Мои успехи в работе по УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа


Добрая школа - это хорошо, умная школа - это великолепно! Но ребенок должен быть подготовлен еще и к жизни. Этому способствует развивающее обучение, которое принимает ребенка таким, каков он есть, с его индивидуальными особенностями, с его, пусть небольшим, жизненным опытом.

К работе по УМК "Гармония" я пришла не сразу. С 1996 г. работала по курсу Светланы Волковой "Развитие познавательных способностей детей на уроках математики". В 2000 г. приступила к обучению 6-летних детей по программе Л.В.Занкова, и 2005 год - начало работы по УМК "Гармония", в котором нашел отражение главный вопрос - формирование приемов умственной деятельности, создание проблемной беседы на основе индивидуальных заданий, а также сочетание самостоятельной, практической деятельности. Авторы данного комплекта иначе подходят к вопросу "Как учить ребенка?"

В класс набраны дети семилетнего возраста: 12 девочек, 11 мальчиков. По результатам диагностического исследования психологом на начало первого года обучения высокий (1 уровень) развития показали 4 ученика, выше среднего (2 уровень) развития показали 10 учеников, средний (3 уровень) развития показали 9 учеников. На конец первого года обучения 1 уровень развития показали 5 учеников, 2 уровень развития показали 15 учеников, 3 уровень развития показали 5 учеников.

Сравнивая показатели начала и конца учебного года видно, что повысился уровень развития у 6 учащихся, понизился уровень развития у 3 учащихся, остался на прежнем уровне у 10 учащихся. Причины понижения уровня развития учащихся кроются в состоянии здоровья и низкой социально-психологической готовности к школе.

Лучше разобраться в вопросах преподавания по УМК "Гармония" мне помогла встреча с авторами учебников:

Мариной Сергеевной Соловейчик "К тайнам нашего языка",

Натальей Борисовной Истоминой "Математика",

Ольгой Тихоновной Поглазовой "Окружающий мир".

Марина Сергеевна Соловейчик и Наталья Борисовна Истомина указали на то, что в учебниках русского языка и математики прослеживается новая логика построения содержания материала, в основе которой лежит тематический принцип, позволяющий сориентироваться на усвоение системы понятий и общих способов действий. В русле этой логики возможно построить обучение таким образом, чтобы каждая следующая тема была органически связана с предыдущей, и таким образом создаются условия для повторения ранее изученных вопросов на более высоком уровне. Авторы называют это "сталкиванием" старых и новых знаний, и считают эффективным приемом при обучении. Работая по данному комплекту я убедилась в целесообразности выбранного приема. Например, в период обучения грамоте осуществляется новая последовательность и методика троекратного введения букв алфавита, а именно:

  • 1 введение - общее представление всех букв алфавита с целью разграничения понятия "звук" и "буква" ;
  • 2 введение - буквы изучаются попарно: А -Я О -Е У - Ю ;
  • 3 введение - повторное попарное введение всех букв с целью закрепления и систематизации.

Такое троекратное введение букв алфавита помогает не сдерживать темпы обучения чтению, дает детям возможность трижды повторять, углублять и систематизировать изученное на разном текстовом материале. Создается впечатление, что дети сами учатся читать, но это мнение ошибочно. Именно троекратно повторив, " столкнув" старые и новые знания - дети учатся читать.

Курс построен логично, в нем подобраны интересные и доступные задания, направленные на активизацию деятельности младших школьников, что способствует их развитию, самостоятельности мышления. Идеи авторов дают возможность каждому ребенку реализовать свои интеллектуальные способности и развиваться в индивидуальном темпе.

Мои ученики различаются по характеру, темпераменту, способностям, интеллектуальному развитию и, естественно, разному темпу работы. При коллективной групповой работе или работе в парах, медлительным детям проще: у них есть возможность поразмыслить, в то время, когда другие ученики предлагают свои суждения, доказательства, варианты решения предложенных задач. Однако при самостоятельной работе или при выполнении упражнений, направленных на отработку какого-либо навыка, медлительные дети испытывают затруднение и неловкость: когда они еще только осмысливают задание, другие ученики уже сообщают о завершении работы над ним. Поэтому ученик, который работает медленно - спешит, услышав, что другие дети уже закончили работу. Естественно, страдает качество работы.

Для решения этой проблемы в УМК "Гармония" разработаны задания трех уровней, которые позволяют каждому ученику работать в своем режиме и тесно связаны с темой самостоятельной работы.

Все ученики обязательно выполняют задание первого уровня. Задания второго и третьего уровней выполняются по мере возможностей.

Класс не делится на группы. Все ученики находятся в одинаковых условиях. Дается задание решить задачу первого уровня. Ученики читают ее. Если ребенок понял, как решить задачу, он приступает к выполнению. Учеников, которые испытывают трудности, я приглашаю к доске, где находятся разные модели, которые могут помочь решить задачу, и работаю с ребенком индивидуально. При этом ограничиваюсь минимальными пояснениями и не вмешиваюсь в самостоятельную работу ребенка. Одновременно слежу за работой остальных детей. В это время в классе заканчивается работа над заданиями первого уровня. Выполнение заданий второго и третьего уровней положительно влияет на развитие умственных способностей учащихся и на формирование умения решать задачи. У учеников возникает естественное желание выполнять все предложенные задания. Выполнение более сложного задания становится, со временем, целью каждого ученика.

