Конкурс знатоков природы Кемеровской области

Разделы: Внеклассная работа


Цель конкурса:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об объектах живой природы Кемеровской области.
  2. Развивать наблюдательность и любознательность.
  3. Воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование:

  • географическая карта Кемеровской области;
  • карточки-картинки с изображениями животных и растений;
  • фишки с цифрами;
  • листы-распечатки с заданиями для команд;
  • листы-распечатки с тематическими кроссвордами.
  • плакаты с цитатам:
  1. «Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа» (К. Паустовский)
  2. «Надо любить всё: зверей, птиц, растения, в этом – красота жизни» (А. Куприн)
  3. «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней» (Н. Рыленков)
  4. «Весь огромный мир кругом меня…полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!» (В. Бианки)
  5. «Охрану природы я считаю делом святым. Это сохранение и умножение красот Родины» (Л. Леонов)
  6. «Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни» М. Пришвин)
  7. «Любовь к природе, как и всякая человеческая любовь, несомненно закладывается в нас с детства» (И. Соколов – Микитов)
  8. «В природе не существует полезных и вредных птиц, полезных и вредных насекомых, там все служат друг другу и взаимно приспособлено» (Г. Морозов, известный учёный-лесовод).

Ход конкурса 

1. Организационный момент:

Классная комната торжественно нарядна. Команды игроков, болельщики, жюри и ведущие показывают свою готовность.

Ведущий: Добрый день, мои юные друзья, компетентное жюри, гости!

Наша сегодняшняя встреча в таком составе команд не случайна, т. к. нас собрал вместе конкурс знатоков природы Кемеровской области, который проходит в рамках традиционных дней науки и посвящается 66-летию со дня образования Кемеровской области, 65-летию со дня снятия блокады Ленинграда и 45-летию школы № 31.

Учитель:

Я родом из Сибири.
Знать, сибирячка я.
Сибирские просторы
Есть колыбель моя.

Я вспоена и вскормлена
Твоим богатством, Родина!
Природою взлелеяна, легендами овеяна…
Ты для меня, как мать, одна.

Лишь где услышу слово Родина,
То сразу ясно вижу я
В твоих просторах дом родительский,
Где мать с отцом всё ждут меня.

Мне ж всё то недосуг, то некогда
Их навестить, а значит и тебя,
О Родина – земля моя сибирская,
Откуда родом я. 

? Кто из вас, ребята, понял: о чём МОЁ стихотворение?

Что Я считаю своей Родиной?

Что вам известно о Сибири?

Что вы понимаете под словом Родина?

Чтец:

Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.

? Скажите, ребята, и где же мы живём?

Кто из вас знает: в каком году была образована Кемеровская область?

В суровые, тревожные дни Великой Отечественной войны, в далёком 1943 году в январе месяце 26 числа была образована Кемеровская область. До этого дня она входила в Новосибирскую область, а ещё раньше – в XIX веке она входила в Томскую губернию. Увеличение значимости экономической роли территории нашего края послужило причиной образования Кемеровской области. Сегодня Кемеровская область является самостоятельным субъектом Российской Федерации. Расположена Кемеровская область на юго-востоке Западно-Сибирской низменности и северных отрогах гор Южной Сибири.

С юга на Север она протянулась на 500 км, а с запада на восток – на 300 км. Её площадь невелика и составляет 95 500 кв. км. (Приложение 1)

Чтец:

Если в карту России всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьётся оно,
И Отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в буднях эпохи,
И в каждом из нас
Пульсирует гордое имя – Кузбасс.


Рисунок 1

2. Просмотр видеофильма о Кемеровской области из серии «Клуб кинопутешествий» с Ю. Сенкевичем.

Чтец:

Богата родная Россия,
Но прямо скажу, без прикрас,
Что края любого красивей
Наш юный, могучий Кузбасс…

Застенчивый, с виду суровый,
Здесь славною жизнью живёт
Прямой, хлебосольный, здоровый,
Бесстрашный сибирский народ.

3. Конкурсная программа:

1-й конкурс: «Мой край родной, тебе пою я славу!»

(3-5 минут) (2 балла )

Всем трём командам даётся лист с двустишием и рифмой и предлагается сочинить ещё две строки, чтобы получилось четверостишие о себе и своём крае.

Я – сибиряк. А это значит:
В Сибири родился и вырос я.
…………………………..удачи,
……………………………края.

