Интеллектуальная игра "Знаете ли вы страны изучаемых языков?"

Разделы: Иностранные языки


«Нет более быстрого пути к овладению знаниями,
чем искренняя любовь к мудрому учителю»
(Сюнь-цзы, древнекитайский философ)

Внеклассная работа по иностранному языку, которую на протяжении многих лет ведут педагоги гимназии № 4 г. Красноярска, направлена на создание условий для развития лингвистической и социокультурной компетенции учащихся. Традиционно в рамках декадника иностранного языка мы проводим интеллектуальную игру по лингвострановедению трех изучаемых европейских языков – английского, немецкого и французского. Это состязание имеет познавательное, практическое и воспитательное значение, способствует формированию личностных качеств подростков и старшеклассников. Игра - серьезный труд, требующий усилий и одновременно приносящий радость и удовлетворение, как организаторам, так и ее участникам - сборным командам 8-х - 10-х классов. В группах поддержки - учащиеся соответствующих параллелей, ведущие игры - старшеклассники. Члены жюри - представители администрации гимназии, учителя иностранного языка, классные руководители или победители предыдущих игр.

Цель игры:

  • развитие устойчивого интереса учащихся к изучению иностранного языка.

Задачи:

  • развитие социокультурной компетенции,
  • расширение кругозора учащихся,
  • развитие навыков коллективной деятельности,
  • воспитание уважения к культуре стран изучаемых языков.

Оснащение:

  • электронная презентация игры,
  • карточки с заданиями для команд,
  • фломастеры,
  • технические средства (экран, проектор, компьютер).

Форма проведения: соревнование между командами.

Ход игры

Первый этап: ведущие игры приветствуют участников на английском, немецком, французском и русском языках, представляют жюри, рассказывают о программе и условиях соревнований. На экране появляются слайды с названием игры и с программой. Члены жюри получают листы оценивания конкурсов. Каждая команда получает для выполнения заданий фломастеры и напечатанные задания к каждому конкурсу. Кабинет украшен флагами стран изучаемых языков.

I конкурс: презентация команд

Конкурс оценивается в 5 баллов. Время на презентацию 2 минуты. В качестве домашнего задания команды могут приготовить электронную презентацию.

Критерии оценивания:

  1. Внешний вид
  2. Название
  3. Девиз
  4. Активность команды
  5. Использование ИЯ

II конкурс: «Капитаны, вперёд!»

Для участия в конкурсе приглашаются капитаны команд. Они получают тесты с заданием выбрать правильный вариант перевода. Максимально 8 баллов. Время выполнения 1 минута.

Выберите правильный вариант перевода:

  1. Напиток “Flash”
    1. энергия
    2. бодрость
    3. вспышка
    4. тонус
  1. Напиток “Burn”
    1. пожар
    2. ожог
    3. пламя
    4. огонь
  1. Корм для собак “Pedigree”

А) гладкая шерсть

В) ловкость

С) родословная

D) сухой корм

4. Дезодорант “Axe”

A) аромат

В) благоухание

С) южный ветер

D) топор

5. Жевательная резинка “Eclipse”

A) затмение

В) мрак

С) холодок

D) сочный

6. Стиральный порошок “Tide”

А) пена

В) чистота

С) прилив и отлив

D) свежесть

7. Моющее средство “Vanish”

A) затемнять

В) исчезать

С) удалять

D) оттенять

8. Корм для кошек “Kittycat”

А) весёлая кошка

В) котёнок и кошка

С) стая кошек

D) кудрявая кошка

III конкурс: «Угадайте слово»

Каждая команда получает карточки с объяснением слов, без подсказки из какого языка оно произошло. Подсказка даётся дополнительно, если команда затрудняется ответить. При этом снимается 1 балл. Конкурс оценивается в 9 баллов (по 3 балла за каждое угаданное слово). Время подготовки 5 минут.

Задания команде №1

1. В математике – это многомерная таблица каких-либо элементов (чисел, математических выражений).

В полиграфии – это а) металлическая пластинка с углубленным прямым изображением буквы или знака, изготовленная штамповкой пуансоном или гравированием. б) служит формой для отливки литер в шрифтолинейном и наборном производствах.

Рельефная копия штампа.

В металлообработке – инструмент со сквозным отверстием, используемый при штамповке.

Подсказка: Из немецкого языка. Источник, начало.

Ответ: Матрица

2. Разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.

