Как исследование отличается от традиционного подхода в обучении?

Разделы: Начальная школа


Как исследование отличается от традиционного подхода в обучении?
Пустыльник Н.В.

Предлагаю вашему вниманию статью, в которой показаны отличия традиционного подхода в обучении от исследовательского. Обучение на основе исследования – это создание ситуаций, в которой учащиеся берут на себя роль учёных. В этих ситуациях дети предпринимают шаги для наблюдения и постановки вопросов к явлению; поиску объяснений тому, что они видят, чтобы обосновать и противопоставить свои теории, анализу данных.

Как исследование отличается от традиционного подхода в обучении?

Традиционный подход к обучению фокусируется на отработке содержания программы, уделяя меньше внимание развитию навыков и качеств исследователя. В современной системе образования учитель находиться в центре процесса, передовая информацию о том, «что известно». Таким образом, учащиеся являются получателями информации, а учитель передающим. То есть, в большинстве школ, обучение сводиться к предметному обучению.

Традиционные классы чаще всего, закрытые системы, в которых информация доходит до учащихся отфильтрованная на нескольких уровнях. Использование ресурсов ограничено тем, что доступно в классе или в школе. Использование технологий сводится к изучению самих технологий. А не к применению технологий для поддержания и улучшения процесса обучения. Планы урока используются для организации различных стадий фронтальной работы. Целенаправленные вопросы, которые могут увести от запланированного урока, сталкиваются со словами «мы поговорим об этом позже».
Исследовательский подход больше сосредоточен на использовании и изучении содержания как средства развития навыков работы информации и решения проблем. Система обучения больше ориентирована на учащихся, учитель выступает в роли куратора. Больший упор делается на том, «Как мы узнаём?», нежели «Что мы знаем?». Студенты больше вовлечены в процесс обучения, что помогает им выстроить своё знание. Чем больше студенты заинтересованы в предмете или проекте, тем легче им прийти к глубоким знаниям по этому предмету или проекту. Процесс обучения проходит практически без напряжения, когда отражает интересы учащихся и способствует достижению их целей.

Обучение, основанное на исследовательском подходе, помогает достичь успеха на протяжении школьных лет, оно так же способствует умению учиться в течении всей жизни.
Исследовательские классы – открытые системы, где учеников побуждают к поискам и использованию ресурсов за пределами школы и класса. Учителя, работающие в системе исследования, могут использовать технологии, чтобы обеспечивать связь студентов с местными или всемирными сообществами, которые являются безграничными источниками ресурсов и материалов для обучения. Вместо строгих планов уроков они используют планы, которые поддерживают исследование, допускают некоторые отклонения, но при этом сосредоточены на важности результата обучения. Вопросы учащихся по теме они встречают словами «Как ты думаешь, как мы можем найти ответ на этот вопрос?»

Отличие в обучении через исследовательскую деятельность.

Предметное обучение

Интегрированное обучение

Обучение через исследовательскую деятельность

Опора только на классно-урочную систему преподавания с фиксированной группой учеников.

Опора в основном на классно-урочную систему. Возможно деление на малые группы, но эти группы остаются фиксированными до конца интегрированного урока.

Группировка и перегруппировка детей в зависимости от целей в большие и малые группы. Использование одновременно разнообразных ресурсов школы.

Доминирует учебник.

Возможно использование ресурсов, источников информации, которая касаются интегрируемых областей. Тема изучается поверхностно с незначительными межпредметными связями.

Работа с концепциями позволяет установить связи изучаемого предмета с окружающим миром, побуждает ребёнка привлекать различные источники информации для ответа на свой собственный вопрос. Вопрос учителя, результат зачастую способствует постановке новых вопросов и дальнейшего самостоятельного исследования.

Учитель воспринимается учеником как конечная инстанция в знаниях. Опора на точку зрения учителя.

Учителя воспринимаются учеником как конечная инстанция в знаниях, учителя дают задание изучить литературу по данному вопросу. Использование нескольких взглядов на данный предмет.

Учитель воспринимает студентов, как мыслящих людей, которые имеют право на свою точку зрения. Использование множества взглядов и источников, представляющих многообразие точек зрения.

Сосредоточение на том, что студенты не знают.

Сосредоточение на том, что студенты не знают. На уроке ученики нацелены решить проблемный вопрос (проблемную ситуацию).

Построение процесса обучения на том, что студенты уже знают.

Студенты запоминают информацию, факты, слушают лекции, читают учебник, высказывают ответы в беседе (дискуссии) с учителем. Учитель оценивает знания, предлагая детям тесты на даты, факты, события. Ученик старается запомнить информацию.

Студенты разделяют, что они уже знают и что им необходимо узнать. Читают художественную литературу. Публицистику. Вовлечение детей в исследование ограничивается рамками (от начало исследования до получения результата// выступления перед классом// оформлением работы). Учитель оценивает не только результат, но и умение критически мыслить. Сбор информации заменяет запоминание информации.

Ребёнок проходит все этапы исследования:
обозначение темы, выбор исследовательского вопроса, формулирование гипотезы, подбор источников информации, изучение источников информации, анализ полученной информации, формулирование выводов, сравнение выводов с гипотезой, постановка вопросов для дальнейшего изучения данной темы. Учитель оценивает не только результат, но и процесс работы.

Ученики копируют информацию из учебника, энциклопедии.

Ученики не только составляют сочинение (отчёт, доклад, эссе…), но и сопровождают своё выступление макетом, диаграммами, которые имеют отношение к изучаемому вопросу.

Исследуя данный вопрос, студенты устанавливают взаимосвязь между различными предметами, явлениями, событиями.

Ориентация на один уровень студентов (способностей студентов).

Ориентация на несколько уровней студентов (способностей студентов).

Учёт потребностей студентов с разными уровнями знаний и разными способностями (в том числе студентов, для которых русский язык неродной).

Студенты испытывают затруднение. Если вопрос вдруг появляется через некоторое время (в следующем классе…).

Студенты ощущают, что вопрос ими изучен.

Студенты понимают, что вопрос требует дальнейшего изучения, что полностью ответы на него не получены.