Я – сибиряк. А это значит:
В Сибири родился и вырос я.
Земля отцов желает мне удачи,
В какие б я не уходил края.

2-й конкурс: «Знаешь ли ты, что это такое?»

(Даётся 1 минута, за это время надо ответить на как можно большее количество заданных ведущим вопросов.)

(Каждый правильный ответ – 1 балл)

1-я команда:

  1. Какое растение жжётся? (крапива)
  2. Какое дерево является чемпионом Сибири по скорости роста? (тополь).
  3. Чем стрекочет кузнечик? (трёт одним надкрыльем о другое)
  4. Какие птицы высиживают птенцов зимой? (клест)
  5. Какая птица бегает по дереву вниз головой? (поползень)
  6. Парнокопытное животное, в названии которого есть нота «ля». (косуля)
  7. Крупная и опасная лесная кошка. (рысь)
  8. Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц)
  9. Какой лесной зверь сушит грибы на деревьях? (белка)
  10. Почему говорят, что «волка ноги кормят»? (он гоняется за добычей)
  11. Каких зверей зовут «шатунами»? (медведей, которые не залегли в берлогу и не спят зимой)
  12. Кто он – строитель плотин? (бобёр)

2-я команда:  

  1. Бел, как снег, пушист и мал, в саже хвостик замарал. (горностай)
  2. Какая птица выводит птенцов три раза за лето? (воробей)
  3. Какая птица летает быстрее всех? (стриж)
  4. Кто она – нерадивая мамаша-птица? (кукушка)
  5. У какого дерева листва первой желтеет? (у берёзы)
  6. Никто её не пугает, а она вся дрожит. (осина)
  7. Какое дерево наших лесов называют «кормильцем» и «деревом-коровой»? (кедр)
  8. Какая ягода в сенокос горька, а в мороз сладка? (рябина)
  9. Корешки какой травы называют «кошачьей радостью»? (валерианы лекарственной)
  10. У какого насекомого «жена» – «кровопийца»? (у комара, слепня, т. к. кусает только самка, а самец питается только нектаром растений)
  11. Какой гриб служит «лекарством» для лосей? (мухомор)
  12. На каком хвойном дереве ягоды растут? (можжевельник)

3-я команда:  

  1. Какой цветок без листьев растёт? (мать-и-мачеха)
  2. С прилётом каких птиц мы начинаем считать начало зимы? (грачей)
  3. Как зовут лесного «барабанщика»? (дятел)
  4. Когда у белки кисточки вырастают на ушах? (зимой)
  5. Кто она – одна из красивейших хищных кошек, имеющих самый длинный и густой мех и обитающая в горах? (снежный барс – ирбис)
  6. Какой цветок четырежды меняет цвет? (медуница)
  7. Какая ягода снега не боится? (клюква, брусника, рябина, калина)
  8. Какое дерево наших лесов самое музыкальное? (ель)
  9. Какое дерево в воде тонет, но не гниёт? (лиственница)
  10. Растёт ли дерево зимой? (нет, оно находится в периоде покоя спит)
  11. У какого хвойного растения шишки не свисают с ветки, а подняты вверх? (пихта,лиственница)
  12. Какая лесная птица весной резко меняет оперение? (белая куропатка)

3-й конкурс: «Составишь слово – узнаешь, как зовут птицу!»

(За каждое правильно угаданное слово – 2 балла) (Рисунок 2-7)

1-я команда:
КОРОВА + НОЖ
СЕЛО + ВОЙ
ЖАВОРОНОК
СОЛОВЕЙ
2-я команда:
КАК + ВЕДРО
РУКА + КАПОТ
КЕДРОВКА
КУРОПАТКА
3-я команда:
ЛАСКА + ЧТО
УТРО + ЯК + ЗАГС
ЛАСТОЧКА
ТРЯСОГУЗКА

4-й конкурс: «Заморочки из бочки»

(В бочонке-шкатулке спрятаны бочоночки от игры «Лото» от 1 до 6. Капитаны команд по очереди вытискивают из шкатулки бочоночки и отвечают на вопрос ведущего в соответствии с обретённым номером.) (За каждый правильный ответ – 3 балла)

