Урок математики во 2-м классе по теме "Метр". Учебник Л.Г. Петерсон

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) формировать представление о новой единице измерения – метре, способность к измерению длин с помощью метра, сравнению, сложению и вычитанию длин, выраженных в метрах, дециметрах и сантиметрах; совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать простые и составные задачи по рисунку;

2) развивать память, внимание, мышление детей, способствовать развитию математической речи;

3) прививать интерес к математике, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: мультимедиа установка, экран, компьютер, индивидуальные карточки с цифрами для устного счета, карточки для самостоятельной работы, тест, цветные полоски бумаги длиной 1 дм, учебник, тетрадь, карточки со словами “дециметр”, “сантиметр”, разные модели метра.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало. Приложение 1.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука
Эта математика.

- Дети! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий.

II. Психологическая установка на работу.

- Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:

  1. Я в школе на уроке.
  2. Сейчас я начну учиться.
  3. Я радуюсь этому.
  4. Память моя крепка.
  5. Я готов к работе.
  6. Я работаю!!!

III. Устный счет.

1. Нахождение значения выражений. Индивидуальная работа по карточкам.

- Отгадайте загадку:

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? … /Карандаш/

- Карандаш будет нашим гостем. Без него не обходится почти ни один урок математики.

- Три человека будут работать по карточкам. Приложение 2

А мы поможем Карандашу собрать друзей: Приложение 3

- Найдите разность чисел 45 и 23.

- Первое слагаемое – 38, второе – 19. Найдите сумму.

- Уменьшите 60 на 34.

- На сколько 73 меньше 60?

- Уменьшаемое – 30, вычитаемое – 16. Найдите разность.

- Найдите сумму чисел 38 и 12.

На слайде появляются ответы: 22, 57, 26, 13, 14, 50

- Молодцы! Карандаш остался очень доволен.

2. Геометрический материал. Решение задачи на нахождение периметра прямоугольника.

- Перед вами на экране три фигуры. Приложение 4. Нужно посчитать, в какой фигуре больше клеток. Как это сделать легче? Объясните. /Легче считать большими квадратами/

- Какая фигура называется прямоугольником? Вспомним, как найти периметр прямоугольника? Перед вами прямоугольник. Приложение 5 Можно ли сразу найти его периметр? Почему? /Решают устно с объяснением, на экране – проверка решения/

- А сейчас задание для самых внимательных: найдите лишнюю фигуру. Приложение 6

Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело

Треугольники считать.
Например, в фигуре этой.

Приложение 7

Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И по краю, и внутри!

Приложение 8

3. Задание на развитие логического мышления. Приложение 9

- А теперь Карандаш предлагает нам перейти к следующему заданию.

- Подумайте и скажите, какова масса мешка? Приложение 10

- Какая бутылка полная, а какая – пустая?

Упражнение для глаз. Приложение 11

Под песню “Дорога добра”

- Пришло время отдохнуть! (Выполняют упражнения для глаз)

- Я вам желаю идти по жизни только доброй дорогой, иметь преданных и честных друзей.

IV. Сообщение темы урока.

1. Постановка учебной проблемы.

- С какими единицами измерения мы знакомились на уроках? (Дециметр, сантиметр)

- Я вам предлагаю измерить длину доски (парты, класса).

- Что вы замечаете? (Неудобно измерять, слишком маленькие мерки)

- Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться дм и см для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения.

- Кто догадался, что это за единица измерения? (Метр)

- Подумайте, как будет называться тема сегодняшнего урока. О чем пойдет речь? (Дети высказывают свои предположения)

- Верно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой единицей измерения – метром. Приложение 12. Будем учиться сравнивать, складывать и вычитать длины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах.

2. Историческая справка. Приложение 13

- Метр – самая главная единица измерения. (Демонстрация метра). Это родоначальник большого семейства единиц, которое носит его имя. (Метрическая система мер). Метр появился на свет в конце XVIII века во Франции. Раньше существовали разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др.

