Игра-путешествие "Будь здоров"

Разделы: Начальная школа


Тема: "Лекарственные растения. Зеленая аптека"

Цель: Ознакомление детей с лекарственными растениями, произрастающими в тайге и окрестностях г. Абазы, которые можно заготавливать и использовать в зимнее время года.

Задачи:

  • провести краткий экскурс в историю использования лекарственных растений народной и научной медициной; познакомить с важнейшими свойствами и способами применения лекарственных растений в лечебных и профилактических целях, правилами их сбора; познакомить с понятием фитонциды и их лечебным воздействием.
  • способствовать развитию памяти, наблюдательности, воображения, поисковой активности, способности к самостоятельному решению проблем.
  • способствовать осознанию себя частицей природы, воспитывать бережное отношение к окружающему миру, чувство ответственности за свои поступки, чувство товарищества.

Оборудование и оснащение кабинета:

  • Доска, стенды, корзина, термос и чайные чашки.
  • Наглядные пособия: плакаты с изображением лекарственных растений, гербарий, видеофильм о зимнем лесе, лечебно-профилактические препараты и продукты переработки лекарственных растений.
  • Дидактический материал (раздаточный): ветки хвойных деревьев, шишки, кусочки коры со смолой, почки сосны, карточки с заданиями.

Участники: дети 10-11 лет (4 класс)

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Вступление

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!

Такое приветствие можно услышать в любом уголке земного шара. И не смотря на то, что люди говорят на разных языках, желают они друг другу одного - здоровья.

Быть здоровыми хотят
И взрослые и дети.
Как здоровье сохранить?
Кто может ответить?

Ответы детей: мыть руки с мылом, чистить зубы, принимать душ и ванны, закаляться, заниматься спортом, правильно питаться, дышать чистым воздухом, пить чистую воду и т. д.

Ведущий: Человек должен не только знать, как сохранить здоровье, но и как бороться с болезнями, если они его одолеют. Чем же лечились люди с самых давних времен и до наших дней? Правильно - лекарственными растениями. Издавна на Руси людей, которые умели раскрывать тайны природы, знали лекарственные свойства растений, называли "травниками". Считали, что они наделены способностью: "слышать даже шепот Матери-Сырой-Земли, которая ради нас, своих детей, зелий всяких породила и злак всякой напоила". [ 1]

От слова зелье, вероятно, произошло и другое название - "зелейщики". Называли их еще знахарями, ведунами, лекарями, а часто - колдунами, ведьмами и чародеями, потому что были убеждены в волшебном свойстве растений. Относились к "травникам" по-разному: были им благодарны за исцеление, уважали, боялись и ненавидели. Были времена, когда колдунов и ведьм сжигали на костре, побивали камнями. Но страшные времена прошли, а накопленные знания, которые передавались из уст в уста от поколения к поколению, а с изобретением письменности стали записываться, дошли до наших дней.

Медицину, основанную на лекарственных растениях и других традиционных лечебных средствах, стали называть народной.

Официальная или научная медицина почерпнула много рецептов из сокровищницы народной, интерес к которой в последнее время возрос во многих странах мира.

III. Объявление цели и темы занятия

Ведущий: Я предлагаю отправиться в путешествие, которое называется "Будь здоров".

Во время путешествия мы:

  1. Познакомимся с лекарственными растениями Хакасии, произрастающими в тайге и окрестностях г. Абаза
  2. Испробуем на себе некоторые рецепты народной медицины
  3. Устроим соревнования. Прошу вас разделиться на 2 (3) команды. Необходимо также выбрать строгое, но справедливое жюри (в роли жюри может выступать сам учитель).

IV. Подготовка к изучению новой темы.

Первое задание командам: напишите на карточках названия лекарственных растений, которые вам известны.

Оценка задания: за каждое название - балл.

Жюри подводит итоги.

Ведущий: Можно ли заготавливать лекарственные растения зимой? Какие это растения и где их нужно искать?

Отправляемся на поиски ответа в лес (просмотр видеозарисовки о зимнем лесе).

