Урок по истории России в 7-м (10-м) классе по теме "Последствия и значение преобразований Петра I"

Разделы: История и обществознание


Методическая разработка представляет собой сценарий урока, завершающего тему "Социально-экономическое и политическое развитие России в царствование Петра I". Планирование темы построено с учетом выхода на содержание материала завершающего урока, на отработку общеучебных умений. В сценарии урока оптимально определена структура учебного материала: от отдельных дидактических единиц (понятия, карта, личности, даты) к обобщению материала (составление аналитической разборной таблицы).

Ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе:

  • взаимного доверия и уважения учителя и ученика - работа с оценочными листами ученика и класса;
  • обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности - театрализованная сценка "ПИСЬМО МОСКОВСКОГО ДВОРЯНИНА";
  • принципа коллективного труда - работа над понятиями, картой, датами по цепочке;
  • осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся - аналитическая работа по составлению разборной таблицы.

Интерес при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.

В педагогике проблема интереса ученика в процессе его обучения была и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся способствует гуманизации образования и продуктивности обучения.

Цель урока:

  • Подведение итогов изучения темы.
  • Выявление значения петровских реформ.
  • Отработка понятийного минимума.
  • Актуализация личностного смысла учащихся к изученной теме.
  • Обеспечение создания у учащихся представления о роли личности в истории, об исторической эпохе.
  • Создание организационных и содержательных условий для развития у школьников критического мышления, самооценки.

Ожидаемые результаты урока:

  • Образное представление исторической эпохи
  • Умения работать с исторической картой, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
  • Умение формулировать свою собственную позицию по тому или иному вопросу.

Оборудование: учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной "История России. Конец XVI-XVIII века"", иллюстрации, разборная таблица (приложение 1), настенная карта "Российская империя в первой четверти XVIII века", раздаточный материал "Историки о Петре и его эпохе" (приложение 2), раздаточный материал "Преобразования при Петре I" (приложение 3), раздаточный материал "Технологическая карта проверки знаний" (приложение 4), оценочные листы.

Ход урока

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Вступительное слово учителя. Зачитывает строки о Петре I

"Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля"
А.С.Пушкин

О ком и о чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина? ( О Петре 1 и его реформах, преобразованиях)

Учитель. Мы заканчиваем изучение темы "Социально-экономическое и политическое развитие России в царствование Петра I". Какие словосочетания подойдут для формулировки темы последнего урока темы?

ПОСЛЕДСТВИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I

Обоснуйте необходимость этого урока?

Познакомьтесь с оценочным листом ученика.

Поставьте оценку своим знаниям по этой теме на начало урока в "Оценочном листе ученика"

1. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ:

1 - карта;

2 - даты;

3 - основные понятия;

4 - личности.

(За прохождения каждого уровня ученик получает смайлик такого же цвета)

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I

Какую классификацию можно сделать преобразованиям, проведенным Петром I.

1."Неограниченный характер власти; сильный бюрократический аппарат; централизация управления; отсутствие представительных органов власти". О каком направлении реформ говориться в этих положениях? Приведите конкретные примеры реформ.

2. С 1722 г. - генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его канцелярии и аппарата - не только в принятии решений, но и их исполнение.

3. Празднования Нового года до бритья бород и европейского платья, питья кофе и курение табака, от чтения газет до посещения школы и государственной службы до похода в музей (Кунсткамера).

4. "Петр считал, что нужно как можно больше вывозить русских товаров за границу и как можно меньше ввозить заграничных товаров, а также поощрять "полезные и нужные" с точки зрения государства виды производства".

5. Экономика России испытывала сильное влияние государства. Под особым контролем был выпуск военной продукции.

6. При Петре составляют карты Балтийского и Каспийского моря, Дона и Камчатки и т.д.

При Петре создали труды по истории Северной войны. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру. Тогда же закладываются основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний.

7. Синод - основной орган по контролю за деятельностью церкви

Превращение России в империю с мощной армией и флотом.

Становление абсолютной монархии

Создание деятельного государственного аппарата

Поднятие международного престижа

Подчинение церкви государству

Раскол в обществе

Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения

Подавление личности государства

Ускорение темпов социально-культурного развития

Сверхчеловеческие усилия. Напряжение всех сил народов России.

Развитие науки, повышение уровня образования

Европеизация быта. Насильственное введение новых порядков.

Оцените перспективы Петровских преобразований, используя раздаточный материал СРАВНИТЕ ЦЕЛИ РЕФОРМ И РЕЗУЛЬТАТЫ. Какой ценой были достигнуты результаты реформ?

3. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СЦЕНКА. "ПИСЬМО МОСКОВСКОГО ДВОРЯНИНА" (приложение 5).

4. Выставление оценок за урок.

У кого оценки повысились?

Чему научились за урок?

5. Домашнее задание. Закончи предложение

1. На мой взгляд, эпоха Петра I :::.

2. Я думаю, что Петр I :::

3. Для России Петр I :::

Запись на доске.

Ученики предлагают варианты.

Учитель записывает тему на доске. Ученики в тетради.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Ответы организуются по цепочке. На каждом уровне начинает ученик, который хорошо знает материал. Тот, кто прошел уровень становится сам контролером на этом уровне. Оценки за прохождения уровня вносятся в оценочный лист класса.

РАБОТА С РАЗБОРНОЙ ТАБЛИЦЕЙ

Запись в тетради разборной таблицы.

Повторение таблицы одним, двумя учениками.

Задание домой: выучить таблицу.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КЛАССА ПО ТЕМЕ "ПЕТР И ЕГО ЭПОХА"

Задание Кто отвечает Оценка Кто проверял
Карта      
Понятия      
Даты      
Личности      

Оценочный лист ученика по теме

"ПОСЛЕДСТВИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I"

Оценка в начале урока Участие в уроке Чему научился на уроке? Что узнал нового? Оценка в конце урока
  Можно ставить + за каждый ответ или выполненное задание      

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5.