Поначалу меня насторожили прописи "Мои первые тетрадки". В них обучение письму осуществляется с разлиновкой в одну линию, без дополнительных наклонных линий. Но чем дальше мы продвигались, тем больше я убеждалась в мудрости авторов. Они облегчили определение высоты строчных и заглавных букв, путем проведения пунктирных линий. Позже на страницах стали оставлять 1-2 строчки без вспомогательных линий. Работа на них способствует развитию глазомера и постепенно приучает к письму в обычных тетрадях. Наклон вырабатывается путем правильного расположения тетради.

Важной особенностью данной системы при обучении письму является гибкое использование метода копирования по образцам бледного шрифта. Жирным шрифтом в прописях выделен только демонстрационный образец букв. Под ним печатается целая строка букв, выполненных бледным шрифтом. После анализа образца дети могут копировать несколько букв или целую строчку, а могут писать сразу самостоятельно. При этом образец постоянно находится перед глазами ученика и помогает ему корректировать свои действия. Дети выучили буквы. В конце февраля они приступают к изучению русского языка.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена коммуникативная направленность курса: выявляется зачем то или иное средство есть в нашем языке, почему нужно соблюдать определенные правила, чем приобретаемое знание или умение важно для речи.

Реализуется деятельностный подход к организации учебной работы. Это означает, что:

  • введению новых знаний, предшествует постановка учебной задачи;
  • информация, не дается в готовом виде, а "добывается" вместе с учениками;
  • тренировочная работа организуется как мотивированная, последовательная отработка выведенного способа действия, нужного для успешного решения орфографических задач.

Иными словами, создаются условия для того, чтобы на всех этапах изучения темы ребенок был человеком, активно и осознанно действующим. Учебник "Русский язык" рассматривается как средство, моделирующее учебную деятельность каждого ученика, позволяющее учителю и родителям не только правильно организовать учебный материал, но и в целом формировать у начинающего школьника умение учиться.

Марина Сергеевна Соловейчик выдвигает концепцию - подчинить изучение русского языка развитию речи, поэтому в курсе "Русский язык" нет отдельных уроков развития речи. Речь развивается устно и письменно на каждом уроке. Дети учатся писать поздравления, телеграммы, записки. Я отказалась от традиционной подготовительной работы над сочинениями, предоставив детям свободу самовыражаться. В сочинениях маленьких авторов глубоко трогают высказывания о родителях, о семье, о заветной мечте.

В курсе "Русский язык" изменен подход для изучения орфографии.

  • 1 этап - В Прописи ведется работа по орфографической зоркости (выделение "опасных мест"),
  • 2 этап - во 2 классе вводится особый способ письма ("письмо с окошком");
  • 3 этап - этап изучения правил отводится на "потом", отведено время на практическое освоение письма, на становление орфографической зоркости, формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у детей потребности узнать правило, чтобы освоить "взрослое письмо".

Я считаю УМК "Гармония" помогает отыскать творческое начало в ребенке, подготовить маленького человека к жизни в современном обществе.

По результатам диагностического исследования психологом во втором классе дети показами результаты:

Начало года Конец года
1 уровень - 3 ученика 1 уровень - 4 ученика
2 уровень - 8 учеников 2 уровень - 17 ученика
3 уровень - 12 учеников 3 уровень - 2 ученика

Сравнивая показатели начала и конца учебного года видно, что повысили уровень развития 9 учащихся, остались на прежнем уровне 10 учащихся.

По результатам диагностического исследования психологом в 3 классе дети показали в начале учебного года результаты:

  • 1 уровень - 3 ученика
  • 2 уровень - 15 учеников
  • 3 уровень - 5 учеников

Психологические исследования показали, что различия в развитии учащихся одного возраста бывают очень велики. Школьники, находясь в одинаковых условиях обучения, показывают различный уровень усвоения нового материала. В степени усвоения знаний проявляются типичные для учащихся устойчивые особенности их психики, от которых зависит успешность учебной деятельности, возможность решать проблемные ситуации, оперировать знаниями в новых условиях.

Для обеспечения успешности обучения всех учащихся я учитываю индивидуальные особенности развития. При этом помню, что различия детей проявляются не только в уровне их развития, но и в продуктивности учебного труда. На первый план выдвигаю принцип систематической работы над развитием всех учащихся. Для развития детей предлагаю им самим добывать знания. Для этого, готовясь к урокам изучения нового, стараюсь ставить перед детьми учебную задачу, создавать проблемную ситуацию, ориентирующую детей на поиск путей её решения. Стараемся найти возможно большее количество вариантов ответов. Я заметила, что детям интересны как правильные так и неправильные ответы. Мы обсуждаем все варианты.

Знания, которыми овладевают учащиеся на каждом уроке, как бы накладываются друг на друга, включаясь в прочные ассоциативные связи.

 ПОЗИТИВНАЯ ДИНАМИКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Классы % качества знаний по русскому языку
2006-2007 уч. г. 2007-2008 уч. г. 2008-2009 уч. г.
Ш М Р Ср. Ш М Р Ср. Ш М Р Ср.
Не аттестуются                
        79 86   82,5        
                83 87   85

 

Классы % качества знаний по математике
2006-2007 уч. г. 2007-2008 уч. г. 2008-2009 уч. г.
Ш М Р Ср. Ш М Р Ср. Ш М Р Ср.
Не аттестуются                
        83 91   87        
                82 83   82,5

 По началу родители критиковали, не хотели вникнуть в суть, навязывали свою точку зрения. Но в результате систематической работы, целенаправленной совместной деятельности мы пришли к тому, что в классе нет ни одного ребёнка, не познавшего успеха в учении, не пережившего радости от того, что трудности преодолены. Положительный результат обучения вижу в том, что многие родители из равнодушных наблюдателей стали сторонниками УМК "Гармония", а анкетирование учащихся показало 100% желание детей учиться.