Сценарий собрания–семинара родителей 7-го класса «"Цивилизационные" болезни подростков. Их профилактика»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Классное руководство, Работа с родителями


Успехи учащихся в освоении образовательных программ, гармоничного развития их личности невозможны без системной, организующей учебный процесс в классе и воспитание школьников напряжённой работы классного руководителя и родителей учащихся.

Для повышения возможностей родителей как воспитателей мною, совместно с родительским комитетом, в 5 классе разрабатывается и исполняется в последующие годы Перспективный план воспитательной работы класса, организуется «Школа родителей» с циклами семинаров по:

  • психологии детского возраста;
  • организации режима труда ребенка;
  • стратегии адаптации ребенка к взрослой жизни;
  • практике поведения при угрозах и реальных опасностях;

Одним из примеров повышения знаний родителей в вопросах сохранения здоровья детей и повышения уровня их безопасности является собрание родителей моего седьмого класса по как актуальной, так и необычной теме «Цивилизационные» болезни подростков. Их профилактика».

В настоящей работе представляю разработанный совместно с врачами и психологами сценарий проведённого мною этого собрания-семинара.

1. Вступление.

Ухудшающееся здоровье детей в последние годы беспокоит родителей, школу и общественность страны. Рост детской патологии принял настолько угрожающий для существования страны характер, что заставил говорить об этом вслух её руководство.

Непосредственно эта проблема касается, прежде всего, нас с Вами, т.к. речь идёт о здоровье Вашего ребёнка. Риски заболеть у ребёнка в разы выше, чем у взрослого.
Перед началом обсуждения темы я предлагаю Вам ознакомиться с вопросами, на которые хотелось бы получить ответы (Приложение 1).

2. Содержание проблемы.

Среди причин, вызывающих заболевания у детей, сегодня хотелось бы особо выделить те, которые обусловлены новыми, являющимися условной расплатой за «блага цивилизации», то есть те факторы, которые каждому из Вас можно устранить, либо снизить их вредоносное воздействие.

Гиподинамия.

Недостаточная физическая активность вызывает:

  • нарушения в силовой координации движения,
  • снижает готовность ребёнка к нормальной работе в обычных условиях и в экстремальных ситуациях,
  • увеличивает риск травматизма в быту,
  • ведёт к нарушениям осанки, физическому недоразвитию сердечной мышцы, сосудистой нестабильности, болезням органов дыхания, снижению иммунитета,
  • затрудняет адаптацию к сложным жизненным ситуациям,
  • падение личного рейтинга у окружающих,
  • снижает устойчивость к болезням,
  • увеличивает количество пропусков уроков.

Нерациональное и суррогатное питание:

Мимоходом, несбалансированная по белкам, жирам, углеводам, незаменимым аминокислотам, микроэлементам и витаминам пища.

Пренебрежение к отечественным (кстати, очень дешевым по «западным меркам» экологически чистым продуктам.

Употребление наполненных консервантами, стабилизаторами, красителями, «идентичных натуральным» ароматизаторами и другими токсинами продуктов недобросовестных производителей. Вы многих знаете производителей совестливых? Вспомните губернаторский бал, китайское молоко, вспышки токсикоинфекций в детских садах и школах. У Вас есть опыт очистки хромированных деталей и водопроводных труб напитками Пепси-колой, Спрайтом? Известно ли Вам, что гусениц на капустных листьях с успехом изгоняют с помощью Кока-колы?

Не могут считаться безобидными в детском питании генномодифицированные продукты (соя, картофель, кукуруза, фасоль и бобы), суррогаты желе, молока, кофе, масла-рафинады, «легкие сливочные» масла.

Тщательно скрывается производителями и продавцами наличие в «самых безобидных» тониках солидных количеств алкоголя и кофеина. А в так называемых БАДах (биологически-активных пищевых добавках) – официально запрещённые наркотические вещества. Биологические последствия нарушения питания общеизвестны. Необходимо, на мой взгляд помнить о крайних степенях этих нарушениях:

  • избыточный вес взрослого в 250-400 кг;
  • кахексию – 36 кг;
  • гибель людей от отравлений;
  • резкие нарушения объёма движения, деформирующие артрозы в опорных суставах.