Педантичные немцы подсчитали, что одна прогулка в лес экономит 2 марки, как бы дает доход. Не за счет того, что человек там собирал ягоды или грибы, а потом отнес их на базар. Нет, он просто ходил, смотрел, вдыхал ароматы леса. Усталость его как рукой сняло, работал он лучше, спал крепче. Никаких лекарств, тем более снотворного ему не потребовалось. Вот и набежали 2 марки. А сколько людей отдыхает вот так в лесу! [ 2]

Итак, представьте себе, что мы в нашем Абазинском бору.

- Каких деревьев здесь больше: лиственных или хвойных?

Второе задание командам: напишите на карточках названия хвойных деревьев, которые растут в нашем бору.

Ответ: Сосна обыкновенная, сосна сибирская, ель, пихта, лиственница.

Жюри подводит итоги задания.

Ведущий: В народной медицине лекарственными считаются все эти хвойные деревья.

V. Объяснение материала

Раздаточный материал для команд (из корзины): веточки, шишки, кусочки коры со смолой, почки.

Ведущий: Исследователи во время своих путешествий ведут дневники наблюдений, а мы будем заполнять таблицу "Лекарственные растения".( Таблица №1 в приложении). Рассмотрите внимательно веточки хвойных деревьев и найдите:

а) Сосновые почки - в виде отвара, настоя и настойки их применяют от кашля. Почки сосны заготавливают ранней весной (в феврале - марте) до начала их распускания.

б) Листья хвойных деревьев - хвоя является сама по себе ценнейшим лекарственным средством. Уже очень давно люди заметили, что зимой лоси и олени охотно едят молодые побеги сосны, а хвою клюют лесные птицы: глухари и тетерева. Зачем они это делают?

В зиму у тетерки
На белой скатерке
Даже в день студеный
Витамин зеленый

Оказалось, в хвое содержится много витаминов, которые укрепляют защитные силы организма. Благодаря высокому содержанию витамина С она спасла многие тысячи больных от заболевания цингой. Еще 300-400 лет назад специальные отряды "конных травников" отправлялись летом из Москвы на Урал для сбора лекарственных растений, главным образом шиповника и сосновых вершинок - снадобья от цинги. Из хвои готовили "сосновое пиво", которое даже отправляли за границу в другие страны. Хвою можно заготавливать на протяжении всего года, срезая небольшие концы веток длиной 15-20 см.

В наше время из хвои готовят: (демонстрация лечебно-профилактических препаратов)

  • витаминный настой, который называют "золотым" и пьют его как чай.
  • из веток заготавливают веники для бани.
  • отвар для ванн. В аптеках можно купить хвойную пену для ванн, соль и "хвойный концентрат" (содержит пихтовое масло). Хвойные ванны укрепляют организм, снимают боль и усталость.
  • заводским путем хвою перерабатывают в хвойную пасту, которую используют в зубной пасте ("Лесной бальзам", "Кедровый бальзам"). Лечение кровоточивости десен.
  • масло сосны обыкновенной входит в состав капель для носа "Пиносол".
  • пихтовое масло используют для ингаляций при ангине.

Третье задание командам: Из веток какого хвойного дерева заготавливают веники для бани?

Ответ: пихта

в) Из орехов сосны сибирской получают кедровое масло - ценный продукт, укрепляющий организм.

г) Смола хвойных деревьев - живица. Она появляется там, где дереву нанесли рану. Безразлично, кто: вгрызается ли жук, обломило ли ветром ветку, вырезал ли хулиган на коре свои инициалы.

От болезней никто не застрахован - ни человек, ни растение, ни животное. Но дерево, в отличие от нас не может пойти в больницу, чтобы там его излечили от болезней. И не может позвать кого-нибудь на помощь, чтобы отбиться от вредителей. Поэтому когда не него нападают, ему самому приходиться защищаться. Для этого у него есть и собственное лекарство и не такое уж плохое оружие.

У деревьев 2 линии обороны: летучие вещества и соки. О соках было известно давно - это смола, из которой образовался янтарь.

Смола убивает любые бактерии. Во время Великой Отечественной войны ленинградские биохимики готовили из нее живительный бальзам, благодаря которому раны зарубцовывались быстрее.

