Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний о составе слова"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ:

  • Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
  • Развивать умения разбирать слова по составу
  • Развивать орфографическую зоркость

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с условным обозначением частей слова, кроссворд, словарное слово СОВЕТ.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент
  • Дыхательная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика с суджоком

Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку
Словно с них сметаем крошки
И сожмем его немножко
Как сжимает лапу кошка
Каждым пальчиком прижму
И другой рукой начну.

  • Оформление тетрадей.
  1. Чистописание.

-Найдите среди букв, которая обозначает парный глухой согласный звук, может быть твердым или мягким.

О с т в с а л с о а в (буквы напечатаны на карточках)

-Это буква “с”..

  1. Словарная работа.

Суббота, сорока, скоро, тетрадь, туча.

-Объясните орфограммы этих слов. Составьте предложение с одним из этих слов. (Темная туча закрыла небо.)

  1. Синтаксический разбор предложения. Выписать словосочетания.
  2. Определение темы урока.

- Вернемся к буквам. Какие слова рассыпались?

Состав слова. Сформулируем цели сегодняшнего урока.

  1. Работа по теме урока.

По ходу заполняется кроссворд, где по вертикали под цифрой 6 получаем новое словарное слово “совет”.

-Сейчас нужно вспомнить с чего начинаем разбор слова?
-Что такое окончание? (Заполняем кроссворд под цифрой1.)

  1. Физминутка.

Называю слова, если окончание в слове “а”, вы хлопаете в ладоши, если нулевое- приседаем, если любое другое- топаете ножкой.

(Слова: река, озеро, пила, звезда, мост, роса, мяч, утро. Орехи, шары, ворота, школа, дерево, рак.)

Вывод: Что такое окончание?

(Вывешивается карточка с условным обозначением окончания.)

  • После окончания выделяем …….
  • Что такое основа.?
  • Работаем по цепочке у доски. Записываем слово выделяем окончание и основу.

Примерные слова: Кислый, большущий, кустик, рыженький, Любочка.

Вывод: Что такое основа? (Записываем в кроссворде под цифрой 2 “основа”)

  1. Сейчас я скажу определение следующей части слова
  • Это главная часть слова , в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. (Ответ записываю в кроссворд под цифрой 3 “корень”).
  • Найдите условное обозначение корня.

Называю слова, вы подбираете однокоренные слова, записываете и выделяете корень. Гриб, мороз, ночь.

  • Проверяем, какие слова у вас получились.
  • Итак, что же такое корень? Корень- это……
  1. После корня находим……..(Записываем в кроссворд слово суффикс под цифрой 4)

-Находим обозначение суффикса. Что такое суффикс?

  1. Работа по учебнику.

Самостоятельно выполняем упражнение по учебнику на с.63, упр.162. Проверяем. Молодцы.

  1. После суффикса находим ……..приставку. (Заполняем кроссворд под цифрой 5)

-Что такое приставка?

  1. Групповая работа.

-На столе у вас лежат карточки с пословицами. Вам нужно собрать эти пословицы, объяснить значение этих пословиц. Затем выписать слова с приставками и выделить приставку.

(Дети делятся на три группы. Собирают пословицы из отдельных слов).

  • 1 группа: С книгой поведешься, ума наберешься.
  • 2 группа: Ученье и труд все перетрут.
  • 3 группа: Ворчаньем наскучишь, примером научишь.

Проверка.

Вывод: Что же такое приставка?

  1. Зарядка для глаз. (Под музыку дети выполняют упражнения для глаз)
  • Ходики (Движения глазами влево, вправо)
  • маляры (Движения глазами вверх, вниз)
  • качели (Полукруг глазами внизу)
  • радуга (Полукруг глазами вверху)
  • пальминг (Разогреваем ладони и закрываем глаза).
  1. Закомство со словарным словом “совет”
  • Какое слово получили по вертикали?
  • Как вы понимаете это слово?
  • Послушайте какие советы вам дадут ваши товарищи.

(Дети заранее получили и выучили стихи.)

Мудрый вам дадим совет
Для разбора по составу
Прежде чем найти ответ
Спрашивать не надо маму

Окончание измени
Подобрав другое слово
Корень сам определи
Приставку, суффикс и основу.

Запомни навсегда дружок
Обозначенье каждой части
У каждой из них особый значок
Запомнишь- прибавишь себе ты чести!

  1. Упражнения для закрепления.

-А сейчас поиграем в игру “Веселая Карусель”. У каждого на столе на карточке задание по теме. Дети выполнив свое задание встают с места и ждут следующего, затем они меняются местами и выполняют задание друг друга. Задания по содержанию небольшие на разбор слова по составу.

Например:

  1. Карточка №1. К данным словам подбери противоположные по значению слова с тем же корнем, выдели приставку: развязать-…, разложить-…., вбежать-….., внести-…
  2. Карточка № 2. С помощью приставок образуй новые слова с корнями: ехал, ёжился., шел .
  • У-
  • Под-
  • По-
  • С-
  • Об-
  • За-
  1. Карточка №3. Внимательно прочитай словосочетания. Запиши , раскрыв скобки. Выдели приставку.

(До)ехал (до)деревни, (по)бежал (по)дороге,(про)читал (про)завод, (под)полз (под)машину, (на)кричал (на)собаку.

Карточек должно соответствовать количеству учеников в классе.