Акутравмы (У 20% юношей и девушек, которые непомерно увлекались рок – музыкой, слух оказался сниженным так же, как у 85-летних стариков. Нормальная сила звука в общении – 30-35 децибелл. Постоянное пребывание в зоне 70 дб (суммарно в течение 2-х часов в сутки) через 2 года вызывает тугоухость, расстройства умственной трудоспособности, сердечно-сосудистые расстройства, гормональные сдвиги. Звуки выстрела, реактивного двигателя, мощные звуки на дискотеке, крик школьника рядом с Вашим ребёнком на перемене (100-120 дб) являются болевым порогом, поэтому могут вызвать резкое необратимое снижение слуха в высокочастотном диапазоне).

«Модная внешность»: одежда не по сезону и климату Сибири, нарочитая «бомжевская» небрежность, пренебрежение к деловому стилю, длинноносые «спотыкалки», преждевременный подъём девочек на «Шпильки», пирсинг, татуировки, ранний «боевой окрас» и т.п.

Результаты: отморожения, простудные заболевания, заболевания мочеполовых органов, острые травмы, деформации стоп, костей малого таза у девочек, аллергические и нейродерматиты, острые гнойные заболевания в местах татуировок и пирсинга.

Гормональная акселерация. Рост в СССР и России причин и количества стрессовых ситуаций, нерациональные попытки заниматься спортом, а не системной физкультурой, улучшившееся белковое питание, количества межнациональных браков ускорили физическое развитие подростков, и в том числе, – вызвали гормональную акселерацию. Психическое развитие не ускорилось. Скорее – замедлилось! Одновременно с этим Медиа-средствами в сознание россиян под флагами свободы и духовной раскрепощённости внедряется нравственная распущенность, «сексуальная озабоченность» со всеми вытекающими из этого последствиями.

На этом фоне «молодеющие» сахарный диабет, болезни щитовидной железы, гормональное ожирение стали нам казаться «детскими игрушками»

Состояния самоутверждения и познания себя. 12-15 лет – период отрочества (переходного периода). Период, когда по исследованиям психиатров и психологов, подростки пристально оценивают свое место в окружающем мире, активно стараются занять и, часто недостаточно обоснованно, достойное их место в нём.

Основные ценности для него в это время:

  • место в домашней иерархии,
  • как он смотрится среди сверстников,
  • использование предоставленными к этому времени степенями свободы передвижения, духовной жизни, самовыражения и детского эгоизма,
  • успехи в учебной и другой образовательной деятельности.

Смоделированная ребёнком «эгоцентрическая» система внешнего мира, как правило, далека от реальной. Окружающий мир ему ещё неизвестен. Мы не знаем о соседях по лестничной клетке. Мы не рассказываем о жизни своих родственников. Мы не читаем умных книг, мы живём в лживой атмосфере средств массовой информации. Нам некогда поговорить с подростком о жизни и т.д.

В результате внешний мир жёстко ставит преждевременного претендента на его место – самый низ иерархии в стае. Но претензии-то остались.

Возможные варианты исхода конфликта интересов:

  1. Оценка обстановки, разработка и реализация долгосрочного плана повышения своей нравственной, интеллектуальной, физической, профессиональной, коммуникативной и, необходимых для общества, ценностей для занятия в нём значимого уровня. Это самый продуктивный, но трудный путь.
  2. Оценка обстановки – предыдущий вариант труден. Пусть всё будет, как будет! Мне и так хорошо. При возможности родители прокормят. Или повезёт. Все вокруг не стоят моего внимания. Может быть, что-нибудь улучшу. А нет – и так сойдёт.
  3. Оценка обстановки – легитимный путь труден и длителен. Хочу занять своё место сейчас! Не смотря ни на что!
  • возьму силой, агрессией на окружающих;
  • возьму демонстративной агрессией, направленной на себя;
  • вообще я от вас ничего не хочу, я буду жить сам в себе.

