Закрепление знаний о написании словарных слов путем иследовательской деятельности по теме "Осень золотая"

Разделы: Классное руководство


Цели:
1. Закреплять знания написания словарных слов; развивать речь детей, обогащать словарный  запас; развивать орфографическую зоркость.
2. Развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном, чувство удивления и восхищения.
3. Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества.
4. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
5. Воспитывать любовь к окружающему миру; любовь к русскому языку, уважение к традициям русского народа; воспитывать культуру общения, умение  высказываться самим и слушать других.

Оборудование: листы бумаги, ручки, цветные карандаши, иллюстрации.

Ход мероприятия:

I.Организационный  момент.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать кружок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!

Наш кружок мы начнем, как обычно с разминки. Возьмем в руки грецкие орешки, покатаем между ладошками; перекладываем орехи из руки в руку и крепко, крепко сжимаем, проминая активные точки для красивого письма и сообразительности.

II.Минутка чистописания.
Сегодня мы продолжим нашу работу со словарными словами. Прочитайте слова для чистописания: сентябрь, октябрь, ноябрь, сегодня, погода, золотая, солнце, праздник.
Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?
Спишите только словарные слова в алфавитном порядке, поставьте ударение и под черкните орфограммы. Обратите внимание на  правильное соединение букв.

III.Работа над темой.

    1.-Какое слово мы с вами не выписали.
(Ребята называют слово золотая)
Про какое время года так говорят и объясните почему?
Сегодня я предлагаю вам поговорить об осени используя как можно больше словарных слов относящихся к нашей теме.
Выходит девочка в костюме осени и рассказывает стихотворение:
Осенний месяц сентябрь. (Агафонов.В. Неправильные правила.)
Прослушав это стихотворение я думаю ,что в слове сентябрь ребята не будут допускать ошибок. Назовите все словарные слова которые относятся к теме: Осень золотая.
Огород, овощи, город, лопата, урожай, ягода, растение, орех, яблоко.
Огурец, картофель, кабачки, капуста, морковь,  помидор, редиска, чеснок, горох.
Смородина, тополь, осина, яблоня, береза, рябина.
Воробей, ворона, дятел, жаворонок, сорока.
Заяц, медведь, стрекоза.
На какие группы можно разделить эти слова и объясните почему?.
Кто из вас знает стихотворение в которых встречаются словарные слова.
Ребята рассказывают стихотворения из книги Агафонова.В. Неправильные правила.

Сейчас  я предлагаю вам поработать со словом погода ,это слово вас многому научит.
Давайте вспомним ,что такое слова-признаки или имя прилагательное, на какие вопросы отвечают эти слова? Какие признаки может  обозначать имя прилагательное?
С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?
Сейчас давайте посмотрим, какая погода бывает осенью. Подберите имя прилагательное к слову погода. Показываю иллюстрации, ребята  отвечают.

Погода
Погода
Погода
Погода
Погода
Погода
Погода

(какая?)
(какая?)
(какая?)
(какая?)
(какая?)
(какая?)
(какая?)

Солнечная
Пасмурная
Ясная
Хмурая
Дождливая
Ненастная
Чудесная

Обратите внимание, какие имена прилагательные  записаны у меня на доске. Найдите  в словах изученные орфограммы и объясните.

2.- Давайте немножко отдохнем и проведем физкультминутку.

 «Деревья»

Станем мы деревьями  сильными, большими. 
Ноги – это корни  их расставим шире.  
Чтоб держали дерево падать не давали
Из глубин земли воду добывали.   
Тело наше – ствол могучий. он чуть – чуть качается   
И своей верхушкой острой в небо упирается. 
Наши руки – это ветви. Крону образуют. 
Вместе им не страшно, когда ветры дуют.
Пальцы веточками будут,

листья закрывают их.

Как придет за летом осень

разлетятся в миг.

руки на поясе;
имитация движений;

 наклоны вниз;
имитация движений
руки в стороны, вверх,
соединить вместе ладони
«покачать ветвями»
руки опустить,
пальцы  растопырить;
«надеваем  листочек» 
на каждый пальчик ; 
правая рука вверх,
левая рука вверх;
плавно опускаем руки, трясем.

III.Работа по развитию связной речи ребят.
-Составьте  предложения, используя слова которые мы сегодня называли.  Постарайтесь точно использовать слова при составлении предложении, что бы предложение звучало красиво и грамотно.
Осенью стояла чудесная солнечная погода.

IV.Письмо по памяти.
-Люди придумали большое количество загадок, пословиц, поговорок. Какие пословицы, поговорки знаете вы в которых есть словарные слова.
Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
В осень и у воробья пир.
Не  вырастишь овощей- не сваришь и щей.
Весна и осень – на дню погод восемь.
В сентябре одна ягода, да и та – горькая рябина.
Сентябрь холоден, да сыт.
-Какую пословицу или поговорку вы хотели бы объяснить? Пятую пословицу мы с вами запишем по памяти.
Проговорите беззвучно, только шевеля губами.
Прочитайте хором.
Прочитайте и повторите про себя, что бы запомнить.
Закроите глаза и постарайтесь носом в воздухе написать эту пословицу.
Откройте глаза, еще раз прочитайте и запишите пословицу в тетрадях.
Подчеркните орфограммы и проверьте написанное.

            Гимнастика для глаз.

Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
Частое моргание глазами.
Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

V.Работа в орфографической тетради  со словом погода. (стр29-30)
Задание ребята выполняют самостоятельно. Проверка выполненного задания.

VI.Подведение итогов.
О чем мы сегодня говорили, что нового вы узнали?

Приложение