Смола убивает прикосновением насекомых, иногда заливая их прямо в ходах, которые они прогрызают в стволе. Короеды, соприкоснувшись со смолой, погибают через 1-2 минуты. Смола наполовину состоит из скипидара, который для них смертелен.

Люди получают из смолы-живицы скипидар, канифоль, деготь, терпентиновое масло, варят серу.

Скипидар применяют в народной медицине при радикулитах, заболевании суставов, бронхитах, используют для ингаляций. Деготь применяют для лечения кожных заболеваний (лишай, чесотка).

д) А вот о летучих веществах люди узнали недавно. Эти вещества называют фитонцидами (примерный перевод: фито - растение, цид - убивает).

Их нельзя взять в руки, увидеть под микроскопом, отличить друг от друга по запаху. Они неощутимы. Как же их обнаружить?

Действие фитонцидов можно определить по воде, кишащей бактериями. Если каплю такой воды поместить над кашицей из толченой хвои сосны, то через несколько минут бактерии погибнут. Их убьют эти самые летучие вещества, в которых еще столько тайн и загадок.

Фитонцидами растения обеззараживают себя, как бы стерилизуют.

Фитонциды березы и тополя убивают бактерии через 20-25 минут; сосны, кедра и ели - вдвое быстрее, через 10-15 минут. А фитонциды пихты - всего за 5 минут. Они убивают бактерии не только в воде, но и в воздухе - воду в опытах берут для наглядности. Очень много фитонцидов выделяет наш рододендрон - багульник. В его спиртовом настое моментально погибает большинство болезнетворных бактерий.

Ветки пихты и багульника пробовали разбрасывать по полу в детском саду, в котором дети болели коклюшем, и количество микробов там уменьшилось в 10 раз - дети перестали кашлять.

В сосняках микробов содержится в 10 раз меньше, чем в березовых рощах. Недаром говорят, что в сосновом бору воздух как в операционной. Вероятно, потому сибиряки славятся своим здоровьем, что дышать более чистым воздухом и пьют чистую воду.

Фитонциды могут убить не только бактерии, вирусы, растение, но и животных (например, мышь или крысу). Однако, фитонциды могут оказывать вредное воздействие и на человека. Летом, в жаркую погоду, особенно в молодом сосновом лесу люди с ослабленным здоровьем, больные астмой могут почувствовать головную боль, головокружение, тяжесть в затылке, сухость во рту, повышение кровяного давления. Поэтому надо быть осторожнее. Но фитонциды не всегда имеют большую силу. Зимой они у многих растений как бы ослаблены, а некоторые не выделяют их вовсе.

Четвертое задание командам: В каком лесу воздух наиболее чистый и полезный?

а) березовая роща

б) сосновый бор

в) смешанный лес.

Ответ: в сосновом бору.

Жюри подводит итоги.

VI. Закрепление.

Обобщение изученного материала по таблице "Лекарственные растения".

VII. Подведение итогов игры-путешествия. Поздравление команды-победительницы, поощрение команд-участниц.

VIII. Домашнее задание - Записать и подготовить сообщение о семейном рецепте борьбы с простудой и гриппом.

IX. Рефлексия: предложить детям настой "Золотой" из хвои.

Зеленый настой
Совсем не простой:
Глоток не велик,
А болеть не велит.

Пожелания детей друг другу.

Используемая литература.

  1. Забылин М. Русский народ - М., "ЭКСМО", 2003 г.,
  2. Граубин Г. Моя страна Сибирь - М., "Молодая гвардия". 1988
  3. Катаева Л.П., Капсаргина М.В. Таежный хоровод - Абакан, Хакасское книжное издательство, 1993
  4. Лагерь А. Лечение растениями - Красноярск, Издательство "АЛИС", 1992
  5. Никиточкина Т.Д. Лекарственные растения леса. - М., "Изобразительное искусство", 1991
  6. Пыдер С. Зеленая аптека - Таллинн, издательство "Иллен", 1991
  7. Ужегов Г.Н. Народные методы лечения - М., "Астрель-АСТ", 2003.

Приложение.