Урок по литературе в 8-м классе "Пока не поздно" (По произведению К.Паустовского "Телеграмма")

Разделы: Литература


ЦЕЛИ:

  • знать содержание повести, показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеобразия рассказа;
  • развивать эмоциональное восприятие художественного текста.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • тексты,
  • тетради,
  • портрет К. Паустовского,
  • учебники.

Ход урока

  1. Слово учителя
  2. Сообщение ученика.
  3. Опрос по заданным вопросам.
  4. Домашнее задание.

Слово учителя.

Когда называешь имя Константина Паустовского, то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России, с ее неброской красотой.

Сообщение ученика.

Паустовский - это и юг, с которым связаны " Кара-Бугаз", "Черное море", и север, который вызвал к жизни такие книги, как "Озерный фронт", "Северная повесть". Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: "Она завладела мной сразу и навсегда:С тех пор я не знал более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля" Именно здесь написаны "Мещерская сторона", "Повесть о лесах", "Во глубине России". "Телеграмма". Поздней осенью Паустовский приехал работать в деревню под Рязанью и поселился в доме давно умершего художника Пожалостина. Здесь он стал свидетелем того, что описано в "Телеграмме". В ту осень Паустовского взволновали картины увядающей природы: "Одно я знал твердо - что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с легкостью на душе и простыми и ясными мыслями".

Ощущение-картина осени в природе наложилось на впечатление - образ поздней осени в жизни Катерины Петровны, и, видимо, возник тот строй чувств мыслей, который привел к созданию "Телеграммы".

Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом "Телеграмма".

Слово учителя:

Тонкий психолог, Паустовский учитывает, что читатель может взять в руки рассказ в самом различном состоянии. Чтобы он мог понять всю глубину замысла, писатель сразу создает в рассказе определенное настроение и старается подчинить ему читателя. Образно говоря, надо уметь, или, правильнее сказать, хотеть настраиваться на "волну" Паустовского". Вне этого настроя все происходящее в рассказе может действительно показаться незначительным, сентиментальным, а то и ненужным. Или, в лучшем случае, сведенным к нехитрым житейским прописям.

Как же создается эмоциональный фон рассказа уже в его начале?

Автор рисует мрачную картину. (Текст: "назойливо сыпался дождь, " тащились рыхлые тучи, "маленький подсолнечник" - символичность - Катерина Петровна одна. Художественные средства и приемы: образные оценочные эпитеты: олицетворения, художественные детали - подчеркивают состояние пожилого, беспомощного человека, усиливаю состояние одиночества, печали, безысходности.)

Все описываемое происходит холодной осенью, но это слово многозначно, оно напоминает нам о холодном, бессердечном отношении людей друг к другу, может быть и о "хладной старости", когда отгорают, отцветают радостные краски жизни, и человек живет воспоминаниями о былом.

Как передается одиночество Катерины Петровны?

Почему автор говорит, что она не жила , а "доживала свой век"?

Текст. Сумрачность, запущенность интерьера, дряхлость, заброшенность всего дома

- Ей не с кем поговорить о прежней жизни.

- Она все сидит на диване и ждет дочь. Когда Паустовский пишет, что Катерина Петровна перебирает какие-то бумажки в радикюле, мне кажется, что это те извещения. Которые она иногда получала от дочери, Ей нравилось касаться их руками, она, видимо думала, что их трогала дочь.

Катерина Петровна впервые решилась выйти из дому, когда кто-то долго стучал в калитку, почему она все-таки решилась идти?

Калитка была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна подумала, что дочь могла не знать об этом и стучать.

Прочитаем еще раз отрывок об этом. Какова роль пейзажа в этом эпизоде?

- Метафоры "Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю".

"Позабытые" - одиночество Катерина Петровна ведь и ее как бы позабыли, и звезды понимают это и поэтому смотрят "пронзительно".

В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: "Ему некуда было уйти от бесприютной, ветреной ночи". Метафора и олицетворение здесь помогаю понять нам настроение героини, ее переживания, ведь ее никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто "доживает".

Именно после этой встречи с кленом она решается писать письмо дочери.

Письмо. А что-то удивило в письме?

Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ( "зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу")

Катерина Петровна пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна сообщает о саде, об осени.

Действительно, образ Катерины Петровны цельный. Она и окружающий ее мир - единое целое. Пейзаж- это действующее лицо рассказа Может быть, именно природа помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался ее отец, и замерзший клен, который она жалеет, - это все ее близкий мир, ее родная земля, в которую в конце концов опустили Катерину Петровну . Да и природа, провожая ее в последний путь, принарядилась: "Выпал тонкий снежок. День побелед, и небо было сухое, светлое:".

Обратимся к "ленинградским страницам" рассказа. Обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы. Почему?