В худших вариантах родители имеют у подростков девиантные формы поведения, психологические инверсии и кризы подростков:

Развитие обычной защитной детской агрессивности в патологическую, переходящую в девиантное, асоциальное поведение, в агрессивность криминальной хроники.

У трудно управляемой личности подростка развиваются психопатии, неврозы навязчивых состояний. Учащаются и развиваются по глубине демонстрации готовности покончить с собою, атаковать «обидчиков», могут исполняться протестные акты самоубийства.

В последние годы мы всё чаще слышим и сталкиваемся с изменениями сексуальной ориентации, педофилизмом.

Стало нормой в семьях с недостаточным общим образованием, на фоне хронического стресса и отсутствия моральных опор, насильно, до достижения ребёнком духовной зрелости, обращать в послушание какой-либо церковной конфессии своих малолетних детей. Такие действия богобоязненных родителей нарушают права ребёнка и прививают ему спорные представления об окружающем его мире. Наиболее жестко это насилие над ребёнком проявляются в сектах и радикальных ветвях церквей.

Острые и хронические спортивные травмы (результаты неудержных, болезненных стремлений подростков и их родителей добиться модной нынче славы в мировых масштабах, а равно – «полной занятости ребёнка») довольно часто приводят к повышенным для них рискам.

Медицинские риски:

Острые травмы характерны для бокса, всех видов единоборств, гимнастики, фехтования, тенниса, парашютного спорта.

Несмотря на общеукрепляющие мероприятия часты простудные заболевания у пловцов, лыжников, альпинистов. Достаточно часто происходят гормональные сдвиги и нарушения овариальных циклов у девушек-спортсменок. Нередкими стали среди спортсменов остановки сердца вследствие нарушений диспансерного обследования, медицинском сопровождении тренировок. Останавливаются, как правило, в таких случаях гипертрофированные от чрезмерных нагрузок сердечные мышцы.

С другой стороны повышенное «сжигание «адреналина» вызывает его недостаток в организме и приводит подростка если не в банду, то в экстремальные (заведомо опасные) виды спорта.

Впоследствии, с уходом из большого спорта, спортсмен становится ненужным в обществе, испытывает тяжёлые психологические испытания и, мало кто из них, адаптируется к обычной жизни.

Социальные болезни

Социальные причины, меры профилактики туберкулёза, алкоголизма, наркомании и токсикоманий, венерических болезней, СПИДа, вшивости и сыпного тифа, хронического стрессового состояния нам всем понятны и останавливаться на них сегодня – нет нужды.

Экофонные заболевания

Платой за «цивилизацию» (жизненные блага) в нашей жизни являются заболевания, связанные гибельными для всего живого нарушениями в экологии, в нашей среде обитания.

Это рискиотравления промышленными отходами, риски генных и раковых заболеваний, заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, снижение иммунного фона, это риски от хронического воздействия радиационно-опасных строительных материалов, воды и воздуха.

А кто из нас знает насколько безопасны:

  • бетонные плиты нашего дома, изготовленные из гранитного щебня, есть ли на них Сертификаты радиационной безопасности,
  • безопасен ли шлак котельных, использовавших радиоактивно загрязнённые угли некоторых разрезов канско-ачинского угольного бассейна.

Безопасны ли овощи и молоко, получаемые на чрезвычайно загрязнённой почве непосредственно в городе Красноярске, Березовского, Емельяновского и Сухобузимского районов, находящихся в местах выпадения тысяч тонн токсичных отходов цветной металлургии и других химических производств?

Мультимедийные зависимости

С распространением в пользовании у населения компьютерных технологий медики, психологи и даже психиатры заговорили о мультимедийной зависимости молодых людей.

Всегда доступное, психологически безопасное общение в Интернете.

