Апробация новых форм обучения литературе в условиях профильного обучения

Разделы: Литература


Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими.
Р.Эмерсон.

Перспектива, развертывающаяся перед сферой образования в условиях новых научных представлений о личности и ее взаимоотношений с миром, может быть определена, «как перспектива бесконечного развития человека». Эта формулировка принадлежит В.П.Зинченко, который посвятил размышлениям о пути современного образования свою книгу «Живое знание»[1, с.161]. На ее страницах он описывает концепцию такого образования, которое « выйдет за пределы зоны ближайшего развития и обратится к перспективе бесконечного развития человека, откроет никем не заместимое место каждого человека»

Современная система образования ориентирована на подготовку молодежи к самостоятельному активному освоению мира, его творческому преобразованию, поэтому одним из важнейших направлений педагогики сегодня является формирование личности школьника, способной творчески освоить сложности бытия на основе овладения ценностями культуры и искусства.

Различные аспекты этой проблемы рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Для данной работы наиболее значимыми оказались идеи Т.Адорно, Р.Арнхейма, М.Бахтина, Л.Выготского, В.П.Зинченко, Д.С.Лихачева, М.К.Мамардашвили и других ученых. Важные теоретические и методические разработки даны в трудах А.Ф.Асмуса, Р.Брауна, Г.Граник, Г.А.Гуковского, Е.Н.Ильина и др.

Формирование личности – это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит в течение всей его жизни. Особенно важен при этом детский, подростковый и юношеский возраст, когда человек «жадно и активно познает окружающий мир…совместно со сверстниками осваивает «экономический этнос культуры», т.е. систему отношений между людьми в процессе производства» »[2,с.50]. Именно в этом возрасте в личности закладываются важнейшие ее качества и происходит «переход психологии научения к психологии решения задач» [3, с.240].

Дать знания, развить навыки и умения не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к познанию. В докладе председателя Международной комиссии по образованию для ХХI века Ж. Делора были названы четыре «столпа образования»: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, учиться жить.» [4]. Воспитание творческой личности, целью которой становится не только самосовершенствование, но и творческое преобразование мира, невозможно без искусства. Искусство разделяет с наукой общие законы природы, но с известным опережением. Этот опережающий в сравнении с наукой характер художественно-образного познания позволяет говорить о гуманитарном синтезе естественно-технической и художественной культуры школьников. Особая сила воздействия искусства состоит в том, что оно раскрывает мир через образы, несет в себе духовную радость.

Многие современные исследователи отмечают значительный воспитательный потенциал искусства, который содержится в его способности формировать духовный мир человека, влияя на его разум, чувства, волю, создавая «золотой запас впечатлений» (И.Ф.Гончаров), утверждая нравственный идеал, возбуждая «умные эмоции» (Л.С.Выготской).

«Воспитательные возможности художественной культуры, - пишет А.Н.Малюков,- как содержания, способа организации, метода, условия, фактора становления личности кроются в том, что ее сердцевину – искусство – в первую очередь интересует человек в его отношениях к миру и к самому себе, его становление и развитие».» [5, с.58].

Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании творчески развитой, активной личности. Вместе с писателем «следуя за героем» (М.М.Бахтин), учащиеся осваивают мир в эстетической и мировоззренческой сущности. На уроке литературы происходит постижение главных начал жизни, «первообраза гармонии» (Л.Н. Толстой), к которой приобщают с детства при помощи педагогики искусства. Чувство гармонии становится качеством творческой личности. Развитие читательской активности, когда «содержание художественного произведения не переходит…из произведения в голову читателя, а…воспроизводится самим читателем –по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя…» [6, с.41-42].

Таким образом, можно констатировать, что перед преподаванием литературы в современной школе встают сложные педагогические задачи, которые в значительной степени определяются особенностями общекультурной ситуации в обществе: возрастанием потребности возврата многих утраченных духовных ценностей и в то же время негативным отношением к сложившимся стереотипам в педагогике и оценке художественных произведений.

Поиск новых подходов к преподаванию, различных форм проведения занятий, построение наиболее эффективных структур уроков в современной теории и методике приводят к системе выбора таких видов деятельности, которые учат школьников реализовывать собственный творческий потенциал по отношению к учебному курсу.

Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира продолжает быть едва ли не самой актуальной научной проблемой, в методической науке отдается предпочтение приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

Актуальный вопрос современного образования: как за достаточно небольшой промежуток времени воспитать конкурентоспособную личность, обладающую необходимыми знаниями, умениями и навыками, способную двигаться дальше в своем профессиональном развитии?

Мы думаем, что реализовать данную цель можно через формирование определенных компетенций, и помогает в этом как раз профильное обучение.

В современной науке часто употребляются такие понятия, как компетентность и компетенция, причем разногласия в понимании этих терминов встречается на разных уровнях, даже в научных статьях. Проанализировав трактовку данных понятий такими авторами, как Чошанов М.П., Новиков А.М., Хуторской А.В., мы пришли к выводу, что нам целесообразно говорить именно о формировании компетенций.

Если принять во внимание, что филология – это область знания, изучающая письменные тексты на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа, истории и сущности духовной культуры данного общества, то можно сказать, что филологическая компетенция – овладение знанием и опытом в области исследования текста, формирующимся на многоаспектном его анализе.

Естественно, что филологическая компетенция не может формироваться обособленно, в отрыве от не менее важных иных, ведь профильное образование означает и личностную готовность к дальнейшей деятельности. Поэтому для успешного овладения знаниями, умениями, навыками необходима совокупность компетенций: интеллектуальной, коммуникативной, креативной, а также личностной, рефлексивной, эмоциональной.

В условиях профильного обучения учитель должен самостоятельно находить пути, методы преподнесения информации.

