Интегрированный урок (химия + география + экология) по теме "Вода в природе". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


 Тип урока (по целям): 1) комплексное применение знаний, умений, навыков; 2) обобщение и систематизация знаний.
 Форма организации урока: общеклассная.
 Урок рассчитан на 2 академических часа (урока).

 Задачи урока: образовательные – выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, обобщить знания учащихся о воде и дополнить их новыми сведениями; развивающие – развить умение объяснять особенности воды, анализируя и сопоставляя различные статистические материалы и наглядные пособия, а также познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитательные – доказать необходимость беречь воду и защищать её от загрязнений, воспитать экологическую культуру учащихся.

 Оборудование: глобус, плакат «Запасы воды в природе», макет «Загрязнение водоёма», стёклышки, пробирки, спиртовки (для опыта), таблички и бейджики для «интервью в телепередаче», «GREENPEASE», журналистов.

 Подготовительный этап: учащийся, выступающий в роли репортёра-оператора, должен изготовить макет на тему «Загрязнение водоёма»; двое учащихся делают рисунок на тему «Вода в природе» (после рассказывают о нём), учащиеся, принимающие участие в интервью и олимпиаде делают таблички и бейджики с названиями организаций и телерадиокомпаний; также учащиеся готовят два доклада по темам «Водные ресурсы» и «Загрязнение воды».

Ход урока:

 I. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока. Вступительное слово.
Учитель химии: «Тема нашего урока – «Вода в природе». Это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета, и возникло всё живое на ней. Если бы на Земле не было воды, то не было бы растений, животных и нас с вами. Мы будем говорить о том, где встречается вода в природе, каково её значение и применение, об очистке питьевой воды, её физических свойствах, о проблеме нехватки чистой воды».

 II. Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний.
1. Повторение понятий, связанных с химическими элементами.
Учитель химии: «Прежде, чем начать наш разговор, повторим некоторые понятия».
Задание №1. В каждой группе веществ, формулы которых записаны на доске (экране), найдите пятое лишнее, ответ обоснуйте:

  1. H2O, Al2O3, H2CO3, Cu, NaCl (ответ: Cu, так как это простое вещество);
  2. Cl2 , H2O, S, H2, Fe (ответ: Н2О, так как это сложное вещество);
  3. CO2, FeO, Al2O3, H2SO4, H2O (ответ: H2SO4, так как это не оксид);
  4. Fe2O3, CuO, FeO, MgO, CO2 (ответ: СО2, так как это оксид неметалла).

Задание №2. Дайте определение понятиям «простое вещество», «сложное вещество», «оксид».
2. Рассказ о воде и характеристика плаката.
Учитель географии: «Вода - самое распространенное вещество на планете; она занимает ¾ поверхности Земли. Это видно на глобусе (показывает его). Запасы воды в различных водных объектах неодинаковы. Посмотрите на плакат, отсюда следует, что всю воду на Земле, в том или ином количестве использует человек в различных целях. Чтобы в этом убедиться, мы послушаем доклад по теме «Водные ресурсы».
3. Доклад по теме «Водные ресурсы»
4. Лабораторный опыт.
Учитель химии: «Для того, чтобы человек мог использовать воду для питья, ее сначала очищают. И делается так:
- вода поступает из реки в бассейн, решетка которого задерживает крупные предметы;
- отстаивается в бассейне, где частицы песка оседают на дно;
- мутная вода с мельчайшими частицами из колодца поступает на фильтр, который ее очищает;
- главный насос поднимает воду в водонапорную башню, но сначала ее очищают хлором или озоном.
В некоторых случаях используют химико-биологическую очистку воды. Отстойники заселяют хлореллой. Это одноклеточное растение, быстро размножаясь, поглощает из воды углекислый газ и некоторые вредные вещества. В результате вода очищается, а хлореллу используют в качестве корма для скота.
А теперь лабораторным опытом испытаем, какая вода течёт из наших кранов».
Далее учитель проводит вместе с учащимися опыт (они выпаривают воду, остаётся осадок), чтобы прийти к выводу, что вода – это смесь веществ!
5. Характеристика ресурса.
6. Доклад по теме: «Загрязнение воды».
7.  Характеристика макета.
Учитель географии: « Сегодня к нам на передачу пришла группа экспертов,
состоящих из представителя санитарной эпидемической станции и телевизионного репортёра-оператора в одном лице, которого мы попросили некоторое время поработать в экспертной группе. И вот недавно он побывал на месте работы одного промышленного предприятия России и сейчас покажет свою видеозапись и расскажет о ней». Далее учащийся, выступающий в роли репортёра показывает свой заранее подготовленный макет водоёма (это может быть также рисунок, компьютерная презентация, настоящая видеозапись, фотографии) и рассказывает о том, что водоём загрязнён из-за работы расположенного рядом предприятия.
8. Интервью в телепередаче (учащиеся выступают в роли директоров заводов и представителей СЭС).
Учитель географии: «Интересно, кто директор этого предприятия? К нам в студию пришли директора двух промышленных предприятий (металлургического завода и целлюлозно-бумажного комбината), расположенных вблизи от загрязнённого водоёма, показанного в видеосюжете, а также представитель СЭС. И после того, как санэпидемиолог задаст свои вопросы директорам, мы узнаем, кто хозяин «грязного завода». Далее задаются вопросы о работе предприятий, об очистке сточных вод, количестве выбросов, установленных фильтрах. Выясняется, что у одного директора отсутствует система очистных сооружений и отходы завода поступают в водоём.
9. Группа учащихся в роли представителей «GREENPEASE» загадывает загадки о воде остальным учащимся.
Учитель химии: «У нас в классе присутствуют ребята из «Гринписа», но сегодня они не будут протестовать, а постараются сплотить нас вокруг общей проблемы под названием «Вода». Для этого они будут задавать нам загадки о воде. Ваша задача – отвечать правильно!»

 Загадки:

  1. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Ручеёк).
  2. Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная. (Озеро, пруд).
  3. В новой стене, в круглом окне днём стекло, за ночь вставлено. (Прорубь).
  4. Меня частенько просят, ждут, а только покажусь – все прятаться бегут. (Дождь).
  5. На дворе – горой, а в избе – водой. (Снег).
  6. Выросло, сповыросло, как борода повылезло. Солнышко встало – ничего не стало. (Сосульки).
  7. Что видно, когда ничего не видно. (Туман).
  8. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает. Он от матери рождён, сам её рождает. (Лёд).

10. Характеристика физических свойств чистой воды. (Учитель химии).
- Mr (Н2О) = 18
- Н2О бывает в трёх состояниях – жидком, твёрдом и газообразном.
11. Олимпиада (4 журналиста задают учащимся вопросы о воде и водных ресурсах).
Вопросы:

  1. Что такое водные ресурсы?
  2. Уменьшается ли количество воды в природе в результате её использования человеком?
  3. Почему не иссякает пресная вода в природе?
  4. Как вы думаете, в озере или в реке вода от загрязнения очистится быстрее? Почему?
  5. Для чего люди строят каналы? А водохранилища?
  6. Чем водопользование отличается от водопотребления?
  7. Загрязняет ли воду сельское хозяйство? Чем?
  8. Какие меры принимаются в нашей стране по охране водных ресурсов?

 III. Подведение итогов урока.
Учитель химии: «Кто-то сказал: «Мы живём словно на пороховой бочке, бомба замедленного действия – вода». Задача каждого из нас – сделать так, чтобы эта бомба никогда не взорвалась; а для этого мы должны беречь воду и охранять её от загрязнений!»