Использование подвижных и спортивных игр в учебно-воспитательном процессе лицея

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Ещё великий швейцарский педагог И. Песталоцци, о теории развивающего обучения которого мы всё чаще вспоминаем, говорил, что с началом учения происходит убийство здоровья ребёнка. К тем выводам приходят и современные учёные, констатировавшие, что уже в начальных классах 80% детей испытывают переутомление, поэтому как можно раньше приобщать детей к физической культуре в самом широком её понимании. Подвижные игры - это как раз то, что любят дети.

Поиск новых форм организации учебного процесса по физическому воспитанию - одна из важных задач нашего времени. Деятельность в данном направлении позволяет повысить интерес учащихся к физическому воспитанию и поднять качество практических занятий.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения по проблеме: гиподинамия, переутомление, пассивность, недостаточная подготовленность детей к жизни, не выработаны определённые умения и навыки, недостаточно развиты координационные способности, психоэмоциональные перегрузки, недостаток основ физкультурных знаний и др.

В основу нашего опыта легли идеи Вадима Григорьевича Яковлева об использовании подвижных игр на уроках физической культуры.

Мы взяли идею дополнить программный материал по подвижным играм следующими разновидностями:

  • играми с элементами корректирующей гимнастики, способствующими воспитанию навыка правильной осанки;
  • в раздел "Лёгкая атлетика" включать игры с элементами бега, прыжков и метаний, способствующими формированию необходимых качеств и навыков.

За счёт использования большого арсенала различных подвижных игр можно постоянно расширять вариативность многоплановых тактических действий и формируемых навыков, и именно через игру пытаемся развивать самостоятельную деятельность детей, способствующую их всестороннему развитию, формированию и сплачиванию коллектива, созданию положительного эмоционального настроя. Стремимся, чтобы игра всегда выступала одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, игра обязана дарить детям сиюминутную радость, с другой - она всегда должна быть направлена в будущее, должна моделировать какие-либо жизненные ситуации.

Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания ребят. Сейчас очевидно, как никогда, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, обеспечения комфортного состояния.

Организация занятий по физическому воспитанию приобретает самые разнообразные формы, основной из которых является урок. Урок для нас является основной формой занятий, как в общем физическом воспитании, так и в спортивной специализации.

В своей работе используем и неурочные формы: занятия в кружках физической культуры, секциях общей физической подготовки, проведение соревнований, походов.

В комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ в начальных классах в учебном материале для уроков физической культуры выделен раздел "Подвижные игры". Подвижные игры способствуют развитию и совершенствованию у детей таких качеств, как скорость, ловкость, выносливость, сила, гибкость.

Игры являются важным эффективным средством решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач на уроках физического воспитания, если они используются целеустремлённо и в определённой системе, в которой выбор, организация и методика игры всецело подчинены задачам урока в целом и каждой его части в отдельности.

В 4-6 классах предусмотрен раздел "Подвижные игры и элементы спортивных игр".

Игры, которые используем в своей работе, очень разнообразны. Их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные. "Подвижными" называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Подвижные игры не требуют от участников, в отличие от спортивных, специальной подготовки.

В своей педагогической деятельности подвижные игры широко используем при решении задач общей физической подготовки в качестве подводящих и подготовительных упражнений при обучении технике и тактике спортивных игр и их совершенствовании. Важно, чтобы в этих играх техника и тактика были сходны с той или иной спортивной игрой. К таким играм относим: "Мяч ловцу", "Борьба за мяч" (подготовительные к баскетболу); "Ножной мяч в кругу", "Сквозь защиту противника" (подготовительные к футболу). В этих играх совершенствуются технические и тактические приёмы, а также качества, необходимые для овладения спортивными играми.

Подвижные игры включаем во все части урока. Если включаем подвижные игры в основную часть урока, то эта игра содержит элементы техники данного вида спорта. Когда подвижные игры включены в заключительную часть, то они снижают мышечное напряжение, восстанавливают дыхание и кровообращение, создают бодрое настроение. К таким играм относятся: "Падающая палка", "Летучий мяч", "Защита булав" и другие. Эти игры небольшой подвижности и в то же время способствуют закреплению учащимися отдельных элементов, если методически правильно использованы. Многие игры, например русская лапта, в зависимости от целевой установки (подготовки), носят характер элементарных подвижных игр.

Подвижные игры, также как и спортивные, используем для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, они развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление.