Изучение базовых и профильных дисциплин предполагает использование индивидуально-групповой формы обучения, например образовательных потоков, что мы и пытаемся апробировать в своей практической деятельности на уроках литературы базового уровня в 10-11 классах, где на наш взгляд, целесообразно использовать метод блочного обучения.

Идея блочного метода обучения в науке не является новой. Еще К.Д. Ушинский в своей работе "Человек как предмет воспитания" неоднократно подчеркивал мысль о целостном, комплексном характере процесса запоминания, образования "нервных привычек". "Эти нервные привычки, - писал он, - не ложатся в нас отдельно, но парами, рядами, вереницами, группами, сетями". К.Д. Ушинский подчеркивал, что "если бы наше сознание не могло одновременно сравнивать двух или более впечатлений, то оно не могло бы их различать, следовательно, не могло бы их осознавать, - не было бы сознания:". Среди психологических работ особое место занимает труд Ю.А. Самарина "Очерки психологии ума", в котором он разработал учение о сложнейших закономерностях умственной деятельности человека, где главным являются системность и динамичность, которые проявляются как в простейших ощущениях, так и в грандиознейших образованиях человеческого ума. На этой основе он определил некоторые условия, позволяющие в процессе обучения добиваться более высокого уровня обобщения и дифференциации изучаемого материала, в том числе и за счет параллельного рассмотрения двух или нескольких взаимосвязанных фактов и явлений, что особенно четко прослеживается при изучении литературных произведений.

Психологи-экспериментаторы установили также, что уже с самого маленького возраста у ребенка появляется стремление к обобщению и систематизации предметов и явлений. При этом дети справляются с задачей обобщения не только конкретных, но и абстрактных понятий. Следовательно, давать знания учащимся в системе - значит, отвечать природе их ума, постоянно систематизирующего и обобщающего все окружающее.

Общеобразовательный уровень ориентирован, в основном, на использование полученных знаний, умений и навыков в жизнедеятельности. Приоритетным в данном случае становится развитие ключевых компетенций и формирование у учащихся общей культуры мышления. В соответствии с данным необходимо усилить прикладную направленность содержания образования, обеспечить ориентацию на овладение методами познания и общепредметными компетенциями.

Профильный уровень изучения литературы – это уровень, соответствующий притязаниям основной массы учащихся на обучение в реконструктивно-вариативном режиме с ознакомлением и участием в проектной и исследовательской работе в составе коллектива. Изучение теоретического материала строится на системном использовании понятий и свойств для обоснования и построения суждений. Организация образовательного процесса для данной категории учащихся предполагает уровень содержательного расширения знаний основной школы и практического применения их в новых, но сходных ситуациях.

На уроках литературы при изучении творчества какого-либо автора в старших классах мы применяем следующую систему работы:

  1. Лекционное занятие (2-3 академических часа) на весь поток учащихся 10 или 11 классов. Лекция обзорная, позволяющая ученикам познакомиться и с биографией автора, с его творческим путем, со своеобразием художественной манеры писателя.
    Такой вид работы с учащимися старших классов позволяет, с одной стороны, предоставить информацию целостно, с другой, ученики школы имеют возможность оказаться в условиях, приближенных к вузовским.
    Большую роль в данных занятиях играют информационно-коммуникационные технологии: использование различных презентационных программ, возможностей энциклопедии Кирилла и Мефодия, использование средств видеотеки (для использования данной системы проведения уроков в школе необходимо наличие технически оснащенного лекционного зала). Презентации лекций, которые выложены в Интернете, учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к дальнейшей работе.
  2. Полученные теоретические знания находят практическое применение на различных творческих практикумах, семинарских, лабораторных занятиях, которые также могут проводиться на весь поток учащихся.
    Такие занятия «на поток» позволяют экономить учебное время. По тематическому планированию уроков литературы, составленному на 2008-2009 учебный год для 11 класса, экономия времени составляет не менее 20 часов.
  3. Данное время можно использовать для достижения различных целей:
    • Расширение круга произведений, предлагаемых для внеклассного чтения;
    • Углубление знаний по литературе по требованию контингента;
    • Использование различных технологий образования (например, создание коллективных проектов);
    • Отработка основных умений и навыков учащимися, которым трудно дается изучение предмета;
    • Индивидуальное консультирование.
  4. Сэкономленное время можно также использовать для просмотра художественных фильмов по мотивам изучаемых произведений («Гранатовый браслет», «Табор уходит в небо», «Мать», «Тихий Дон» и др.), что позволяет в дальнейшем на семинарских занятиях сопоставить режиссерскую интерпретацию текста и личностную, определить уровень постижения авторского замысла, отметить интегративные элементы, т.е. использование режиссером музыкального и изобразительного ряда.
    Остро встает проблема дифференцированного оценивания, так как необходимо выстроить четкую систему критериев, позволяющую объективно оценивать и «гуманитариев», и детей, имеющих, склонность к предметам естественнонаучного цикла. Для нас это следующий вопрос для осмысления и обсуждения.
    Все выше сказанное позволяет, на наш взгляд, говорить о многостороннем подходе к формированию у учащихся различных компетенций: интеллектуальных, коммуникативных, а также личностных и эмоциональных; способствует развитию интереса к предмету, позволяет ученикам проявить разные способности.

Библиографический список:

  1. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. Вопросы литературы, 1961.№2.С.41-42.
  2. Брунер Дж. Психология познания. М.: Педагогика,1977.С.240.
  3. Делор Дж. Образование: скрытое сокровище. Издательство ЮНЕСКО, 1996.
  4. Зинченко В.П. Живое знание. Изд.2-е. Самара, 1998. С.161.
  5. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Феникс, 1999. С.58.
  6. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М.: Смысл, 1996. С.50