Виртуальые игры гораздо проще, не требуют напряжения, «снимают ответственность за очень смелые решения». Они допускают возможность повтора, то есть изменять порядок необратимости времени. Создаётся удобная иллюзия безраздельного властвования над безграничным миром в своей реальной «конуре».

Результат: уход в себя, отстранённость от обязанностей по отношению к реальному миру вне его, ситуационно обусловленные состояния, переход в хронические психозы.

Электромагнитные, ионизирующие облучения.

Естественный или природный фон электромагнитного излучения на планете Земля довольно жёсткий. Много миллиардов лет потребовалось жизни, чтобы получить способы защиты от космического излучения, гамма-фона земли, электромагнитных воздействий молний, ультрафиолетового облучения солнца.

Цивилизация вместе с развитием науки и техники взваливает свою немалую, индивидуальную нагрузку на организм: излучения мобильных телефонов, электронных определителей местонахождения, сверхмощных усилителей, бытовых электроприборов, электрических сетей, приёмно-передающих станций, мониторов телевизоров и компьютеров, бытовых микроволновых печей, УФО систем и т.д.)

- Как вы думаете – почему в лечебных учреждениях, на борту самолёта запрещено пользоваться мобильными телефонами и радиостанциями?

- А потому, что мобильный телефон «САМСУНГ» излучает мощность поглощения человеческим организмом равную 0,8 ватт/кг веса, а «НОКИЯ» – почти в 2 раза большую. Такая мощность излучения радиостанции нашей игрушки способна испортить показания приборов в операционной, отключить дыхательный аппарат в реанимационной, отправить самолёт в последнее пике.

А может ли «мобильник» остановить сердце, находясь в нагрудном кармане, вызвать заболевание крови, болтаясь на шнуре над грудиной или у тазовых костей ребёнка, то есть там, где находится костный мозг?

Да. Данные науки об этом есть. Они отражены в ГОСТах и в требованиях по безопасности ЕЭС. Нужно только взглянуть в Руководство пользователя.

А теперь вспомните о том, где носит Ваш ребёнок опасный для здоровья аппарат!

Часто ли Вы обращали внимание на то, Ваш ребёнок часами сидит перед экраном телевизора (компьютера) поглощая мягкое и не очень мягкое рентгеновское излучение?

Надо ли Вам объяснять про лучевую нагрузку на радиочувствительные и гонадные органы у детей?

Всё вышесказанное относится и к другим частотам всего спектра электромагнитного излучения.

Ученые установили уязвимые для «электросмога» системы органов человека:

  • головной мозг – общее состояние, самочувствие человека, которое проявляется в нарушении концентрации внимания, головными болями, головокружениями, неврастениями;
  • со стороны вегетативной нервной системы могут появиться легкое дрожание пальцев, век, склонность к потливости, нарушениям в работе желудочно-кишечного тракта;
  • сердечнососудистая система – нестабильность пульса и артериального и венозного давления, аритмии, вазомоторные риниты;
  • нестабильность и болезненные состояния иммунной, эндокринной и половой систем.

Считается, что «электросмог» является главной причиной «синдрома хронической усталости». Количество людей с таким диагнозом исчисляется миллионами, и с каждым годом, особенно в развитых странах, их количество будет расти.

Результаты: вегето-сосудистые дистонии, полиневриты, провоцирование сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных заболеваний крови, синдрома длительного стрессового состояния, дистрофические заболевания органов зрения, вплоть до лучевой катаракты.

Бытовые аллергены и токсины

Следует сразу отметить, что аллергены и токсины существовали всегда. Но живые существа (в том числе и человек) в результате биологического отбора «научились» их избегать или не реагировать.

В последние десятилетия мы с Вами попали в дебри аллергенов, нам прежде не знакомых, а также токсинов, которые вводятся в безудержной погоне за прибылью производителями бытовых товаров. Среди них – продукты питания, напитки, мебель, одежда, бытовые приборы, моющие средства, лекарства, косметика, игрушки и многое, многое другое. Бывает, что мы приобретаем товар, смутно представляя его предназначение и, более того, практически не знаем его способность вызывать аллергии, токсичность и величину рисков, связанных с его использованием.

