Занятие экологического кружка "Изменение климата"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: через построение модели, демонстрирующей парниковый эффект, установить причины этого явления;

Форма занятия: практическая работа;

Оборудование: прозрачная ёмкость с крышкой; термометр; электрическая лампа; вода; почва; песок.

I. Введение

На протяжении своей истории человечество заметно изменило природу Земли. По мере того как увеличивалось количество населения планеты, а развитие науки и техники давало новые возможности, всё заметнее проявлялось изменение в природе, вызванное деятельностью человека. Последние годы учёных-экологов волнует целый ряд проблем, особое место среди них занимают проблемы озоновых дыр, кислотных дождей, парниковый эффект. Об этих проблемах говорят как о трёх "подарках", сделанных человеком самому себе и своей планете.

Чтобы понять, о какой из этих проблем пойдёт речь на сегодняшнем занятии, давайте заслушаем небольшое сообщение по проблеме изменения климата, подготовленное учащимися по материалам периодической печати за последнее время.

Собранный в сообщении материал подводит к выводу, что основной причиной изменения климата Земли является парниковый эффект.

Парниковый эффект

В парниках на наших огородах стекло или плёнка удерживает тепло. В последнее время что-то подобное стало происходить и на всей Земле. Она, кажется, начинает превращаться в огромный парник. Только роль стекла и плёнки в нём играет углекислый газ,которого всё больше становится в атмосфере. Он выделяется при сжигании людьми топлива. Ежегодно человечество сжигает 2 млрд. тонн топлива, при этом образуется 5,5 млрд. тонн углекислого газа! При этом в воздухе увеличивается концентрация и других антропогенных газов - метана, оксида азота,фреона. Эти газы, скапливаясь в атмосфере, пропускают солнечные лучи, но задерживают тепловое излучение с Земли. Такая задержка тепла в атмосфере и приводит к медленному потеплению климата планеты. Это явление назвали парниковым эффектом.

Установлено, что на Земле, по сравнению с концом XIX в., средняя температура повысилась на 0,6°С, а к 2025 года повышение составит уже 2,2-2,5° С.

II. Практическая работа

"Выявление парникового эффекта"

Практическая работа проводится по предлагаемому плану двумя группами: группа № 1 использует в качестве грунта почву, группа № 2 использует в качестве грунта песок.

Задания для исследования.

1. На дно прозрачной ёмкости помещаем грунт слоем 2-3 см и увлажняем его. В ёмкость помещаем вертикально термометр, накрываем прозрачной крышкой (стеклом) и устанавливаем лампу на высоте 20 - 30 см.

2. Снимаем показания термометра, не включая лампу.

Включаем лампу и снимаем t показания в течение 20 мин. каждую минуту.

Почему t увеличивается?

Сравните этот процесс с "парниковым эффектом" на Земле

3. Лампу выключаем и даём t упасть до комнатной. Увлажняем грунт и, сняв крышку с ёмкости, повторяем опыт.

Объясните влияние облачности на t воздуха

4. Постройте и сравните графики, отложив по оси ординат t, а по оси абсцисс - время.

По ходу эксперимента группы решают поставленные в задании вопросы и анализируют получаемые результаты.

III. Обобщение и выводы.

После выполнения практической части работы, каждая группа представляет полученные результаты и их анализ.. Сравниваем полученные графики и обсуждаем вопросы:

Различаются ли температурные кривые для тёмного и светлого грунта? Почему?

Как поглощают тепловую энергию поверхности из различных материалов?

На основании полученных и проанализированных при выполнении работы данных, учащиеся делают вывод о причинах парникового эффекта.

Продолжение обсуждения проблемы парникового эффекта:

Как повлияет существенное повышение средней t нашей планеты на очертания материков?

Каковы последствия парникового эффекта для планеты -отрицательные? положительные? Какие преобладают?

С дальнейшим развитием парникового эффекта предполагается возможное таяние морских и горных льдов в районах вечной мерзлоты, подтопление приморских равнин и ряд других отрицательных последствий для человека и природы. Одновременно предполагаются и положительные последствия парникового эффекта: увлажнение климата и "оживание" пустынь, увеличение продуктивности лесов и других биоценозов в регионах с недостатком влаги и т.д. Учитывая преобладание отрицательных последствий, создан межправительственный комитет, разрабатывающий меры предотвращения парикового эффекта.

Какие возможные пути решения проблемы парникового эффекта вы могли бы предложить?

А как с этой проблемой пытаются бороться специалисты?

Заслушиваются сообщения учащихся о научных подходах в решении проблемы парникового эффекта и проводится сравнение предложений, высказанных учащимися, с предложениями учёных-экологов по этой проблеме, выявление общих точек зрения и оценка реальности осуществления и эффективности выдвигаемых предложений по решению данной проблемы.