К вопросу организации предметно-развивающей среды в МДОУ, работающем с использованием ОТСМ—ТРИЗ—РТВ

Разделы: Работа с дошкольниками


Всякий изобретатель является растением своего времени и своей среды.
Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы для него
и опираются на те возможности, которые существует в не его:
В психологии установлен закон: стремление к творчеству всегда
пропорционально простоте среды.
Л.С. Выгодский

По мнению С.Л. Новосёловой, грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, рутины, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

":под окружающей человека средой подразумевается совокупность условий и влияний, окружающих человека" (Д.Ж. Маркович, 1991 г.).

Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно проходит её свободное и активное развитие: "Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему даёт физическую основу для жизни и делает интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие".

Исходное требование к предметной среде - её развивающий характер. Она должна объективно создать условия для творческой деятельности каждого ребёнка, служить целям его психического и физического развития, обеспечивать зону ближайшего развития. Правильно организованная предметная среда выступает мощным стимулом развития ребёнка.

Психодидактический компонент образовательной среды нашего ДОУ базируется на программе нового поколения развивающего типа - "Развитие".

С 1995 года все группы, а их пять, работают по программе Л.А. Венгера "Развитие" (М., Новая школа, 1994 г.), основными задачами которой являются развитие умственных и художественных способностей ребёнка через разные виды деятельности, путём введения простейших форм символизации и наглядного моделирования.

Наше МДОУ "Детский сад № 37" г. Сарова, второй год занимается экспериментальной работой под руководством научного руководителя Т.А. Сидорчук по теме "Формирование познавательных способностей детей 3-7 лет средствами ОТСМ-ТРИЗ".

С учётом внедрения в образовательный процесс ТРИЗ-технологии перед нами встала задача: реструктуризации имеющийся предметно-развивающей среды. При построении развивающей среды ДОУ, мы руководствовались следующими принципами:

  • адекватность среды, т.е. её соответствие вводимым в образовательный процесс программно-методическим комплексам;
  • полнота среды, что предусматривает обеспечение полноценности её содержания для всех видов детской деятельности;
  • динамичность, что предполагает возможность быстрого изменения среды, исходя из интересов и потребностей детей;
  • возрастные возможности;
  • уровень развития;
  • эстетизация, для чего необходима сочетаемость материалов, используемых при оформлении среды по цветовой гамме, фактуре, размерам и др.;
  • принцип гигиеничности и охраны жизни и здоровья детей (в соответствии с Сан Пин 2.4.1. 1249-03);
  • принцип доступности.

Основными положениями программы "Развитие" Л.А. Венгера и ТРИЗ-РТВ-технологии в плане развития творческих способностей, где способности понимают как ориентировочные действия, которые осуществляются путём использования существующих в культуре средств. Для дошкольников эти средства носят образный характер - это эталоны, схемы, модели. Свою предметно-развивающую среду мы обогатили основной группой моделей ТРИЗ-РТВ, таких как морфотаблицы, системный оператор, символическая зрительная и слуховая аналогия и др. - построенной с использованием схем, эталонов, символов и представляющей собой модели различных систем и объектов.

Пособие "Круги Луллия".

Нами используются "Круги Луллия" в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным разделам программы: экология, развитие связной речи, обучение грамоте, музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, конструирование.

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.

Презентация.

Цель данного пособия:

  • уточнять знания дошкольников в различных предметных областях;
  • развивать вариативность воображаемых образов.

Фото № 1 "Составь слово" - используется для составления слов.

Фото № 2 "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков.

Фото № 3 "Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.

Морфотаблицы.

Педагоги активно используют в своей работе морфотаблицы. Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику.

Цель:

  • формировать у детей умение давать большое количество различных категорий ответов в рамках заданной темы;
  • создавать условия для оценки ребёнком полученных идей. Учить детализировать наиболее удачные.

Фото № 5 "Волшебный домик для Незнайки" - находили возможные варианты домика для сказочного героя.

Фото № 6 "Поющая архитектура" - устанавливали связь архитектурных стилей и музыкальных жанров.

Фото № 7 "Сравнение архитектурных стилей" - выявляли особенности архитектурных стилей и сравнивали их между собой.

"Дидактический мяч".

Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы.

Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах.

Задания для детей 4-х лет.

- Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.

Задания для детей 5 лет.

- Детям предлагаются в разброс разные части речи. Их задача назвать антонимическую пару и задать вопрос, на который отвечает данное слово. Пример: добрый - (какой?) злой; работа - (что?) отдых; бежит - (что делает?) стоит. В задания вводятся наречия.

Задания для детей 6 лет.

- Педагог просит детей назвать противоположные по значению части речи. Данное пособие используется при работе с литературным произведением. Например: "Назови героев с противоположными чертами характера".

Фото № 8

Пособие по составлению загадок.

Для усвоения детьми моделей составления загадки пользовались универсальной схемой.

Цель:

- упражнять детей в умении составлять загадки об объектах, используя известные модели;

- побуждать к использованию сравнений метафорического плана при составлении речевых зарисовок.

Фото № 9

Пособие по описательной характеристике литературного героя.

В каждой группе педагоги придумали своё необычное пособие, которое интересно и удобно в использовании. В одной группе - это "Часы", в другой "Улитка", а есть ещё и "Ромашка", на которую прилетает пчёлка. Данное пособие используется как алгоритм составления описательного рассказа.

Фото № 10 "Часы"

Фото № 11 "Улитка"

Фото № 12 "Ромашка"

Пособие по "Именам признаков"

В 2007 году провели конкурс пособий по "Именам признаков", затем приняли участие в городском конкурсе, где заняли первое место. Воспитатели творчески подошли к созданию своих пособий, каждое из которых является интересной находкой, удобны и многофункциональны в использовании. С этой целью придумали пособие "Гнёздышко" и т.д. Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). Символы имён признаков придумывали сами дети, что способствовало их лучшему запоминанию. В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

Фото № 13 "Карандаши"

Фото № 14 "Гнёздышко"

Фото № 15 "Колосок"

Фото № 16 "Робот"

Фото № 17 "Воздушный змей"

Фото № 18 "Аквариум"

Пособие "Окружающий мир"

Для того чтобы поддерживать интерес детей в освоении классификационных групп педагоги придумали необычные образы. В каждой группе свои представители природного и рукотворного мира.

Фото № 19 "Гномики"

Фото № 20 "Эльфики"

Фото № 21 "Смешарики"

Все представленные пособия используется как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей и способствуют развитию детского творчества.

Презентация.