Русская культура и быт в XVIII веке

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Цели урока: дать представление об основных достижениях и направлениях духовной жизни русского народа, также его бытовой культуре в ХVIII в. Начать знакомство с основными достижениями русской культуры ХУIII в., дать представление о развитии изобразительного искусства России ХУIII в., охарактеризовать бытовую культуру русского народа

План урока:

  1. Просвещение и наука в России;
  2. Общественно-политическая мысль;
  3. Новая русская литература. Театр.
  4. Архитектура. Скульптура;
  5. Живопись;
  6. Быт русского народа.

Выдающие личности: Л. Ф. Магницкий, М.В.Ломоносов м. М. Щербатов, В.Н. Татищев, А. П. Сумароков Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин Н. М.. Радищев, Ф. Г. Волков. Д. Кваренги, Д. Трезини, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, В. Растрелли, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов, 3.-М. Фальконе, Ф. И. Шубин.

Основные понятия: Рационализм, классицизм, Просвещение, сентиментализм. барокко (нарышкинское барокко), классицизм.

Оборудование урока: Портретная галерея, любые иллюстрации. 

Ход урока

Мы заканчиваем изучение истории России в ХVIII в. Этот урок будут посвящен русской культуре этого столетия. В ХVIII в. происходит перестройка всей культуры на началах рационализма. Если ранее явления природы, общественной жизни люди (речь идет о культурной элите, конечно) склонны были объяснять божественным вмешательством, божьим провидением, то теперь в основе этих феноменов люди стремятся увидеть естественно-научные, или рациональные (т. е. объяснимое разумом) принципы.

Другим общим процессом было становление в ХVIII в. науки как основы всех представлений о мире. Разрозненные ранее естественно-научные сведения начинают складываться в единую систему строго обоснованных знаний.

Третьим характерным признаком культуры этого времени стала ее секуляризация. В дальнейшем мы с вами будем говорить преимущественно о светской культуре.

Четвертым важным именно для русской культуры принципом стала ориентация на западно-европейскую культуру. Несомненно, поворот русской культуры лицом к западной шел и ранее (в ХVII в.), однако, лишь начиная с эпохи Петра 1 русская культура включается в общеевропейский процесс.

Едва ли не важнейшим в петровскую эпоху стал вопрос об образовании и просвещении. Для реализации своих реформ Петр нуждался в специалистах.

Запись в тетрадях:

Характерные признаки культуры XVIII века

1) Рационализм.
2) Становление научного знания.
3) Секуляризация культуры
4) Ориентация на западноевропейские образцы.

Вспомните, какова была система образования в ХVII в.? Соответствовала ли она новым задачам, стоявшим перед государством? (Существовали отдельные школы при монастырях — не очень высокого уровня. В Киеве существовала Киево-Могилявская академия, в Москве — Славяно-греко-российская академия, которые считались высшими учебными заведениями, В целом просвещение, грамотность в России, не говоря о подготовке специалистов высокого уровня различных профессий, стояли на невысоком уровне и нуждались в перестройке.)

Петр лично подавал пример стремления, к знаниям освоив множество профессий, свободно владея несколькими европейскими языками. Петр первым начал посылать дворянских детей учиться за границу.

Почему? (Именно там они осваивали столь необходимые профессии — инженеров, кораблестроителей, судоводителей и проч. Российское образование тогда не могло предоставить этой возможности.)

Рассмотреть таблицу и определить предпосылки развития науки и образования в России. Выделить нововведения в государственной политике в области просвещения.

Работа с таблицей

В России бурно развиваются наука и техника. Кунсткамера выполняла роль естественно-исторического музея, хранилища научно-технических достижений, тем самым способствуя прогрессу науки и просвещения в России. Для ХVIII в. характерно значительное расширение географических знаний по сравнению с предыдущим столетием. Организовывалось множество морских экспедиций. Известная экспедиция Витуса Беринга, открывшая пролив между Азией и Америкой, была снаряжено по приказу Петра I. В то же время происходит активное развитие исторической мысли, систематизация знания о российской истории.

Общественно-политическая мысль в России

Направление

Представители

Взгляды

Сторонники петровских реформ

И. Т. Посошков

“Книга о скудосте и богатстве” — выразитель интересов купечества и крестьянства. Необходимо развивать отечественную промышленность и торговлю, проводить политику протекционизма.

П.П. Шафиров

“Рассуждение о причинах Свейской войны”. Подвел итоги реформ Петра 1.

Феофан Прокопович

“Духовный регламент”, “Правда воли монаршей”. Сторонник подчинения духовенства светской власти — царю. За неограниченную (абсолютную) власть монарха. За дальнейшее поведение государственных и экономических реформ.