И в Ленинграде есть сады и парки, скверы. Просто Насте некогда было видеть все это, т.к. она постоянно была занята работой.

Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде?

Настя - секретарь в Союзе Художников. Устройство выставок, конкурсов:. Даже письмо некогда прочитать, Оно не вписывалось в канву ее жизни.

Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

настойчивость, решительность, упорство в достижении целей, заинтересованность , внимание к судьбе худ. ( "Ну что ж, будем драться вместе:". Текст.)

Как оценили деятельность Насти художники?

Открытие выставки. Слова старого художника. Текст.

А каково авторское отношение к Насте?

Прямых авторских оценок нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. Текст. Глаза - зеркало человеческой души. Разоблачающий эпитет! Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное пустое сердце.

Находим олицетворение, с помощью которого выражается авторская позиция. " Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя .."Текст.

И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта Насти показная, ненастоящая.

Что позволяет нам думать о какой-то раздвоенности Насти?

Не видела мать три года, а письмо не стала писать.

Письмо вызвало два чувства: облегчения, что мать жива, и в то же время проснулась совесть, которую она успокаивала тем, сто у нее много работы.(Текст."Разве отсюда вырвешься!")

Смогла понять художника, его непростой характер, но не почувствовала , что очень нужна матери, которая, возможно умирала в те часы, когда ее хвалили за внимание к человеку..

Настя получает телеграмму. Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась.

Далека от матери. Не поняла, о ком говорится в телеграмме. Недоброта, фальшь ("Какая Катя? Какой Тихон?")

А что говорилось с кафедры?

Текст.

Какой художественный прием использует автор?

Резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы. Противопоставление этих слов бессердечному отношению героини к матери помогает нам понять ненормальность таких взаимоотношений.

Слово учителя:

Да, такая жизнь, когда приходится лгать самому себе и другим ( помните, что ответила Настя старому художнику?), когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту своей души ложью, - такая жизнь ненормальна, она фальшива, неспокойна, когда-то приходит прозрение)

Как Паустовский подчеркивает изменения в поведении героини, понявшей, что мать умирает?

Текст.

  • она не может вынести честный, укоризненный взгляд Гоголя.
  • она как бы по-новому читает слова матери "ненаглядная" и вдруг ясно понимает: "Мама ! Как же это могло:
  • она теперь не думает, как же сложно добираться до деревни, а сразу идет на вокзал, а потом ей кажется, что поезд еле тащится.

Настя уехала в тот же вечер. Но было поздно: мать хоронили без нее. Каково состояние героини, что чувствует Настя?

Текст.

Действительно, только мать могла бы успокоить Н., простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать чувство вины.

Очень жаль, что в сутолоке жизни и спешке мы часто забываем о самых близких нам людям. Не об этом ли спрашивал Маршак: " А часто ли видел ты близких своих?"Мне бы хотелось, чтобы вы тихим вечером посмотрели пристально на своих близких, постарались понять их, вовремя сказать доброе слово, чтобы потом не было поздно. На добрых людях все и держится.

Таких людей мы встретили на страницах рассказа.

Как писатель изображает их? Как относились к старой , больной женщине чужие люди?

Писатель говорит о них мало: Манюшка: 6 суток не отходит. Понимает самое главное - человек в беде, надо помочь.

Очень скупо говорится о стороже Тихоне. Он тоже не умеет красиво и много говорить. Но именно он , пожалел Катерину Петровну, дает телеграмму Насте, написав самое главное: "Катя помирает", а потом, не дождавшись ответа, совершает , наверно, единственный раз а жизни подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

  • Почему Катерина Петровна разгадала хитрость Тихона?
  • Ее образованная дочь не могла написать дожидайтесь
  • Так обычно пишут старые люди: " Остаюсь любящая.."
  • Чтобы поддержать, утешить, смягчить горечь одиночества:

Рассказ назван "Телеграмма". Их две. Какую телеграмму имел в виду автор и почему?

Текст.

Вторую, потому что Тихон, в отличие от Насти, проявил настоящую чуткость, заботу, милосердие и преподнес девочке нравственный урок. Такой пустельгой оказалась Настя.

Как вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молоденькую учительницу?

Текст.

Этот образ противопоставлен образу Насти

Сердце доброе, ведь она не знала Катерины Петровны, пошла за гробом и поцеловала руку:

Поняла весь ужас одиночества, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало времени.

Учитель:

Да, это простые русские люди, которых так любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя, всегда помогут. Таковы и Манюшка, и Тихон, и Василий. Сцена похорон заканчивается словами: " За оградой, в легком, перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля". Эта земля родная не для Насти, а для обыкновенных русских людей, не растерявших ни терпения, ни чуткости, ни доброты:

Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему "Как вы относитесь к героям рассказа "Телеграмма"?