В результате дети всё больше подвергаются риску получить если не молниеносную смертельную форму аллергической реакции, то уж стёртые формы в виде дерматитов, нарушений кожных покровов точно. Причём нам и в голову не приходит, что признаки аллергии на коже и видимых слизистых это есть далеко не худшее отражение тех страшных изменений, которые происходят во внутренних органах.

Никак не лучше обстоят дела с воздействием токсинов фенольного ряда, цианидов, тяжёлых металлов, нитратов, гербицидов и антибиотиков и гормонов в продуктах.

Коммуникационные микроорганизмы

В этом секторе опасностей речь пойдёт ещё об одной среде в которой мы живём. Это океан, занимаемый микробами, вирусами, простейшими организмами, грибками. Многие из них патогенны, т.е. могут вызвать при определённых условиях заболевание человека.

В эти условия входят: количество микробов в единице объёма воздуха, воды или почвы; способность живого микроорганизма вызвать заболевание, его способность к выживанию вне человеческого организма; пути внедрения в организм и многое другое.

С появлением новых средств обустройства помещений (кондиционеры, устройства для очистки воды, отделка помещений пластиками) увеличились риски инфекционных заболеваний.

До определённого момента, определяемого техническими характеристиками этих очистителей, вместе с пылью на фильтрах оседают микроорганизмы. Через некоторое время фильтр полностью реализует свои фильтровальные возможности, далее начинает выбрасывать в помещение всё то, что накопилось на нём за месяцы. Концентрация микробов в якобы очищаемом воздухе увеличилась в тысячи раз. Человек получил респираторную инфекции, которую мы считаем результатом переохлаждения. На самом деле мы, покупая кондиционеры, забываем о необходимости регулярной замены фильтров. В США такое заболевание называют «болезнью кондиционеров».

Точно такие же технологические «пробои» происходят в фильтрах по очистке воды. В результате пользователь фильтра вместо чистой воды пьёт настой фекальных масс. И, это хорошо, если в системе для питьевой воды использовалась хлорированная вода.

3. Обсуждение проблем профилактики заболеваний.

На этом далеко не полный обзор медицинских угроз в результате развития современной цивилизации можно прекратить.

В ходе обсуждения проблем профилактики выше указанных причин заболеваний подростков хотелось бы получить ответы на вопросы:

  • Реальны ли для Вашего ребёнка вышеуказанные угрозы? Если да, то, какие?
  • Какие меры профилактики Вы проводите?
  • Готовы ли Вы довести до понимания Вашим ребёнком окружающих его цивилизационных угроз?
  • Какая помощь в вопросах профилактики необходима помощь от гимназии?
  • Намерены ли Вы передать содержание семинара до других членов семьи, друзей и знакомых?

Обсуждение с родителями поднятой темы проводится в форме беседы.

4. Подведение итогов

Я рада тому, что Вы заинтересованно обсуждали новые, связанные с развитием цивилизации, угрозы здоровью Ваших детей, набросали схему нашего взаимодействия по профилактике заболеваний.

В помощь Вам предлагаю комплект собственных, а также адаптированных, памяток, рекомендаций педагогов, врачей и психологов, которые могут помочь в профилактике болезней. Материалы собрания также размещены в локальной компьютерной сети гимназии:

  1. Памятка пользователю ПЭВМ (Приложение 2).
  2. Правила для поддержания правильной осанки и профилактики сколиоза (Приложение 3).
  3. Советы психолога (Приложение 4).
  4. Тест на лояльность в семье (Приложение 5).
  5. Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» (Приложение 6).
  6. Памятка родителям о признаках употребления алкоголя и наркотиков (Приложение 7).
  7. Рекомендации «Как помочь агрессивному ребёнку?» (Приложение 8).

Надеюсь, что полученные Вами знания помогут в охране здоровья детей!

Благодарю за участие в обсуждении темы!