Конспект урока по математике в 4-м классе по теме "Формула площади прямоугольного треугольника"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: установить связь между площадью прямоугольника и треугольников, получившихся в этом прямоугольнике диагонали; вывести формулу площади прямоугольного треугольника, развить вычислительные навыки, речь учащихся, воспитать аккуратность в выполнении чертежей и уважение к товарищам.

Ход урока

I. На таблице три вида треугольников:

  1. Рассмотрите таблицу.
  2. Как можно её назвать?
  3. Распределите данные треугольники на три группы так, чтобы в каждой группе были похожие треугольники. Записывайте номера в каждую группу.

II. Постановка проблемы

  1. Рассмотрите фигуры
  2. Как называются данные фигуры? (квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник)
  3. Для каждой фигуры запишите формулы нахождения площади:
  4. Sкв = аа
    Sпрям = ав
    Sтр = ?
  5. Сегодня мы с вами выведем формулу площади прямоугольного треугольника. Давайте подумаем, можно ли составить формулу площади прямоугольного треугольника?

III. Работа по теме

  1. У вас на столах у каждого треугольники:
  2. Какие они по виду? (прямоугольные)
  3. Сравните прямоугольные треугольники. (они равны)
  4. Как узнали? (положили один на другой – этот способ в математике называется способом наложения)
  5. Имеют треугольники площадь? (да)
  6. Как узнать площадь прямоугольного треугольника? (дети должны сами найти решение: треугольник составляет половину прямоугольника; если площадь прямоугольника а ∙ в, то площадь прямоугольного треугольника равна (а ∙ в) : 2)
  7. Подумайте, как нужно изменить формулу площади прямоугольника, чтобы получилась формула площади прямоугольного треугольника? (дети самостоятельно пишут в тетради Sтр = (а ∙ в) : 2
  8. Проверяем. Трое учеников выходят к доске и пишут свою формулу. Потом все обсуждают, кто написал верно.
  9. Итак, площадь вашего прямоугольного треугольника зависит от площади прямоугольника.
  10. S1 = 65 (см2)
    S2-5 = 40 (см2)
    S6-8 = 30 (см2)
    S9-14 = 27 (см2)
    S15-17 = 20 (см2)
    S18-20 = 44 (см2)
  11. Запишем на страничку-справочник формулу нахождения площади прямоугольного треугольника:
  12. Sтр = (ав) : 2
  13. По учебнику стр. 20 прочитать определение.

IV. Физкультминутка

Физорг под музыку проводит несколько упражнений.

V. Решение задачи №34 стр. 20.

Пешеход за 6 часов прошёл 24 км. Какой путь проедет за это же время машина, двигаясь со скоростью в 15 раз больше, чем пешеход?

  1. Прочитайте задачу.
  2. Назовите данные числа, искомые числа.
  3. На доске:
  4. скоростьвремярасстояние
    пешеход6 час24 км
    машина в 15 раз больше6 час? км

- Давайте порассуждаем: За 6 часов пешеход проходит 24 км. Как вы думаете, а машина за это же время путь проедет больший? А какой? (в 15 раз больший)

- Найдите путь, который проедет машина: 24 ∙ 15 = 24 ∙ (10 + 5) = 24 ∙ 10 + 24 ∙ 5 = 240 + 120 = 360 (км)

- Запишите ответ.

- Какое же данное оказалось лишним? (6 часов)

- Сформулируйте задачу, исключив это данное.

Пешеход прошёл 24 км. Какой путь проедет машина, двигаясь со скоростью в 15 раз большей, чем пешеход, если время движения пешехода и машины одинаковое?

VI. Рефлексия

  1. По какой формуле можно вычислить площадь прямоугольника? (S = а ∙ в)
  2. Какая формула используется при вычислении площади прямоугольного треугольника? (S = а ∙ в)
  3. Может ли площадь прямоугольного треугольника, полученного при проведении диагонали в прямоугольнике, быть больше площади данного прямоугольника? (нет)
  4. В каком отношении находятся площади данных фигур?
    Площадь прямоугольного треугольника равна половине значения произведения сторон, образующих прямой угол.

VII. Домашнее задание

Страница 21, №36 «Найти значения выражений и восстановить по ним сложное выражение».

23992 + 25100
38004 ∙ 2
175700 : 7
39703 ∙ 9
100000 - 76008
49092 - 9389