Человек, правительство, государство, являющиеся послушным орудием в чужих руках.

Подсказка: Из французского языка. Первоначальное название фигурок, изображавших Деву Марию в средневековом кукольном представлении.

Ответ: Марионетка

3. Шкаф для одежды.

Помещение в общественном здании для хранения верхней одежды посетителей.

Совокупность одежды одного человека.

Подсказка: Из французского языка. Хранить платье.

Ответ: Гардероб

Задания команде №2

1. Совокупность знаков (символов) и система определенных правил, при помощи которых информация может быть в виде набора из таких символов.

Система условных сокращенных обозначений и названий, применяемых для передачи и хранения информации.

Набор, сочетание цифр или букв, с помощью которого открывают и закрывают запирающие устройства.

Подсказка: Из французского языка. Свод правил, шифр.

Ответ: Код

2. Совокупность спектаклей, идущих в каком-либо театре, фильмов, показываемых в кинотеатре, и др.

Совокупность ролей, исполняемых актером, музыкальных произведений, исполняемых певцом или музыкантом, номеров эстрадного артиста и др.

Подсказка: Из французского языка. Список, каталог.

Ответ: Репертуар

3. Среднее общеобразовательное учебное заведение.

В древних Афинах вначале место для физического воспитания, позже место встреч и заседаний философов и ученых.

Подсказка: Из греческого языка. Место для гимнастических упражнений.

Ответ: Гимназия

IV конкурс: «Расставьте ударение»

В конкурсе участвуют по одному члену команд. Они получают карточки с одинаковыми словами, в которых нужно расставить ударения. Участники получают по 1 баллу за каждый правильный ответ (максимально 10 баллов). Время выполнения 1 минута.

  • каталог
  • жалюзи
  • маркетинг
  • феномен
  • партер
  • коммюнике
  • статуя
  • квартал
  • апартаменты
  • меланхолия

V конкурс: «Объясните, что такое...?»

Команды получают задания по 5 слов для каждой. Участники могут попросить подсказку, при этом теряют 1 балл. Максимально за конкурс 10 баллов. Время подготовки 1 минута.

В современном русском языке встречается много слов иностранного происхождения. Всегда ли мы понимаем, о чём идёт речь?

Задание команде №1

  • римейк
  • бодиарт
  • саундтрек
  • ремикс
  • бутик

Задание команде №2

  • пиарщик
  • слоган
  • кастинг
  • хит
  • блокбастер

Подсказки:

  1. Римейк – А. премьера, Б. новая версия, В. реставрированный фильм, Г. комедия
  2. Бодиарт – А. балет, Б. пантомима, В. роспись на теле, Г. изображение тела
  3. Саундтрек – А. ноты, Б. текст муз.произведения, В. фонограмма к фильму, Г. главная муз.тема
  4. Ремикс А. новая аранжировка, Б. старая запись. В. попурри. Г. плагиат
  5. Бутик – А. ткань, Б. хлыст, В. магазинчик модной одежды, Г. салон
  6. Пиарщик – А. политолог, Б. строитель, В. специалист по связям с общ-тью, Г.рекламный агент
  7. Слоган – А. главарь, Б. лозунг, В. клубный пиджак, Г. муз.инструмент
  8. Кастинг – А. прогноз, Б. отбор моделей, В. вид борьбы, Г. разделка туши
  9. Хит – А. батальное полотно, Б. док.фильм. В. шлягер, Г. разоблачение
  10. Блокбастер – А. новинка, Б. чудовище, В. лидер проката, Г. короткометражка

VI конкурс: «Пословицы»

Конкурс для болельщиков. Обе команды болельщиков получают в разрезанном виде (по одной пословице на полоске) 5 пословиц на 4-х языках: английском, немецком, французском и русском. Нужно объединить в 5 групп по 4 эквивалента каждой пословицы. Максимально за конкурс 20 баллов (по 4 балла за каждую правильно подобранную группу). Время выполнения 5 минут.

Подберите английский, французский и немецкий эквивалент русским пословицам:

All is well that ends well.
A friend in need is a friend indeed.
East or west home is best.
The appetite comes with eating.
A tree is known by its fruit.

Tout est bien, qui finit bien.
Au besoin on connait l’ami.
A chaque oiseau son nid est beau.
L’appetit vient en mangeant.
Tel arbre, tel fruit.
Ende gut, alles gut.

