Урок в 6-м классе "Упрощение выражений"

Разделы: Математика


Подготовка к уроку:

  • Лист контроля выполнения домашнего задания и работы учащегося на уроке <приложение №1>.
  • Файлы для математической разминки, блицконтроля <приложение №2>.
  • Проработка материала с использованием материала "Новые возможности для усвоения курса математики!!!" (учебное электронное издание, математика 5- 11, практикум) "1.1 Числа и выражения"< приложение № 4>.

Оборудование: программное обеспечение Smart Notebook, компьютер, мультимедийный проектор, учебное электронное издание СD-RОМ практикум, математика, 5 - 11, "Новые возможности для усвоения курса математики" (ООО "Дрофа", ООО "ДОС", 2004 год).

Цели урока:

  • Образовательная: повторение правил действий с положительными и отрицательными числами, выявление пробелов в знаниях учащихся и отработка их на заданиях, закрепление навыка раскрытия скобок перед которыми стоит знак "минус" или знак "плюс", формирование навыка решения уравнений, использование при их решении правил раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых.
  • Воспитательная: формирование ответственности, познавательного интереса к предмету.
  • Развивающая: развивать устную и письменную речи учащихся, учить их самостоятельно мыслить, сопоставлять, анализировать, обобщать.

Ход урока

1. Сообщение темы урока, чем будем заниматься на уроке. Проверка заданий из домашней работы (баллы выставляются в лист контроля). Решение заданий, вызвавших затруднение.

2. Актуализация знаний учащихся.

Закончите предложение:

  • Если слагаемые имеют одинаковые знаки, то сумма имеет ::
  • Если слагаемые имеют разные знаки, то сумма имеет:::.
  • Если сумма двух чисел равна нулю, то эти числа:::::::.
  • При умножении двух чисел с одинаковыми знаками в результате получается::..
  • При умножении двух чисел с разными знаками в результате получается:::
  • Модуль частного равен модулю:::,а знак частного определяется:..
  • Числа, произведение которых равно 1, называют::.
  • Буквенное выражение - это выражение:::.
  • Слагаемые, которые отличаются только своими :::.. называют::.
  • Слагаемые, у которых равны числовые коэффициенты не являются::::..
  • Если перед скобками стоит знак "плюс", то это значит, что :::
  • Если перед скобками стоит знак "минус", то это значит, что:::::

3. Математическая разминка с использованием возможностей интерактивной доски <приложение № 2>.

  • Найдите числовые коэффициенты.
  • "Лови ошибку!"
  • Математический футбол (каждый ученик выбирает для одноклассника задание, тот отвечает, затем выбирает задание для другого ученика).
  • Задача - исследование, задания на повторение "Умножение и деление рациональных чисел" (1.1числа и выражения) < рисунок 1>, <рисунок 2>, <рисунок 3> [8].

4. Упражнения для глаз (служат для профилактики нарушения зрения, благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении).

* Закрыв глаза, мысленно представить по очереди как можно отчётливее все цвета радуги.

* "Нарисовать" глазами спираль в одном направлении, затем в другом направлении.

На этом наша математическая разминка закончена, поставьте баллы в лист контроля.

5. Блицконтроль, с последующей проверкой (учащиеся меняются тетрадями и оценивают работу друг друга). На доске правильные ответы закрыты второй доской. Критерии выставления баллов: за правильно выполненных 5 заданий - 5 баллов, за 4 - 4 балла, за 3 - 3 балла. Ответы:

  1. 4 а - 5
  2. - 60 х + 28
  3. - 7 у + 14
  4. 5 х - 11
  5. 8 х - 5, 62

Баллы за работу выставляют в листок контроля работы на уроке.

6. Основная часть урока: использование правил раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых при решении уравнений.

(2 х - 4) - (13 х + 3) = 15

Для решенья уравненья
Безо всякого сомненья
Не будем робки,
Раскроем скобки.

Перед первыми скобками подразумевается плюс.
Смелее, дружок, вперёд и не трусь.
Проблема проста, её разреши:
Члены с их знаками перепиши!