  1. Когда заяц-беляк бывает всего заметней? (Когда вылиняет в серый цвет раньше, чем растает снег, или когда земля обнажится прежде, чем беляк вылиняет)
  2. Где строят себе гнёзда скворцы, для которых не хватило скворечников? (В парках, в садах, в дуплах деревьев)
  3. Какой грызун наших лесов весной часто разоряет гнёзда птиц? (белка, т. к. весной ей не хватает растительного корма, поэтому она на время становится хищником)
  4. Что происходит с пчелой, когда она ужалит человека или животное? (Пчела умирает, т.к. жало застревает в коже, а пчела при вытаскивании жала отрывает его вместе с концом брюшка)
  5. Про какую птицу говорят, что она «хвостом лёд разбивает»? (Про трясогузку, т. к. она прилетает во время вскрытия рек)
  6. Зачем скворцы и галки весной «катаются» на лошадях, овцах, коровах? (Весной скот линяет, теряет шерсть, а птицы таскают шерсть для гнёзд, а также они освобождают животных от насекомых-паразитов)

5-й конкурс: «Угадай-ка»

(Участники команд получают листы-распечатки с кроссвордами и приступают к разгадыванию) (5-10 минут) (За каждое правильно угаданное слово команда получит 1 балл) (см. Приложение 4)

В то время, пока команды разгадывают кроссворд (Приложение 2), 2-ой ведущий проводит игру «Мозговой штурм» среди болельщиков. (см. приложение – 36 вопросов) (За каждый правильный ответ болельщик приносит своей команде дополнительное очко). (Приложение 3)

6-й конкурс: «Тёмная лошадка»

(Каждая команда получает лист-распечаткус описанием какого-то животного. Правильно угадав животное, команда получает 2 балла)

1-я команда:

Свой «дом» у этих животных появляется только зимой. Детёныши рождаются лютой зимой, весят они не более 500 граммов и могут поместиться на ладошке взрослого человека. С приходом весны мать выводит детёнышей на прогулку. У младших обычно есть своя «нянька», которую часто называют «пестуном». Пестун следит, чтобы все малыши были рядом, смотрит за дисциплиной, учит их многим премудростям. (Медведи. Пестуном становится один из старших детёнышей прошлого помёта.) (Рисунок 8)

2-я команда:

Это один из самых маленьких хищников, тело его длиной 30 см, а массой до 250 граммов. Летом его шерсть буро-коричневая, а зимой белая, только кончик хвоста чёрный. Обитает этот зверёк в тайге. Охотится он на мышей, куропаток, рябчиков. При избытке пищи может делать запасы. (Горностай) (Рисунок 9)

3-я команда:

Всеядный зверь, живущий в норах. Весит до 30 кг, длина тела до 90 см . Нора его состоит из нескольких комнат, кладовых, коридоров и выходов. Охотится он ночью. Ловит насекомых, ящериц, мышей, лягушек, змей. Много съедает растений, ягод, семян. Зверь очень чистоплотный и осторожный. (Барсук) (Рисунок 10)

4. Итог:

Ребята, вот и закончился наш конкурс знатоков природы Кемеровской области.

? Вспомните, пожалуйста, чему он был посвящён?

? Как называется наша малая Родина?

Родной край! Здесь мы родились и живём, здесь мы впервые ощутили ласковый свет солнца, здесь мы начали познавать окружающий нас мир.

Мы живём в Сибири, В Кемеровской области. Богата и разнообразна природа нашей области. Высокие, покрытые вечными снежниками вершины гор, бескрайняя тайга, прорезанная голубыми лентами рек… Всё это создаёт неповторимую красоту нашего родного края.

…Пусть о тебе, мой край родной,
Молва идёт, шумит по свету.
В твоей богатой кладовой
Каких сокровищ только нету!...

… Кузбасс! Ты дорог и любим.
Горжусь твоею красотою,
Твоею мощью, широтою,
Рабочим обликом твоим.

? Что воспето в этих строчках поэтом С. Торбоковым?

// Теперь каждый из вас, КАК И Я, с гордость может говорить о себе и своей малой Родине:

 Моя земля,
Сибирь –
Мой край!
Как дорого мне
всё
в твоих просторах!
Ты для меня –
небесный рай.
И рай
Глубин земных,
В которых
Сокрыты тайны бытия.
Без лишних разговоров
Тебя
Познать хотела б я,
Мой край,
Кузбасс –
Любовь моя!

Ребята, о чём эти МОИ строки?

Почувствовали ли вы то, как автор этих строк относится к своей малой Родине?

? А что для вас значат слова «моя малая Родина?

? Было ли вам сегодня интересно? Почему?