- В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев).

- Но это было очень неудобно… (Подумайте, почему?) Так как нельзя правильно измерить что-либо с помощью разных мерок. Так родилась новая единица измерения – метр – с постоянной одинаковой величиной во всех странах.

V. Работа по теме урока.

1. Знакомство с новой единицей измерения. Приложение 14

- Карандаш просит ему помочь. Посчитаем вместе, сколько раз 1 дециметр вмещается в 1 метре /Считают по стрелкам на слайде/

- В тетрадях запись: 1 м = 10 дм

- Как посчитать, сколько всего см в 1 м? (Т. к. в одном дм 10 см, то можно сложить 10 раз по 10):

10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 100

(Считаем десятками)

- Посмотрите на линейку: сколько же сантиметров содержится в 1 метре?

1 м = 100 см

Словарная работа. Приложение 15.

- Обращаю ваше внимание еще раз на правильное написание слов: дециметр, сантиметр.

- Чтение вывода по учебнику на стр. 36.

2. Практическая работа. Приложение 16

- У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Измерьте с помощью линейки длину полосок (1 дм).

- Как вы думаете, сколько понадобится таких полосок, чтобы составить 1 м?

- К доске выходят 10 человек, соединяют полоски, составляют 1 м.

3. Демонстрация разных моделей метров.

- Бывают разные модели метра: деревянный (как у нас в классе), железный (для измерения досок, окон и др.), метр для шитья – им удобно снимать мерки.

- Какие предметы удобно измерять с помощью метра? Приложение 17.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.

4. Составление задач по рисункам. Приложение 18

5. Работа с именованными числами. (Выразить в метрах, дециметрах)

Приложение 19

(Объясняют, что при переводе мелких единиц в более крупные – число уменьшается, и, наоборот, при переводе крупных единиц в мелкие – увеличивается)

Пальчиковая гимнастика

- А сейчас Карандаш хочет провести с вами пальчиковую гимнастику. Он расскажет про себя стихотворение:

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает.

(Сжимают и разжимают по очереди пальцы обеих рук)

6. Самостоятельная работа с проверкой. Приложение 20

- Предлагаю самостоятельно заполнить таблицу по образцу. Кто справится быстрее, даю тест.

- Поднимите руки, у кого работа вызвала затруднение? Кто справился?

- Проверяем.

7. Работа в парах.

- Учебник, стр. 37, № 7. Вычислите значение выражений. Предлагаю вам поработать вместе, дружно. Помогайте друг другу при выполнении задания.

- Проверка в классе.

8. Сравнение именованных чисел. Приложение 21. (С объяснением)

VI. Домашнее задание. Приложение 22

- Стр. 36–37, правило № 8. Нарисовать рисунок или начертить схему с новой величиной для составления задачи. На следующем уроке проведем конкурс на самую интересную задачу.

VII. Итог урока. Выставление отметок.

- Что нового узнали на уроке?

- Сколько дм в 1 м? Сколько см в 1м?

- Для чего нужен метр?

- Что было самым интересным на уроке?

- О чем хотели бы услышать на следующем уроке?

- Что было трудно?

Самооценка.

- За работу на уроке отметку “5” получает ученик, который справился с устным счетом, самостоятельно решал задачи, был активен, хорошо усвоил новый материал.

- Встаньте те дети, которые считают, что работали на отметку “5”.

- Мне очень приятно, что моя отметка совпадает с вашей.

- Встаньте дети, которые считают, что они работали на “4”. Молодцы! Приложение 23

- Остальным детям необходимо дома еще раз вспомнить, что изучали на уроке, повторить правила, обратиться за помощью к учителю, к своим товарищам.

- Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете – и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а веселым.

- Спасибо всем за работу! Карандаш многому у вас научился. Приложение 24, Приложение 25

VIII. Использованная литература.

IX. Пояснительная записка к работе.