Педагогическая поддержка учащихся с низким уровнем готовности к обучению грамоте

Разделы: Начальная школа


Проблемное обоснование:

Письмо и чтение - это базовые навыки, на которых строится все дальнейшее обучение. Мне, педагогу, важно знать уровень готовности каждого ученика, чтобы в курсе обучения русскому языку оказать педагогическую поддержку учащимся с низким уровнем готовности к обучению. Не обеспечив детей с низким уровнем готовности к обучению необходимыми для успешного старта условиями, мы неминуемо обрекаем этих детей на дальнейшую неуспеваемость.

Цель:

  • изучить проблему, основываясь на результатах диагностики.
  • разработать упражнения, рекомендации, которые помогут усвоить знания учащимся.

Ожидаемые результаты:

Работа по данной теме поможет организовать обучение учащихся с разным уровнем готовности, поможет детям учиться с интересом, сохранить и поддержать успешность и индивидуальность их продвижения.

Проектирование собственной деятельности.

1. диагностика успешности
  • математический блок
  • лингвистический блок
  • составление таблиц

2. подбор специальных упражнений (считалок, скороговорок) для частотного выделения гласного звука.

3. подбор специальных упражнений для дифференциации согласных.

4. тексты для чтения (дифференциация  парных согласных)

5. обобщение опыта работы

6. разработка методических рекомендаций

7. графическое представление результатов

Май

Сентябрь

Декабрь,май

В курсе "грамота"

Де

В курсе "грамота"

В течение учебного курса

Таблицы

Графики

 

 

 

Включение в урок

Использование на уроке

Как определить , какие трудности и в какой области испытывают дети ? В этом помогает диагностика педагогической успешности обучения, которая проводится в мае, октябре, декабре, мае. (авторы Журова Л.Е, Евдокимова А.О.)

Каковы особенности работы с детьми разного уровня готовности к обучению?

Дети с высоким уровнем готовности к обучению грамоты.

Если не обратить на них должного внимания, не предложить им заданий, способствующих углублению знаний, дальнейшему повышению уровня их интеллектуального развития, успешному формированию элементов учебной деятельности, то уже через несколько месяцев у этих детей резко снизится познавательная активность, ослабнет интерес к школьным занятиям. Наиболее эффективный путь - углубление материала в рамках тех учебных операций и действий, которые осваивают все дети. Большое количество такого материала включено в учебный комплект, отмечено знаком "сообрази" каждый урок в учебнике и тетрадях содержит явно избыточное количество учебного материала, он рассчитан именно на эту категорию учащихся. Этим детям можно дать для самостоятельного выполнения также задания из коррекционно-развивающих тетрадей "Я учусь считать", "Я учусь читать и писать" задолго до того, как этот материал будет предложен остальным детям, тем самым снимается психологический барьер-работа в этих тетрадях воспринимается как награда, а не как наказание для "слабых" детей.

Дети с низким уровнем готовности к обучению.

При обучении следует учитывать: состояние тех психических процессов и психофизиологических функций и процессов, которые обеспечивают успешное овладение грамотой и математикой-зрительное восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание, зрительно-моторные координации; индивидуально-психологические особенности детей с низким уровнем готовности к обучению, их взаимодействие с учителем и одноклассниками, особенности самоорганизации.

Особенности обучения этих детей можно разбить на 2 большие группы:

  • 1 группа - способы организации деятельности детей;
  • 2 группа - особые приемы обучения, разработка новых типов заданий, обусловленных спецификой развития этих детей.

Способы и формы организации деятельности детей с низким уровнем готовности к овладению грамотой.

1. Необходимо внести изменения в структуру урока и в соотношение фронтальной, групповой, самостоятельной работы. Этим детям легче справиться с заданием, если оно выполняется фронтально, веем классом "вслух", но длительная фронтальная работа утомляет детей, поэтому целесообразно увеличить долю групповой работы, при этом группы и задания для детей подбираются в зависимости от типа испытываемых трудностей. Такая организация работы класса дает и учителю дополнительное время для индивидуальной работы с детьми. Можно выделить несколько принципов организации таких групп: первый- по профилю трудностей: в результате диагностики - с трудностями ориентировки в пространстве, с нарушением моторики, с нарушением фонематической дифференциации звуков. Знание состава этих групп позволяет выбирать определенные задания из рабочих тетрадей. Второй-связан со степенью успешности овладения программным материалом, отрабатываемым на определенном этапе обучения. При работе с детьми низкого уровня готовности особое значение имеет поэтапность формирования действий, отработка и закрепление каждого этапа, так как темп овладения материалом у детей в классе разный, это вызывает необходимость отработки одно и того же действия на разном по сложности материале (в тетрадях и учебнике).

2. Очень важно увеличивать количество упражнений, предлагаемых эти учащимся для успешной автоматизации навыка. Это задания, направленные на отработку каждой операции процесса звукового анализа: и интонационное выделение звука в слове, и качественная характеристика звука, и определение позиции каждого звука, и обозначение его фишкой или буквой.

3. Предлагаемые в тетрадях учебно-тренировочные упражнения нацелены на активизацию 3-х ведущих форм восприятия: зрительного, слухового, двигательного (большинство заданий комплексные, в ходе их выполнения дети произносят слова, видят их написание, вписываю буквы, соединяют части слова). Это не только способствует отработке необходимых навыков, но и стимулирует развитие познавательных процессов.

Изменение содержания обучения детей с низким уровнем готовности к обучению грамотой.

Это - введение дополнительных заданий, способствующих углублению отрабатываемых действий, восполнению пробелов в подготовке и пропедевтике трудностей усвоения материала. Интегрированный курс "грамота" во многом предупреждает возникновение трудностей в процессе овладения чтением, письмом и математикой. Тем не менее ,для детей с низким уровнем готовности необходимо предусмотреть ряд дополнительных заданий.

