Тема урока "Скелет рыб". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цели урока: показать особенности строения скелета рыб в связи с их функциональным значением.

Оборудование:

  • коллекции позвонков рыб, изготовленные детьми,
  • Таблица “Тип хордовые. Класс Рыбы”,
  • Презентация к уроку,
  • Карточки: “Заполните пропуски в тексте”, “Скелет рыб”, набор терминов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель оглашает заявку на оценки на уроке:

15 баллов и выше – “5”;
11-14 баллов – “4”;
7-10 баллов – “3”.

Назначается помощник – координатор, который отмечает активность по рядам и контролирует время выполнения заданий.

II. Активизация знаний по теме “Места обитания и внешнее строение рыб”

  1. Заполните пропуски в тексте. (Задание индивидуальное) (4 балла)
  2. Рыбы – это животные, обитающие в воде. Органом дыхания служат , рот рыб вооружен подвижными . Имеются парные конечности, представленные __ и __ плавниками. Непарные конечности образованы __ и _ _ плавниками. Тело покрыто __. Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают--------------------.

  3. Логическая цепочка. Работа в группе:

Ребята, сидящие на одном ряду рисуют на отдельном листке рыбу и указывают особенности внешнего строения, связанные с водной средой. Каждый ученик рисует только один признак. Последний участник представляет рисунок классу, вывесив его на доске.

Вопрос классу: – Определите самый точный рисунок, сравнив и проанализировав содержание всех 3-х представленных рисунков. Учащиеся ряда, выполнившие самый точный рисунок, получают по баллу.

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний. (Слайды 1-3 презентации)

Найди лишнее и объясни выбор.

А)

 

 (Японский гребешок. Так как у остальных – хитиновый скелет. Более легкий, поделен на сегменты.)

Б) Найди лишнее и объясни выбор.

 

(Лишний – окунь, так как он имеет внутренний скелет, остальные – наружный.)

В) Выбери правильный ответ:

Скелет рыб не выполняет функции:

  1. Опорную
  2. Защитную
  3. Движения
  4. Выделительную

Объясните ответ.

Г). Назови как можно больше образов, с которыми ты можешь ассоциировать
понятие “СКЕЛЕТ”

(Если ребята затрудняются, можно немного подсказать, направив их мысль в нужном направлении, вспомнив функции скелета: вешалка, шлем. и др. )

За каждый правильный ответ ученик получает от 1 до 2 баллов в зависимости от качества ответа. Координатор фиксирует активность ребят по рядам (в конце урока, после подсчета, самый активный ряд получает по дополнительному баллу).

2. Лекция “Скелет рыб”, слайды презентации 8-10.

Тема урока: _________ рыб. (учащиеся дополняют название темы). Определите цель урока. (Особенности строения скелета рыб в связи с выполняемой функцией.)

При объяснении нового материала использую технологию способа диалектического обучения, выводя новые понятия путем выявления и разрешения противоречий.

Процесс выведения фиксируется в двух колонках: в левой положительные особенности скелета – достоинства в правой – недостатки, то есть возникающие противоречия.

См. табл. в Приложении 1

Таким образом, учащиеся вместе со мной выводят особенности скелета рыб, и это уже не просто отдельные термины, загружающие память, а признаки, возникающие, как результат разрешения противоречий, связанных с изменениями условий жизни рыб.

3. Заполните таблицу. (Таблица у каждого, после заполнения – вклеивается в тетрадь).

Слайды 11, 12.

Скелет рыб.

Отделы тела Отделы скелета Кости, образующие скелет Функции отделов
Голова Череп   Защита головного мозга,
Защита жабр,
Добыча пищи.
Туловище

Хвост

Позвоночник

а) туловищный отдел
б) хвостовой отдел

   
Плавники

а) парные
б) непарные

Скелет парных плавников

а) пояса конечностей
-плечевой
-тазовый

б) скелет парных плавников

Скелет непарных плавников

Мелкие кости, соединенные с костями черепа

Мелкие кости, расположенные в толще мышц.

 

Заполните таблицу. Сделайте вывод об особенностях скелета рыб и его значении в жизни

Самопроверка заполнения таблицы. За каждую правильно заполненную часть таблицы – 1 балл.

IV. Закрепление.

1.Игра “Семь бед – один ответ”. Класс делится на группы по 4 человека (сидящие рядом разворачиваются друг к другу). Баллы выставляются группе и отдельным ученикам за наиболее интересные варианты заданий, полное объяснение.

Учитель предлагает слово, а учащиеся – 7 объяснений (пояснений) этого термина, слова заранее пишутся на листках, группа вытягивает один термин.

  • позвоночник,
  • плавники,
  • чешуя,
  • череп,
  • челюсти.

2. Найдите противоположность для каждого из переложенных понятий. (понятия те же).

Варианты ответов:

Позвоночник – наружный скелет (раковина, хитиновый покров)
Плавники – выросты кожи (мантия)
Чешуя – кутикула
Череп – передний отдел тела без черепа.
Челюсти – терка радула.

3. Чей признак?

Соедините стрелками соответствующие понятия:

См. табл. в Приложении 2

VI. Домашнее задание: стр.155-156., в.1., подготовить кроссворд по теме (ключевое слово – скелет).

Подводятся итоги урока, оценки выставляются согласно набранным баллам.

Литература:

  1. О.А. Пепеляева, И. В. Сунцова Поурочные разработки по биологии 7-8 классы, Москва, 2004г.
  2. Удивительный мир диалектики. Способ диалектического обучения: проблемы, поиски, находки. Материалы межрегионального фестиваля. В.Л. Зорина и др.Красноярск. 2006.

Презентация