Формирование умений и навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогитческого колледжа

Разделы: Общепедагогические технологии


Новые социально - экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке педагога и его профессиональной культуре. Система образования становится все более важным показателем степени развития любой страны, ее международного авторитета. Состояние и перспективы развития образовательных учреждений в огромной мере зависят от педагогов – от их научной и методической квалификации, от их творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Современное общество ставит перед педагогической наукой задачи по формированию и развитию личности педагога, владеющего технологией постановки научно-педагогического эксперимента в воспитательно-образовательном процессе. В связи с этим безусловным требованием подготовки будущего педагога является вооружение знаниями учебных дисциплин, развитие его профессиональных качеств, формирование умений анализировать педагогический процесс, поиска и планирования новых подходов к обучению и воспитанию учащихся, развитие его творческих способностей.

Подготовка такого педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности студента. Это объясняется, во-первых, тем, что в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать. Во-вторых, в 1999 году в итальянском городе Болонья министры образования европейских стран подписали специальную декларацию, согласно которой к 2010 году вся Европа должна перейти на единую систему высшей школы и взаимного признания дипломов. В-третьих, меняются методы работы школы, среднего специального учебного заведения, вуза, акцент делается на самостоятельной работы обучающихся. В-четвертых, учебные занятия ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, мировой педагогической мысли. В-пятых, учебники и учебные пособия быстро устаревают, не успевают соответствовать изменениям в государственных образовательных стандартах, новых учебных программах. Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.

Педагогический колледж, как учреждение среднего профессионального образования, призван не только решить задачи профессиональной подготовки будущего педагога, но и учить студентов планировать свои действия с позиций исследовательского подхода, формируя личность будущего педагога-исследователя. Грамотно организованная научно-исследовательская работа студентов способствует формированию навыков углубленной самостоятельной работы, научного мышления, творческих способностей, готовит их к непрерывному образованию, ориентирует на эффективное самообразование, позволяет проектировать свою будущую педагогическую деятельность.

За период обучения в колледже каждый студент самостоятельно пишет ряд различных работ: доклады, рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Каждая новая работа отличается от предыдущей возрастающей степенью трудности и объемом. Одни работы содержат лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных трудов, другие являются результатом исследовательской деятельности студентов. Включение сначала в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу помогает студентам: овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей педагогической позиции и сформировать умение ее отстаивать и защищать что, в конечном счете, помогает развить у специалистов способностей и творческому отношению к своей профессии.

В разработке проблемы подготовки педагогов-исследователей, накоплен богатый опыт. Значительный вклад в рассмотрение вопросов общепедагогической подготовки педагогов-исследователей внесли В.А. Сластенин, Л.Н. Давыдов, Е.К. Елманова, И.Ю.Ерофеев, В.В. Краевский и др.

На развитие педагогических исследовательских умений и навыков у студентов, существенное влияние оказала разработанная нами последовательность этапов проведения исследовательской работы:

Этапы выполнения   исследовательской работы Содержание работы Срок выполнения
1-й этап – подготовка к исследованию Определение методологических основ проблемы исследования:  
Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования;  
Определение объектной и предметной области исследования;  
Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования;  
Подготовка к организации и проведению исследования:  
Выявление противоречий определяющих проблему исследования;  
Определение цели, объекта, предмета, задач, гипотезы, структуры исследования;  
Выбор методов и методологических основ исследования, а также конкретной базы для проведения исследования;  
Оформление обоснования темы исследования.  
2-й этап - теоретическое обоснования темы Подготовка теоретического обоснования темы исследования:  
Изучение теоретических основ избранной темы исследования и их изученность в психолого-педагогической литературе;  
Уточнение и формулировка основных понятий исследуемой проблемы  
Анализ позиции педагогов и психологов по изучаемой проблеме  
Оформление теоретического обоснования темы исследования.  
3–й этап - подготовка и проведение опытно–экспериментальной работы Планирование опытно – экспериментальной работы  
Разработка и реализация методики исследования.  
Проведение опытно – экспериментальной работы  
Проведение и оформление констатирующего эксперимента, анализ полученных данных и выводы;  
Проведение и оформление формирующего эксперимента, анализ полученных данных и выводы;  
Проведение контрольного эксперимента, анализ полученных данных и выводы.  
4-й этап - оформление исследовательской работы Завершение написания исследования:  
Оформление титульного листа;  
Составление оглавления;  
Написание введения;  
Содержание материалов глав, компоновка подготовленных текстов;  
Составление заключения и написание выводов;  
Составление списка литературы;  
Составление приложений;  
5–й этап - подготовка и защита исследовательской работы Сдача работы научному руководителю для получения отзыва и рецензии.

Подготовка текста и презентационного диска для защиты исследовательской работы.

 

Считаем, что в результате соблюдения этих этапов, при выполнении исследовательской деятельности формируются у студентов следующие умения:

  • выбор темы исследования;
  • подбирать из литературы и самостоятельно разрабатывать методы, для осуществления исследования;
  • изучить педагогическое явление;
  • анализировать педагогическое явление;
  • прогнозировать результаты педагогической деятельности;
  • анализировать результаты собственной деятельности;
  • проводить опытно-экспериментальную работу;
  • делать необходимые выводы и обобщения.

навыки:

  • характеристики отдельных литературных источников;
  • культуры чтения;
  • обработки полученной информации;
  • систематизации и хранения приобретенной информации;
  • написание реферата, доклада, курсовой работы, выпускной квалификационной работы;
  • планирование и проведение эксперимента.