А дальше перед скобками минус стоит:
"Будь осторожнее", - нам говорит.
У членов все знаки надо сменить,
Противоположными должны они быть.

Но это трудно, ребята понять,
Коль минус пред скобками - знаки менять.
Причём ошибок остерегайтесь,
Каждый знак изменить постарайтесь.

Как видите, мы скобки с вами раскрыли,
Предельно внимательны при этом были.
Теперь спокойно дальше пойдём,
Сначала подобные приведём!

На коэффициент при "х" обе части разделим,
Получим х = - 2. И его по желанию проверим.

Проверка.

Теперь мы с вами запишем ответ.
Проблему решили, её больше нет!

7. Дифференцированное задание на дом.

  • Обязательно - по [6] №563 - 564 (в, г), 572 (в, г) - на повторение, по [7] № 1292 (в, г), 1294.
  • Дополнительно - по [4] №18.3,18.5, 18.8.

8. Физкультминутка (улучшим осанку). Проведение игры "Верю - не верю, сомневаюсь!".

9. Решение заданий у доски. По [6]

№ 563 а) 5 № 564 а) 3

б) - 3 б) 0, 25

Упрощение выражений: № 559 - 563 (а, б).

Решение задачи по [7] № 1293 (25 км/ч; 7 км/ч)

10. Выставление баллов в листок контроля.

11. Программируемый контроль <приложение № 5> [3]

На доске задания программированного контроля (приложение №5).

Решите уравнения. Вариант №1. Варианты ответов
1 2 3 4
1 5 х - 1,2 = - 7,4 1,24 - 1, 24 1,72 - 1,72
2 4 х - 2 = 18 4 -5 5 -4
3 7,2 - (6.2 - х) = 2,2 1,2 3,2 - 1,2 - 3,2

Ответы: 2; 3;1

Решите уравнения. Вариант №2. Варианты ответов
1 2 3 4
1 -5 х - 2, 3 = - 0, 4 0. 54 - 0,54 0,38 - 0.38
2 3 - 4 х = - 13 2,5 4 - 4 - 2,5
3 -5 + (у - 25) = -4 34 -34 26 - 26

Ответы: 4; 2; 3

Решите уравнения. Вариант №3. Варианты ответов
1 2 3 4
1 - 1,9 х + 2,8 = 2, 572 - 1,2 0, 12 1,2 - 0,12
2 5 х + 4 = - 16 -5 5 2,4 - 2,4
3 (х + 3) - 17 = - 20 -6 6 -40 37

Ответы: 2; 1; 1

12. Проверка ответов и выставление баллов в листок контроля.

13. Подсчитайте, сколько баллов каждый из вас получил сегодня за работу на уроке. Исходя из количества баллов, поставьте себе оценку за урок.

А теперь давайте обсудим, что мы сегодня усвоили нового. Что понравилось на уроке? Задания какого типа вы хотели бы выполнить снова? Покажите на своём лице, какое у вас сейчас настроение? Молодцы! Урок закончен.

Литература.

  1. Гин. А. Приёмы педагогической техники. М., Вита - Пресс, 2007.
  2. Севрук А.И., Юнина Е.А. "Здоровьесберегающий урок: концепция, технологии, мониторинг", "Школьные технологии", 2004, № 2.
  3. Е.Е. Тульчинская "Математика, блиц - опрос, 6 класс", Мнемозина, 2007.
  4. И.И. Зубарева "Математика, 6 класс", рабочая тетрадь № 2, Мнемозина, 2008.
  5. Лаборатория аттестационных технологий МИПКРО "Сборник тестовых заданий" для тематического и итогового контроля", "Математика, 6 класс", "Интеллект - Центр", М, 2002.
  6. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович "Математика, 6 класс", Мнемозина, Москва, 2007 г.
  7. Н. Виленкин, В. Жохов и другие "Математика, 6 класс", Мнемозина, Москва, 2003 г.
  8. Учебное электронное пособие СД - RОМ, практикум, математика 5 - 11 классы "Новые возможности для усвоения курса математики!!!", ООО "Дрофа", ООО "ДОС", 2004 г.