Конспект урока русского языка. Повторение изученного во 2-м классе "Разделительный мягкий знак"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: уточнить знания о том, что показывает разделительный ь знак, перед какими буквами пишется ъ.

Задачи.

Образовательные.

  • Закрепить умение писать слова с разделительным ь знаком.
  • Формировать умение находить слова с разделительным ь и мягким знаком показателем мягкости согласных.

Коррекционно-развивающие.

  • Развивать устойчивое внимание, объём, переключение, концентрацию внимания.
  • Развивать зрительную память, логическое мышление.
  • Обогащать словарный запас.

Воспитательные.

  • Воспитывать организованность, дисциплину, аккуратность.
  • Соблюдать единые требования учащихся.
  • Соблюдать санитарно – гигиенические требования.

Оборудование:

  • карточки со словами,
  • раздаточный материал (капельки дождя, лучики солнца),
  • рисунки футбольных ворот и мячей,

Ход урока

1. Организационный момент.

Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

Физминутка “Две сороконожки”.

– Записываем в тетрадях число, классная работа.

– Сегодня мы с вами повторим изученное во 2 классе, закрепим эти знания, совершим, путешествие в осенний лес. (Обратить внимание на элементы осени на доске, иллюстрации осеннего пейзажа).

2. Минутка чистописания.

– Догадайтесь, написание какой буквы будем повторять. Для этого определите, что общего в словах медведь, воробьи. (Это животные, которые живут в наших краях.

В словах есть мягкий знак.)

– Повторяем написание мягкого знака с верхним и нижним соединением.

– Отгадать загадку.

Маленький, удаленький в землю ушёл, красну шапочку нашёл.

– Списать загадку, подчеркнуть известные орфограммы.

– Ученикам 3 ряда надписать известные части речи.

– Какие известные орфограммы встретились?

(Ь – показатель мягкости согласных, сочетание ЧК пишется без мягкого знака, буква ё в словах ушёл, нашёл).

3. Работа по теме урока. Актуализация знаний.

– Какой сейчас месяц?

– Что вы можете сказать об этом месяце и времени года, который наступил?

– Составьте небольшой рассказ, используя данные слова.

Сентябрь, льёт, листья, деревья, осень, дождь.

– Обратите внимание, на нашей доске тоже изображены элементы осени: листья, солнце, тучка, капли дождя. Они нам помогут сегодня на уроке создать солнечное настроение.

Физминутка. Звучит песня “Капли дождя”.

– Разделите слова, написанные на доске, на две группы.

(Сентябрь

льёт

Осень

деревья

Дождь

листья)

– Почему так поделили?

(1 столбик – слова с ь – знаком показателем мягкости согласных.

2столбик – слова с мягким разделительным знаком.)

– Понаблюдайте, после каких и перед какими буквами пишется разделительный ь знак.

Вывод.

Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою друзья.

4. Закрепление знаний.

Работа с текстом.

– Прочитайте текст (карточки).

Очень красивы деревья ранней осенью! Как хороши осины и клёны !

Пылают гроздья ягод на рябите. Вот на дерево налетела стая дроздов. Рябина для них – любимая ягода.

– Дети 1 ряда списывают и подчёркивают слова с мягким разделительным знаком, дети 2 и 3 ряда, кроме этого задания, подчёркивают главные члены предложения в 3 и 4 предложениях.

Физминутка для глаз.

Игра “Футбол”.

– Давайте поиграем в футбол. Разделимся на 2 команды, команда мальчиков и команда девочек. По краям доски, справа и слева, футбольные ворота. Перед каждыми воротами – мяч. На левом мяче написано “мягкий знак показатель мягкости согласных”, на правом мяче “разделительный ь знак”. Задача игроков забить как можно больше мячей в ворота противника, т е написать слова с ь – знаком показателем мягкости согласных, ь – разделительным знаком. Желающие, по цепочке выходят и записывают слова на доске. Судьи проверяют правильность и объявляют победителей.

5. Рефлексия.

– Какую орфограмму повторили?

– Перед какими буквами пишется разделительный ь знак и в какой части слова он стоит?

– Возьмите солнечные лучики и капельки дождя. Если вы считаете, что урок полезен и помог вам закрепить знания о разделительном ь знаке, то приклейте лучики к солнышку, а если вам было скучно, вы ничего полезно не узнали и не запомнили, то к тучке приклейте капельки дождя.

6. Домашнее задание.

Отгадать кроссворд и составить по данной теме свой кроссворд.

Приложение 1