрет Жанны д' Арк высвечиваются на интерактивной доске). Места основных сражений фиксируются на исторической карте с помощью цветных магнитов.

Рабочий лист № 4:

1 этап 1337-1360 г.г.

1340 г. Уничтожение французского флота при г. Слейсе.

1346 г. Поражение французов в битве при Креси.

1356 г. Разгром французской армии при Пуатье.

1360 г. Заключение мирного договора. Треть земли Франции переходила к англичанам.

2 этап . 1369-1396 г.г.

Победы французов на суше и на море. Англичане потеряли почти все владения во Франции.

3 этап. 1415-1424 г.г.

1415 г. Битва при Азенкуре. Сокрушительное поражение французов.

1424 г. Весь север Франции оказался в руках англичан.

4 этап. 1428-1453 г.г.

1428 г. Осада г. Орлеана.

1429 г. Перелом в ходе войны. Жанны д' Арк

1431 г. Казнь Жанны д' Арк.

1453 г. Изгнание англичан, но англичане сохранили порт Кале. Англичане потеряли почти все владения во Франции.

Организуется работа по вопросам:

В чём причины побед англичан в основных сражениях?

Как изменился ход войны с появлением Жанны д' Арк?

Какой подвиг совершила Жанны д' Арк?

- Итоги войны.

Опираясь на знания, полученные в ходе урока, ученики определяют итоги войны.

V. Итоги урока.

Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, записанные на доске в начале урока

(целеполагание).

Сможете ли вы теперь ответить на эти вопросы? Учитель внимательно выслушивает ответы по каждому вопросу. Обращает внимание учащихся на те вопросы, которые вызвали затруднение при подведении итогов урока. На них учащиеся должны обратить особое внимание при подготовке домашнего задания. Результативность урока видна на “дереве достижений”. Учитель отмечает отдельных учеников, проявивших себя при “выращивании дерева”, а также наиболее активный ряд.

Учитель: почему символом сегодняшнего урока являлось дерево? Где вы ещё встречались с таким символом? (это символ жизни, мира, семьи и т.д.). И сегодня на уроке мы с вами противопоставляем страшные картины войны и цветущее, яркое дерево мира.

VI. Домашнее задание:

Параграф № 19.

Подготовить сообщение о Жанны д' Арк.

Используемая литература:

  1. История средних веков: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под. ред. А.А. Сванидзе. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007 г.
  2. Книга для учащихся общеобразовательных учебных заведений 6 кл./ сост. и общ. ред. А.А. Сванидзе. – М.: Дрофа, 1996 г.
  3. История средних веков: учебник для 6 кл. основной школы. / Колпаков С.В., Рогожкин В.А., Пономарёв М.В., Тырин С.В. – М.: Баласс,2003 г.
  4. Учебное электронное пособие “Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века”.