Den Freund erkennt man in der Not.
Jeder Vogel lobt sein Nest.
Der Appetit kommt beim Essen.
Der Apfel fällt nicht weit vom Stamm.

Всё хорошо, что хорошо кончается.
Друг познаётся в беде.
Всяк кулик своё болото хвалит./В гостях хорошо, а дома лучше.
Аппетит приходит во время еды.
Яблоко от яблони недалеко падает.

Финал игры: викторина «Страноведение»

Перед финалом объявляется предварительный лидер игры, которому предоставляется преимущественное право начать заключительный конкурс. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Вопросы викторины с вариантами ответов появляются на экране. Как только один из ведущих прочитывает вопрос и варианты ответов, команда должна быть готова сказать ответ. Группе поддержки передаётся право ответа в случае ошибки, при этом баллы не снимаются. Если ответ вновь неверный, команда-противник может получить за верный ответ 0,5 балла.

1. В какой стране зародилась игра кегли?

А. Австрия

В. Германия

С. Голландия

D. Швейцария

2. Сколько букв в латинском алфавите?

А. 21

В. 25

С. 26

D. 30

3. В каком городе появился первый омнибус – старинный вид транспорта?

А. Лондон

В. Париж

С. Берлин

D. Брюссель

4. Какой из этих музыкальных темпов самый медленный?

А. Анданте

В. Модерато

С. Ленто

D. Аллегро

5. Что из этого не является музыкальным инструментом?

А. Саксофон

В. Ксилофон

С. Франкофон

D. Металлофон

6. Какому из этих слов «дал жизнь» немецкий город Кёльн?

А. Кулон

В. Колония

С. Одеколон

D. Колонтитул

7. Каким дипломатическим документом оформляется заявление протеста одного государства другому?

А. Трактат

В. Коммюнике

С. Нота

D. Пакт

8. Как называется швейцарская валюта?

А. Марка

В. Франк

С. Гульден

D. Крона

9. Какие две страны «на пару» создали сверхзвуковой самолёт «Конкорд»?

А. Франция и ФРГ

В. Франция и Англия

С. Англия и США

D. Англия и ФРГ

10. Что из этого не является сортом сыра?

А. Горгонзола

В. Камамбер

С. Пармезан

D. Кроманьола

11. Что такое бельканто?

А. Архитектурный стиль

В. Вокальный стиль

С. Вид живописи

D. Форма музыкального произведения

12. Какое из этих слов означает не только танец, но и предмет одежды?

А. Фарандола

В. Самба

С. Мазурка

D. Болеро

13. Как звали сына капитана Гранта?

А. Роберт

В. Джон

С. Ричард

D. Рональд

14. У какого писателя многие произведения заканчивались словами: «Они жили долго и умерли в один день»?

А. О.Генри

В. А.Грин

С. А.Дюма

D. Дж. Лондон

15. В каком городе мира ранее всего появилось метро?

А. Париж

В. Берлин

С. Нью-Йорк

D. Лондон

16. В каком музее находится «Сикстинская мадонна» Рафаэля?

А. Лувр

В. Эрмитаж

С. Дрезденская галерея

D. Музей Ватикана

17. На флаге какого из этих государств есть цвет, отсутствующий на трёх других?

А. США

В. Великобритания

С. Италия

D. Россия

18. В какой стране есть наследственный дворянский титул?

А. Франция

В. Испания

С. Англия

D. Австрия

19. У каких народов жрецы назывались друидами?

А. Древние кельты

В. Этруски

С. Древние германцы

D. Славяне

20. Альпеншток – это...

А. Альпийская фиалка

В. Альпийское пастбище

С. Альпинистская палка

D. Альпийская хижина

21. Ретороманский язык – один из государственных языков:

А. Румынии

В. Бельгии

С. Швейцарии

D. Шотландии

22. Как называется архитектурно-оформленный вход в здание?

А. Портал

В. Фронтон

С. Портик

D. Патио

23. В ночь на 1 мая все ведьмы встречаются на горе

А. Эверест в Гималаях

В. Пик Дружбы на Памире

С. Броккен в Германии

D. Караульной в Красноярске

24. Как называется слово, которое совпадает с другим по написанию, но не по значению?