В спортивных играх продолжается закрепление и совершенствование естественных навыков в беге, прыжках, метаниях; воспитываются такие физические качества, как выносливость, быстрота, ловкость, сила, коллективизм, честность; оказывается содействие нормальному формированию и развитию организма детей, укреплению их здоровья.

Содержание, правила подвижной игры использую для того, чтобы создать у ребят правильное представление об образцах действия в реальной жизни, помогаю укреплять им созданные представления об отношениях между людьми.

Важное значение в решении задач физического воспитания 1-3 классов придаётся подвижным играм. Игры подбираем с учётом задач на этом этапе обучения.

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью, постоянной потребностью в движении. Организм детей этого возраста не готов к перенесению длительных напряжений. Поэтому, игры для детей младшего школьного возраста не должны быть длительны.

В начальной школе проводим уроки с сюжетными играми, также некоторые уроки состоят из одних подвижных игр. В них включаем игры (4-5) разной интенсивности и с различными видами движений, чтобы воздействовать на различные группы мышц.

Начиная с первого класса, основной задачей является задача научить детей играть самостоятельно. С этой целью, приступая к играм в первом классе, обучаем детей организованным действиям в игровом коллективе. Это значит, что дети должны бегать, не мешая и не толкая других; слышать и видеть сигнал и быстро действовать по сигналу; следовать правилам игры. С проведением подвижных игр, идёт развитие и совершенствование навыков в беге, прыжках, метаниях, передаче и ловле мяча.

В 1-2 классах дети больше любят имитационные игры, игры сюжетного характера, с перебежками, увёртываниями от водящего, прыжками.

В 1 классе используем следующие игры:

  • на внимание - "Совушка", "Капитаны", "Класс, смирно!"
  • с элементами бега без разделения на команды, с перебежками - "Гуси-лебеди", "Горелки", "Октябрята", "Конники спортсмены";
  • с метанием, передачей и ловлей мяча - "Метко в цель", "Погрузка арбузов", "Кто дальше бросит";
  • с прыжками - "Волк во рву", "Классы", "Попрыгунчики-воробушки";
  • простейшие эстафеты - "Через кочки и пенёчки", "Посадка картофеля".

Во 2 классе задачи дополняются. Учим детей согласовывать свои действия в паре и небольшой группе, проявлять настойчивость в достижении игровой цели, своими словами излагать содержание пройденной игры. Второклассники в игре, кроме того, совершенствуют физические (в основном быстроту и ловкость) и морально-волевые качества, ориентировку в пространстве, координацию движений.

В этом классе используем игры:

  • с общеразвивающими упражнениями и перестроениями: "Слушай сигнал", "Запрещённое движение", "Ветер, дождь, гром, молния";
  • игры с элементами бега: "Пустое место", "Салки с выручкой", "Команда быстроногих", "Рыбаки и рыбки", "День и ночь";
  • игры с прыжками: "Парашютисты", "Салки на одной ноге", "Зайцы в огороде";
  • игры с метанием, передачей и ловлей мяча: "Мяч среднему", "Кто дальше бросит", "Передал - садись".

В третьем классе у детей совершенствуются координационные возможности. Рост показателей силы, быстроты, ловкости и выносливости, более совершенное управление своим телом и лучшая адаптация организма к физическим нагрузкам делают доступными для детей этого возраста игры довольно сложного содержания. В этом возрасте у детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов, повышается устойчивость внимания и интересов. Игры для этой возрастной группы отличаются большей длительностью и интенсивеостью нагрузка, более строгим судейством.

Игры в 3-4 классах:

  • с общеразвивающими упражнениями, с перестроениями: "Точный поворот", "Капитаны", "Товарищ командир";
  • с элементами бега: "Заяц без логова", "Караси и щуки", "Шишки, жёлуди, орехи", линейная эстафета;
  • с прыжками: "Прыжки по полоскам", эстафеты с прыжками в длину и в высоту;
  • игры с метанием, передачей и ловлей мяча: "Гонка мячей по кругу", "Подвижная цель", "Попади в мяч", "Охотники и утки", "Салки с мячом".

В 5 классе развиваем способность у ребят объективно распределять товарищей по командам, уметь организовывать действия своей команды, проводить подвижную игру, самостоятельно использовать судейские навыки. В этом классе продолжается совершенствование физических и морально-волевых качеств, особое внимание уделяем развитию силы в сочетании с ловкостью и быстротой, ориентировке в сложных условиях игры. Здесь начинается овладение элементарными навыками владения мячом, необходимыми для изучения спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола.

