Урок русского языка по теме "Приставка, ее роль в слове. Различие приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить и систематизировать знания детей о приставке, её роли в слове;
  • учить различать приставки и предлоги;
  • развивать умения находить в словах приставки;
  • развивать орфографическую зоркость, память, речь; учить каллиграфическому письму.

Ход урока

Организационный момент

Чистописание

(На доске выписаны элементы чистописания)

Скромности учись у колоса: тот, как созреет, голову склонит

У - Посмотрите на доску. Здесь выписаны буквы, пословица. С какой целью я их выписала?

(Дети отвечают.)

У - (обобщая ответы детей) Чтобы разработать руку, подготовить её к письму всегда выполняем "Чистописание". Напишите цепочку букв.(объясняю как её писать)

(Дети записывают цепочку букв)

У - Прочитайте пословицу, объясните её. (Дети объясняют). Запишите пословицу.

(Дети записывают: Скромности учись у колоса: тот как созреет, голову склонит.)

У - Какие "опасные места" в словах найдём?

(Один ученик у доски отмечает, дети в тетрадях.)

Словарная работа.

У - С какой целью мы ежедневно выполняем словарную работу?

(Дети отвечают)

У - Посмотрите на экран.

Презентация.

(выходит слайд 1)

надкусить ябл_ко

посадить _синку

посмотреть на обл_ко

уехать на тр_ллейбусе

положить в к_рзину

У - Прочитайте словосочетания. Назовите в них словарные слова

(Дети называют)

У - Проведём буквенный самодиктант. Вы сами себе продиктуете и запишите только буквы, которые нужно вставить в словарные слова.

(Дети записывают: о, о, а, о, о.)

У - Проверим ваши записи.

(Выходит слайд 2)

О

О

А

О

О

У - Если у вас такая запись букв, значит эти словарные слова вы заучили хорошо.

Вы проверили, пусть вам улыбнётся солнышко на полях. Нарисуйте его, если у вас такие же буквы.

(Дети карандашом на полях рисуют солнышко.)

У - Напишите по одному однокоренному слову к каждому словарному.

(На доске запись):

яблоко,

осина,

облако,

троллейбус,

корзина,

(Один ученик выходит и дописывает по одному однокоренному слову. Работа оценивается.)

(Образец записи приблизительный) :

яблоко, яблочко

осина, осинка

облако, облачный

троллейбус, троллейбусная

корзина, корзиночка

У - Разобрать записанные слова по составу.

(Один ученик выполняет разбор. Учитель оценивает.

У - Подведём итог словарной работы. Кто на полях не нарисовал солнышко? Я делаю вывод, что написание этих слов вы запомнили.

Формулирование темы и цели урока.

У - Обратимся ещё раз к словарным словам, разобранным по составу. Какая часть слова не встретилась?

(Дети отвечают)

У - Вот вы сами назвали тему урока. Сегодня мы повторяем всё , что знаем о приставке.

Повторение изученного.

1. Работа по учебнику.

а) Рассматривание иллюстрации в учебнике и объяснение значения слова "приставка"

У - Откройте учебник на с.101. Прочитайте название раздела.

(Дети читают)

У - Посмотрите на рисунок. Наш знакомый Афанасий чем-то занят. Чем?

(Дети отвечают)

У - Что обозначает слово "приставка" ?

(Дети отвечают)

У - Обратимся к толковому словарю.

(Выходит слайд 3)

Толковый словарь.

Приставка:

1) То, что приставлено, присоединено к чему-либо.

2) Часть слова.

У - Прочитайте значение слова "приставка."

(Дети читают)

У - Сколько значений у слова "приставка"?

(Дети отвечают)

У - Как называются слова, имеющие несколько значений?

(Дети отвечают)

б) Выполнение тренировочных упражнений.

У - Вернёмся к нашей теме. Для чего нужны приставки?

(Дети отвечают)

У - Упражнение №143 дополнит наши знания о приставке Найдите №143 на с. 101. Выполним его по шагам.

1 шаг. Прочитайте. Какие части ты можешь выделить в каждом слове?

(Дети отвечают)

2 шаг. Спиши. Обозначь эти части слова.

(Дети списывают самостоятельно, выделяют части слова)

У - Проверьте, так ли вы выделили части слова.

(Выходит слайд 4):

У - Оцените свою работу солнышком на полях.

(Дети рисуют солнышко на полях)

У - У кого есть ошибки?

У - Молодцы, работаете хорошо. Продолжим работать по шагам.

3 шаг Прочитайте слова с приставками.

(Дети читают)

(Выходит слайд 5):

У - Как они образовались?

(Дети отвечают)

У - Продолжаем работать по шагам.