В. Н. Татищев

Необходимо развитие ремесла, мануфактур, торговли и с/х.

Критика крепостничества.

А. Я. Поленов, И. Г. Эйзен, Л. Кенеман, депутаты Уложенной комиссии

Необходимость смягчения и ограничения крепостного гнета. Постепенное освобождение крестьян от крепостной зависимости.

Русские просветители

 

Н. И. Новиков

Журналы “Трутень”, “Живописец”. Необходимость преображения общества через просвещения народа — с помощью издания книг, газет, журналов, издания переводов европейских мыслителей. Аморальность крепостничества.

А. Н. Радищев

“Путешествие из Петербурга в Москву”. Необходимость полной отмены крепостного права, передачи земли крестьянам. Осуждение самодержавной монархии.

Светские жанры литературы стали развиваться еще VII и., однако после петровских реформ развитие это получило большой дополнительный импульс. В ХVIII в. в России активно развивается и театр. Вырастает плеяда русских драматургов, ориентировавшихся, правда, в значительной степени европейские театральные образцы — прежде всего классицизм. В целом классицизм господствует в русской литературе второй половины столетия, и лишь в творчестве Г.Р.Державина начинается отступление от норм этого стиля.

Русская литератураXVIII в.

в) Классицизм. Обращение к античному наследию, к прекрасной , облагороженной природе, к героическим и нравственным идеалам. Представители: Кантемир А.Д., оды М.В. Ломоносова, трагедии и комедии А.П. Сумарокова.

б) Сентиментализм. Интерес к внутреннему миру, пререживание не выдающего героя, а простых горожан, крестьян. Представитель: Карамзин Н.М. “Бедная Лиза”.

в) Реализм. Представители: Державин Г.Р., Фонвизин Д.И. “Недоросль”.

В ряду замечательных деятелей культуры второй половины XVII века стоит и удивительная фигура основателя русского театра Ф.Г. Волкова. Сына ярославского купца, он стал первым русским актером и зачинателем русского национального театра. Поначалу он работал в Ярославле, затем приехал а Петербург и основал здесь первый профессиональный театр.

Светская архитектура также стала развиваться в Московском государстве еще в XVII в., однако в целом каменное светское строительство не было развито. Его развитие в значительной степени связано со строительством новой столицы — Санкт-Петербурга. Именно там был реализован принцип регулярной планировки города, разработанный в Европе, с правильными кварталами и под прямым углом улицами и проспектами. В Москве же продолжает существовать традиция русского (нарьшкинского) барокко.

 

Работа с электронной презентацией

Далее работа за компьютером с электронной презентацией.(Приложение 1)

  • Архитекторы раннего барокко (монументальность, сочетающаяся с пышностью) — Трезини (Летний дворец Петра 1, здание двенадцати коллегий, собор Петропавловской крепости).
  • Позднее барокко — В. Растрелли (Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы в Петергофе и Царском Селе, Андреевская церковь в Киеве и т. д.).
  • Русская живопись. Биография и работы В. Л. Боровиковского, д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова и др.
  • Русские скульпторы. К- Б. Растрелли, Э. М. Фальконе, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.

Петр I активно вводил в России европейские обычаи.

Почемул? (Как человек своей эпохи, он, очевидно, полагал, что, заставив народ измениться внешне, он изменит его и внутренне. Предписывая носить европейскую одежду, брить бороды, курить табак и проч., он стремился насадить европейские культурные навыки и, таким образом, превратить русских в европейцев.)

Введение нового календаря и праздников (Новый год) также символизировало разрыв со старой эпохой, старыми обычаями. Ассамблеи также заводились по принципу собраний местного дворянства. Насколько изменилось положение женщин в обществе в первой четверти ХVIII в.? Женщины также должны были участвовать в ассамблеях. Вспомните, что ранее женщина должна была сидеть дома. Никаких сословных общественных собраний не было, и уж тем более туда бы не допустили женщин, игравших подчиненную роль в обществе. Петру пришлось преодолевать колоссальный психологический барьер общества. Нововведения в быту не затрагивали крестьян и носили поверхностный характер, но усилили разрыв между высшими и низшими слоями общества. Особенно сильно изменилась бытовая и духовная культура привилегированного сословия — дворянства. Для воспитания нового поколения молодых дворян было издано “Юности честное зерцало”.

В результате реформ Петра I культурная жизнь страны кардинально изменилась — произошла настоящая культурная революция. Коренным образом изменилось отношение к Европе — в России перешли к прямым и масштабным заимствованиям опыта европейских государств во всех сферах (культуре, быту, технике, политике).

Итог урока

В ХVIII в. благодаря переориентации культуры высших сословий на Запад, Россия приобщается к общеевропейской культуре и становится одним из ее важных центров.