А. Палиндром

В. Анаграмма

С. Синекдоха

D. Омоним

25. Фондю – это национальное блюдо

А. Французов

В. Англичан

С. Швейцарцев

D. Японцев

26. Швейцария состоит из 26

А. Графств

В. Департаментов

С. Кантонов

D. Областей

27. Что означает по-французски слово «буржуа»?

А. Горожанин

В. Богач

С. Ремесленник

D. Хозяин

28. Назовите парижский адрес кафе, где братья Люмьер показали публике свои первые в мире фильмы?

А. Елисейские поля

В. Бульвар Капуцинов

С. Эйфелева башня

D. Монмартр

29. Какого народа не существует?

А. Италошвейцарцы

В. Франкоканадцы

С. Шведофинны

D. Германошвейцарцы

30. Какое из этих слов написано здесь неправильно?

А. Аппликация

В. Корелляция

С. Апелляция

D. Аккредитация

31. Как называется свод условных знаков и пояснений к карте?

А. Устав

В. Легенда

С. Кроки

D. Кодекс

32. Название какого из этих цветков произошло от слова «звезда»?

А. Хризантема

В. Флокс

С. Астра

D. Нарцисс

33. Изобретателем первого компьютера был

А. Немец Конрад Цузе

В. Швейцарец Никлаус Вирт

С. Француз Паскаль Блез

D. Русский Александр Попов

34. Какую из этих сказок написал Ф. Зальтен?

А. «Винни-Пух»

В. «Бемби»

С. «Питер Пен»

D. «Мери Поппинс»

35 Одеон – это...

А. Театр

В. Музей

С. Выставочный зал

D. Собор

36. Жорж Бизе написал оперу «Кармен» по сюжету

А. А.Дюма В.

В.Гюго

С. П.Мериме

D. Мопассана

37. Поль Верлен – это французский

А. Композитор

В. Поэт

С. Художник

D. Актер

38. Имя Жака Оффенбаха связано с...

А. Опереттой

В. Балетом

С. Кино

D. Живописью

39. Самый старый квартал Парижа – это...

А. Остров Сите

В. Латинский квартал

С. Монмартр

D. Дефанс

40. Астерикс, герой известного комикса и фильма, это

А. Галл

В. Римлян

С. Бретонец

D. Грек

41. Мистраль – это...

А. Город во Франции

В. Северный ветер

С. Улица в Париже

D. Церковь

42. Какое из этих государств имеет самую маленькую территорию?

А. Кипр

В. Ливан

С. Люксембург

D. Мальта

43. Название какого из этих сооружений произошло от одного из семи чудес света?

А. Обелиск

В. Акведук

С. Мавзолей

D. Виадук

44. Какая степень даёт право поступления в университет во Франции?

А. Бакалавр

В. Магистр

С. Лиценциат

D. Кандидат

45. Как называется чтение стихов или прозы в сопровождении музыки?

А. Речитатив

В. Оратория

С. Мелодекламация

D. Вокализ

46. Кого во всём мире называют «Цюрихскими гномами»?

А. Часовщиков

В. Кондитеров

С. Органщиков

D. Банкиров

47. С какой из этих стран Швейцария не граничит?

А. Франция

В. Италия

С. Андорра

D. Лихтенштейн

48. Какой длины Бродвей?

А. 18 км

В. 21 км

С. 31 км

D. 25 км

Заключительный этап: жюри объявляет итоги, команды награждаются дипломами или призами.

Список литературы:

  1. Арутюнова Ж., Горбачева Е. «Знаете ли вы Францию и Франкофонию?» Сборник лингвострановедческих тестов для проведения олимпиад и конкурсов. Библиотечка «Первого сентября», серия «Французский язык», выпуск 6, Москва, Чистые пруды, 2006.
  2. Дубровин М.И. «Английские и русские пословицы и поговорки в иллюстрациях», Москва, «Просвещение», 1995
  3. Калинина Л.В. «Предметная неделя английского языка в школе», Серия «Библиотека учителя», Ростов-на-Дону «Феникс», 2007
  4. Карантиров С.И. «Этимологический словарь русского языка для школьников» Москва., ООО «Дом Славянской Книги», 2004
  5. «Кто хочет стать миллионером?» Официальное издание телеигры. Москва, «Эгмонт Россия Лтд», 2001
  6. Луканина С. «Сила слова», «Ридерз Дайджест», выпуски январь – декабрь 2001года
  7. Нечаева И.В. «Современный словарь иностранных слов» Москва, ООО «Издательство АСТ», 2002.