Игры для учащихся 5 класса:

  • с элементами бега: "Бег за флажками", "Круговая эстафета", "Перебежка с выручкой";
  • с метанием, передачей и ловлей мяча: "Перестрелка", "Пионербол", "Защита укреплений";
  • с прыжками: "Прыжок за прыжком", "Удочка командная", эстафеты с прыжками;
  • с элементами сопротивления: "Тяни в круг", "Бой петухов", "Перетягивание в парах".

Также в 5 классе подвижные игры используем в целях освоения техники и тактики спортивных игр.

В 6 классе в подвижные игры ещё больше включаем элементы спортивных игр, гимнастики и лёгкой атлетики. Повторяются и усложняются игры, изученные в предыдущих классах:

  • игры с элементами баскетбола и ручного мяча - типа эстафет, борьбы за мяч между командами: "Мяч капитану", "Пионербол", "Мяч ловцу", "Борьба за мяч";
  • игры с элементами волейбола типа встречных и линейных эстафет с передачей мяча по кругу: "Пасовка волейболистов", "Летучий мяч", "Встречная волейбольная пасовка над сеткой";
  • игры с элементами футбола - передача мяча по кругу ногой: "Ножной мяч в кругу", эстафеты с гонкой мяча ногой, салки мячом;
  • игры с прыжками - командные соревнования в прыжках с места в длину: "Челнок" и другие;
  • игры с элементами сопротивления: "Перетягивание через черту", повторение изученных ранее игр.

В 7 классе используем:

  • игры с элементами баскетбола и ручного мяча типа гонок и передач мяча разными способами в командах, игры типа эстафет и борьбы за мяч между игроками разных команд - "Рывок за мячом", "Борьба за мяч";
  • игры с элементами волейбола типа эстафет с передачей мяча - "Встречная волейбольная пасовка над сеткой", эстафета с элементами волейбола;
  • игры с элементами футбола типа эстафет с передачей мяча, борьбой за мяч разученными приёмами - "Пробей стенку", эстафета с ведением мяча с ногой;
  • игры с прыжками типа эстафет - эстафета с чехардой и другие;
  • игры с элементами сопротивления.

В 8 классе игры используем на уроках как подготовительные к той или иной спортивной игре, как средство закрепления отдельных приёмов и навыков:

  • игры с элементами баскетбола и ручного мяча. Использую изученные игры, а также "Наперегонки с мячом", "Нападают пятёрки" и другие;
  • игры с элементами волейбола. Кроме "Пасовки волейболистов" применяются игры типа "По наземной мишени", различные эстафеты;
  • игры с элементами футбола - "Мяч ногой и головой через сетку", "Эстафета с ведением мяча ногой".

Средства, при помощи которых мы устанавливаем возможность усиливать или уменьшать темп игры, её общую подвижность и её эмоциональность:

  • установление кратковременных перерывов или проведение игры без перерывов;
  • увеличение или уменьшение времени на перерывы в игре;
  • увеличение или уменьшение количества повторений игры или её отдельных эпизодов;
  • увеличение или уменьшение общего времени на игру;
  • удлинение или сокращение дистанций для перебежек, расширение или сокращение общего участка для игры; облегчение или уменьшение (или осложнение и увеличение) количества препятствий; облегчение или увеличение веса передаваемых (перебрасываемых) предметов;
  • увеличение или уменьшение числа игроков в командах или играющем коллективе; проведение групповых игр со всеми участниками (например, в одном круге) или разделение играющих на две или несколько подгрупп, в каждой из которых одна и та же игра ведётся самостоятельно (например, в трёх отдельных кругах).

Движение плюс эмоции снимают многочисленные стрессы, оказывают благотворное влияние на обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, одновременно развивая и совершенствуя мышечный и опорно-двигательный аппарат.

Использование подвижных игр благотворно воздействует на умственные способности. Улучшаются такие параметры, как память, сообразительность, быстрота реакции и концентрация внимания. Причина - в улучшении циркуляции крови к мозгу, которая повышает эффективность работы центральной нервной системы.

Подвижные игры закаливают организм, укрепляют нервную систему, содействуют развитию таких качеств, как ловкость, сила, быстрота и координация движений, выносливость, гибкость.

Подвижные игры содействуют умственному развитию, они вынуждают мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции. Игра развивает внутреннюю речь и логику.

Игра содействует гармоничному развитию личности.

В результате применения подвижных игр на уроках физической культуры и во внешкольных мероприятиях можно сделать следующие выводы:

  • за период нашей работы по данной программе ученики стали меньше болеть на 12%;
  • улучшились показатели физической подготовки;
  • учащиеся школы всегда успешно выступают в районных соревнованиях: