Путешествие по океану орфографических знаний

Разделы: Русский язык


I. Постановка задачи урока.

Урок начинается с определения задачи урока: «Сегодня мы отправимся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний. Во время нашего путе­шествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знание этих законов. Итак, в путь!»

II.Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.
-Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе и овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать?!

Задания к классу:
1.Итальянцы называли этот овощ золотым яблоком.
2. Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что означает «го­лова».
3.Огородное растение с крупными семенами-горошинами
4.Этот овощ получил свое название агурос за то, что в отличие от других овощей, его едят неспелым.
5. Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель, как и трюфель, они растут в земле.
6.Про этот овощ сложена загадка «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали».

По мере отгадывания загадок-заданий дети записывали в тетради названия каждого овоща. На доске появлялось изображение того или иного овоща. Записывая слова, учащиеся обозначали в них ударение, подчеркивали буквы, написание  которых надо запомнить:
Помидор, капуста, огурец, горох, картофель, морковь

Проверка выполненного задания проводилась по вопросам:
1)Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные.
2)Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную о.
3)Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста.?
4)Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить? (Ответ на последний вопрос дал возможность обобщить, что в русском языке есть слова, в ко­торых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запом­нить.)

III. Введение нового слова.

-Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безвет­ренные дни. А такие дни раньше называли словом погода. Когда шел дождь, мела метель, то говорили, что на улице непогода, ненастье. Сейчас словом погода назы­вают любое состояние атмосферы.
На доске открывается надпись: погода – непогода.
Детям предлагается исследовать: Можно ли проверить безударную гласную в каж­дом из слов. Попытка проверить безударную гласную в корне не приводит к поло­жительным результатам, делается вывод, что безударную гласную о в словах погода и непогода надо запомнить.
Второклассники записывают слова в тетрадь, разгадывают по схемам, какие слова, однокоренные к данным, спрятались в схемах, обращают внимание на чередование согласных г и ж в корнях слов.

Вопрос «Как пишутся корни в однокоренных словах?» заключает лексико-орфогра­фическую работу с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями и является переходом к изучению правил о правописании корней однокоренных слов.

IV. На острове безударных гласных. Упражнение в написании слов с безудар­ными гласными.

-Мы в Океане Орфографических Знаний, приближаемся к острову Безударных глас­ных. НО вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их нам поможет только королева Ударение. Как вы думаете, почему?
(На доске дети видят остров, его королеву, под островом сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты медузами.)
Второклассники догадываются, что проверить безударную гласную можно ударе­нием. Учитель помогает детям освободить жителей острова от злых медуз  в данных сочетаниях слов:

К…менистое дно
К…лючий ерш 
М..л..дая чайка

п…тнистый осьминог 
п…л…сатый краб 
ск…листый бер…г

м…рской к…нек
с…леные  брызги
к…товая акула

З…л…неют водоросли, в…лнуется море, уд…вительная рыба, вд…л…ке от острова, пос…лился рак,  вьются рыбы-прил…палы.
Работа проводится индивидуально. У доски работают три ученика – капитаны ко­рабля: каждый со своим столбиком сочетаний слов. Класс – с сочетаниями слов, на­писанными в строчку. Задание для всех одинаково: убрать медузу и вставить нуж­ную безударную гласную.
Проверка выполненного задания: капитаны называют каждое слово в словосочета­нии, доказывают, почему именно эту, а не другую гласную нужно написать. Класс оценивает правильность ответов.  Задание, предложенное классу,  проверяется с по­мощью сигнальных карточек. (Освобожденные от медуз буквы возвращаются на остров Безударных гласных.) Данный этап урока заканчивается вопросом учителя и ответами на них детей:
-Какие гласные чаще всего бывают «ошибкоопасными» в безударном положении?
-Как проверить безударную гласную в корне, проверяемую ударением?

V. На острове Парных согласных по глухости-звонкости. Упражнение в написании слов с парными согласными на конце и в середине слова.

Плавание продолжается. На нашем пути остров Парных согласных по глухости-звонкости. Здесь еще утро, некоторые из звуков еще не проснулись. Произнесите звуки парами, и «спящие» тут же проснутся. Дети произносят звуки [д] – [т],  [д́́] -  [т́]- …, а учитель открывает проснувшиеся звуки. Правит этим островом господин Гласный и его помощники – добрые волшебники – звонкие согласные [р] , [л], [м], [н]. Кто догадался, почему? (Учащиеся вспоминают правило проверки парных согласных по глухости-звонкости, если они находятся на конце и перед другими согласными в середине слова.) Сейчас вы должны доказать умение обозначать на письме буквами парные согласные звуки в «ошибкоопасных» местах в слове. А задание для вас следующее: я буду читать предложения,  а вы найдете в них слова с парным согласным, требую­щим проверки, и напишете их в тетрадь.

Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селедка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ерш, уползла улитка.

Проверка проводится комментировано. Затем учитель предлагает детям восстано­вить устно записанные  предложения по опорным словам и озаглавить текст. В за­ключение этого этапа подводится итог: как же проверить на письме буквы, обозна­чающие парный согласный по глухости-звонкости на конце слова или в середине перед другими согласными.

VI. НА острове Непроизносимых согласных. Письмо по памяти.

-Смотрите, вот еще один остров! Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне которых есть сочетание согласных, то один из согласных звуков теряется, как будто бы в этом слове его и нет. Кто догадался, как называется этот остров? Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву? (Дети называют правило проверки непроизносимых согласных в корне слова).
А теперь задание: нужна ли на месте вопросительного знака (?) в словах предложе­ния какая-либо буква? Докажите правильность своего ответа.

Дуют ветры ярос?ные,
Гонят лодки парус?ные.
(В. Маяковский.)

VII.Остров Пиратов. Самостоятельная работа.

-Наш корабль приближается еще к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает. Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пи­шет с ошибками. Пираты предлагают вам записать текст под диктовку. Тех, кто на­пишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров. Докажем, что все мы хорошо знаем правила орфографии, запишем предложения. Морские жители- известные хитрецы. Они всегда ловко прячутся от своих врагов.

VIII. Домашнее задание.
После самостоятельной проверки учащимся предлагается в качестве домашнего за­дания по данному началу продолжить текст про морских жителей.

IX. Подведение итогов урока.
-Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота, задают вам вопрос: какие три правила учат правильно писать буквы в корне слова?
Второклассники вспоминают еще раз правила и приводят примеры на эти правила.