Детям трудно сразу включиться в работу по выделению последовательности звуков в словах. Цель 1 этапа - научить детей вслушиваться в звучащую речь, переключать свое внимание со смысловой стороны речи на ее звуковую сторону, научить учащихся элементарным формам звукового анализа, а также помочь им овладеть интонационным выделением звуков- средством проведения звукового анализа, т.е на этой ступени дети должны научиться: выделять 1-й и последний звук в слове; интонационно выделять нужный звук; определять частотный звук в стихотворении; называть из стихотворения слова с заданным звуком.

Необходимо проводить следующую работу по дифференциации гласных звуков:

1. Задания на определение 1-го звука, на поиск картинок с заданным в их названии первым, а потом и последним звуком;

2. Вычленение ударных гласных звуков из положения в середине слова;

3. Задания, когда последний звук предыдущего слова должен быть первым звуком последующего (при правильном выполнении задания получается определенный контур, например, очертание дома, звезды).

Что делать, если остаются дети, которые и после этого не могут выполнить задание по выделению отдельного звука в слове, не могут услышать звук, назвать его ? Ученикам высокого и среднего уровня готовности дать самостоятельно поработать в коррекционных тетрадях, а с остальными провести короткую речевую разминку, на которой учить их определять частотный звук в стихотворении, повторять слова с заданным звуком, называть свои слова с заданным звуком. Все эти задания служат последующему успешному проведению звукового анализа. Поначалу необходимо интонировать частотный звук при чтении, на последующих уроках его постепенно уменьшать. (оооблако, оооблако, шерстка колечками, ооочень ты, оооблако, схоже с ооовечками).

На 2 этапе обучения детей с низким уровнем готовности необходимо внести существенные изменения.1. С учетом трудностей, какие представляют для детей с нарушениями чтения и письма написание гласных букв (такие дети нередко их пропускают) и передача на письме мягкости согласных звуков с помощью гласных букв, даются задания, целью которых является полноценное усвоение гласных букв. Как правило, большинство детей с трудом переходят от выкладывания слов с помощью фишек и букв к их самостоятельному написанию. Одна из причин этого то, что при проведении звукового анализа слова синяя или зеленая фишка служит для ребенка сигналом для написания последующей гласной буквы. При переходе к письму, когда фишки исчезают, вместе с ними исчезает и внешний сигнал твердости-мягкости, дети часто ошибаются, как бы забывая хорошо известное им правило. Для закрепления правил написания букв "а" или "я", читаете ряд слов: рад, мяч, лак, рак, вяз, сядь, кран, шар, пять. После каждого названного слова дети поднимают букву "а" или "я". Такой способ работы учит детей прогнозировать написание гласных букв в словах, способствует закреплению зрительного образа изучаемых букв. 2. очень важно работать над зрительными образами букв, включая анализ пространственного расположения составляющих букв элементов, сравнение букв, сходных или по количеству элементов, или по их расположению относительно друг друга (закрасить только те части рисунка , внутри которых есть изучаемая буква , проанализировать печатные и письменные варианты буквы).

На 3 этапе обучения вводится такая характеристика согласных звуков, как "звонкость-глухость". Для более успешного усвоения детьми этой характеристики подключается физиологическая опора- ощущение наличия или отсутствия вибрации гортани внутренней стороной ладони, положенной на горло.

Изменениям подвергается и работа по формированию основного механизм чтения и письма. Нужно увеличить время на отработку слогового чтения по "окошечкам", а когда класс в целом уже перейдет к чтению по учебнику, увеличить количество слогового материала, предлагаемого для чтения. Это много заданий на словообразование, когда, меняя одну букву в слове, дети называют новое слово; упражнения, способствующие пониманию значений прочитанных слов, предложений, текстов.

Условия успешности коррекционно-развивающей работы в процессе обучения:

1. Безграничная вера в ребенка : каждый ребенок может научиться всему, главное не сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником;

2. Путь "от успеха к успеху": для ребенка важно постоянно, на каждом уроке чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень предлагаемых заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Оценивая работу, прежде всего обращать внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы;

3. Создание доброжелательной атмосферы на уроке: важно помнить, что оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности;

4. Опора на "сильные" стороны в развитии ученика;

5. Отслеживание продвижения каждого ученика: темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями , для выполнения этого условия важно точно знать последовательность формирования каждого конкретного навыка : что ребенок уже может сделать самостоятельно, что он может сделать с помощью учителя, в чем эта помощь должна выражаться;

6. Отказ от принципа перехода количества дополнительных занятий в качество обучения: суть качественного подхода заключается в том, что учитель знает , в чем трудности и как они могут устранены самым эффективным способом;

7. Содержание учебного материала должно способствовать развитию учащихся: оптимальным средством для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать- штриховать, закрашивать, соединять линией и т.д. когда и где проводить коррекционную работу ? чем раньше начата эта работа, тем она эффективнее и по качеству, и по срокам достижения положительного результата;

8. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть (проведение звукового анализа, ориентация на плоскости - вправо, влево и т.д.) легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой. Например, с таким трудом выученные в ходе звукового анализа и так необходимые для письма правила обозначения гласных звуков буквами будут легко забыты ребенком, если после введения первой согласной буквы эти знания не будут отрабатываться в ходе звуко-буквенного анализа. Поэтому необходимо эффективно использовать время на уроках, изменяя соотношение фронтальной и групповой работы, на занятиях по коррекции, на которых каждый ребенок получает необходимые в соответствии с его уровнем развития задания.