3 шаг (продолжение).

У - Вспомни, что ты знаешь о приставках.

(Дети отвечают)

У - Ваши ответы можно изобразить в виде схемы.

(Учитель вывешивает схему на доску)

Она обозначает, что приставка - часть слова.

Почему эта часть слова так называется?

(Дети отвечают)

У - И это можно схематично изобразить.

(Учитель вывешивает схему на доску)

Она обозначает, что приставка стоит перед корнем.

Для чего нужны приставки?

(Дети отвечают)

У - К этому ответу тоже можно составить схему.

(Учитель вывешивает схему на доску)

Эта схема обозначает, что приставка служит для образования новых слов.

Как пишутся приставки?

(Дети отвечают)

У - И к этому ответу есть схема.

(Учитель вывешивает схему на доску)

 

Она обозначает, что приставки пишутся слитно.

У - Подведём итог. С какой целью выполнено это упражнение?

(Дети отвечают)

Физминутка.

(Выходит слайд 6 ) :

У - Пришло время физминутки.

(Учитель читает):

Хлопните всего разок,
Если в слове есть предлог.
А приставку услыхали -
Хором все её назвали.

У - И один раз топнули ногой, но не громко. Приставки и предлоги вы должны услышать в русской народной песенке, которую я вам прочитаю. Будьте внимательны.

(Учитель читает)

Молодой дроздок

По водичку (хлоп) пошёл (топ)

Молодичку нашёл (топ)

Молодичка - молода

Поехала (топ) по дрова (хлоп)

Зацепилась (топ) за пенёк (хлоп),

Простояла (топ) весь денёк.

Повторение изученного

2. Работа по учебнику (продолжение)

в) Выполнение тренировочных упражнений.

(Слитное написание приставок и раздельное - предлогов)

(Выходит слайд 7):

Катюша ЗА красила картинку.

Игорь пошёл ЗА красками.

Машины расчищали снежные ЗАносы.

Мороз щиплет ЗА носы.

У - Прочитайте предложения. Почему ЗА написано то слитно, то раздельно? Объясните.

(Дети отвечают)

У - Какова цель у этого упражнения?

(Дети отвечают)

У - (Обобщая ответы детей). Оно поможет научиться различать приставки и предлоги, так как в русском языке есть одинаковые приставки и предлоги и их следует различать. Проведём выборочное списывание. В один столбик выписать слова с приставкой ЗА, в другой - с предлогом ЗА.

(Один ученик пишет на доске, доказывая свой выбор)

У - Самостоятельно составьте и допишите два словосочетания с приставкой ОТ и два словосочетания с предлогом ОТ

(Дети пишут)

У - Проверим работу.

(Дети читают слова первого столбика, затем второго)

У - Достигнута ли цель упражнения? Как различаются приставка и предлог?

(Дети отвечают)

У - Вывод о том, что приставка пишется слитно мы схематично изобразили. А о раздельном написании предлогов я тоже приготовила схему.

(Учитель вывешивает на доску схему): _____________________________________

г) Выполнение тренировочных упражнений.

(Умение видеть в слове приставку)

У - Следующее упражнение также выполняется с определённой целью. В конце работы вы сами её сформулируете. Проведём объяснительный диктант. В один столбик записать слово, где есть приставка, в другой, где её нет.

У - (диктует) Наводнение, надо, набег, надежда, наговорить, настежь, наши, написать.

(Каждое слово ученик объясняет, в какой столбик запишет и почему и записывает на доске)

(Запись в тетради):

наводнение надо
набег надежда
наговорить настежь
написал наши

У - Чем похожи слова?

(Дети отвечают)

У - В чём различие?

(Дети отвечают)

У - С какой целью наблюдали за этими словами?

(Дети отвечают)

У - (обобщая ответы детей) В одних словах НА является приставкой, а в других - частью корня. Чтобы это увидеть, нужно анализировать состав каждого слова т.е. увидеть в нём корень. Если затрудняетесь выделить корень, попробуйте проговорить слово без приставки. Если в русском языке существует такое слово, значит, в этом слове есть приставка, а если такого слова нет, то в слове нет приставки. Это часть корня. Вот этому и учились, выполняя упражнение.

Итог урока.

У - Чтобы проверить вашу внимательность, проведём "Аукцион-Приставка". В этом помогут схемы, которые появлялись в течение урока.

"Аукцион"

(Ученик говорит один вывод о приставке с опорой на схемы, следующий ученик повторяет сказанное и добавляет свой вывод и т.д.)

У - Итог подведён.

Домашнее задание.

(Выходит слайд 8)

Домашнее задание: упражнение № 145, вспомнить алгоритмы-схемы и повторить изученное о приставке.