Разработка урока в 6-м классе по теме "В мастерской художника слова". А.С. Пушкин. "Зимнее утро"

Разделы: Литература


Цель:

  1. Оживить в памяти учащихся знакомые по начальной школе стихи поэта, а главное – пробудить учащихся к творчеству, к пониманию произведения.
  2. Научить выразительному чтению стихотворения.
  3. Воспитать бережное отношение к русскому слову, любви к родной природе.
  4. Развить чувство прекрасного на примерах произведений искусства: музыки, литературы, живописи.

Методы:

  • частично- поисковый;
  • словесные: беседа, рассказ, слово учителя;
  • наглядный;
  • творческий.

Оборудование:

  • выставка работ ребят их художественной школы и местных художников;
  • ДВД – записи, мультимедийное сопровождение с фотографиями, картинами на тему “Зима”.

Ход урока

Слово учителя.

На фоне музыки Чайковского “Времена года” звучат тихо слова учителя:

– Сейчас стоит осень – любимое время года великого русского поэта А.С.Пушкина. На улице октябрь, который срывает последний лист; пройдет ноябрь с дождями, слякотью, первым морозцем и наступит она – красавица – зима. Русская зима завывает метелями, искрит, слепит белоснежным снегом, который скрипит под ногами, тянет морозцем, обжигает щеки, бодрит, веселит.

Русскую зиму описывали в своих произведениях художники, ею восхищались поэты, ей посвящали свои мелодии композиторы.

Звучит мелодия из произведения Чайковского “Зима”. В это же время гаснет свет, и на экране проецируются слайды с зимним пейзажем. (Работы ребят из художественной школы и произведения искусства местных художников).

Вопрос: Что вы чувствуете? Какие мелодии, тональность, ритм, настроение?

Каждая из картин вызывает разные чувства, так как автор хотел выразить все по-своему, по-разному.

Посмотрите на выставку: здесь представлены картины выдающихся художников, фотографов, которые запечатлели нашу зимушку в разное время. Обратите внимание, какими красками пользуются художники при описании картин. Опишите любую из них. Какие чувства вызывают у вас эти картины?

Устное описание картины (23 ученика).

А теперь представьте себе, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну. Изумленно охаете. Что же вы там видите? Попробуйте рассказать, передать это нам.

Рассказ учащегося.

А сейчас вы узнаете, как об этом говорит А.С.Пушкин в стихотворении “Зимнее утро”.

Запись темы урока.

Слово учителя, записанное на диск. Существует воспоминанье. Зимой 1829 года Пушкин жил в имении матери – Михайловском, ему нужно было заработать деньги для женитьбы на Н.Н.Гончаровой. Он много писал, но не всегда приходила муза. Иногда тоска захватывала поэта. И вот в один из длинных скучных зимних вечеров он велел запрячь сани и помчался к своим тверским друзьям. Кони летели во весь дух. Дул ветерок, мела поземка. Когда подъезжали к имению, разыгралась сильная буря, не было видно низги. Кое-как добрались до дома. Друзья встретили Пушкина с радостью, зажгли свечи, разожгли камин, “все пошло вверх дном; смех, шутки, говор так и раздаются по комнатам”. Веселье продолжалось до утра. Пушкина отвели в отдельную комнату, где в печи догорали последние дрова. Было темно на улице. Его охватило вдохновение. Вы уже знаете о роли вдохновения в жизни каждого человека. А особенно для поэта. Пушкин сел к столу, на котором горела свеча( В классе гаснет свет и зажигается свеча), взял перо и полились строчки

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…….

И вот поэт дописал последнюю строчку, улыбнулся загадочно и пошел спать.

Утром в комнату зашел слуга, Пушкин еще спал, зажег свечу, затопил печь, увидел на столе исписанные листы, взял их и прочел:

Мороз и солнце; день чудесный!

Каково же было удивление слуги, когда он вышел на улицу и действительно увидел, что на улице: “под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит”.

Но это только воспоминание….

Вопрос. Как же автору удалось предвидеть перемены в погоде? Это и сейчас для нас остается загадкой. И, тем не менее, эти стихи появились. Заглянем в мастерскую поэта. Вот как передает свое чувство А.С.Пушкин.

Прослушивание стихотворения. (Запись на диске образцового чтения учителем или подготовленным учеником.)

Вопрос. Так прочитал стихотворение актер, а как же должен прочесть каждый из вас?

Выразительное чтение. Работа в парах. Звучит музыка .

Анализ стихотворения.

Вопрос.

– Как же меняется настроение стихотворения ? Найдите это в тексте.

Ответ учащегося. После слов.

А и ты печальная сидела,
А нынче. Погляди в окно…

от печальных воспоминаний переходим к светлой радости.

Да, теперь все преображается, блестит, сверкает. Чувство радости растет, требует движения, хочется навестить милые сердцу места. Звучит музыка.

Вопрос.

– Какие художественные средства помогают понять, передать нам настроение, чувства поэта?

– Какие художественные средства поэтической речи вы знаете? (Эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, антитеза).

Беседа с элементами анализа.

– Какие же средства выразительности использует здесь автор?

– Прочитайте, найдите, постарайтесь доказать, можете работать в парах, группах.

– Назовите основные изобразительно-выразительные средства, используемые в стихотворении, приведите их примеры.

– Какое лирическое чувство передает автор данным стихотворением?

– Удалось ли ему передать вам свое настроение?

Попытаемся понять чувства автора.

  1. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
  2. Сразу ли возникает в произведении чувство радости, восторга перед миром?
  3. Какие краски использует поэт в четвертой и второй строфе?
  4. Почему Пушкин употребил в четвертой строфе слово “янтарный”, говорят о солнечном свете. Значение слова янтарный- янтарный не просто желтый солнечный, но прозрачный (смола, слеза, ясный, светлый).
  5. В каких строчках вы видели желание поэта покинуть теплый кров и устремиться вдаль? Ср. бурая кобылка – нетерпеливый конь.
  6. Почему возможно это поистине чудесное преображение в стихотворении? Вечер-утро, печаль-радость, бурая кобылка - нетерпеливый конь.

Картина, нарисованная во П. строфе противопоставляется картине утра.

Вечер –  утро
Вечер – это символ чего?
Конец дня, умирание, темнота
А утро? Рождение нового, начало, рассвет

– Сравните 1. и 2. строфа.

– Какие слова использует автор? Какие краски помогают понять настроение автора?

П стр.: злилась, мгла, бледные, мрачные, печальные.

1 стр.: великолепными, блестя, блестит, озарена, веселым, приятно.

Импровизация. Читая строфы, в которых изображается зимнее утро, постарайтесь представить себе эти картины: сверкающий на солнце снег, далекий лес, иней на ветках ели…Мультимедийные презентации. Работы учащихся.

А главное – передать чувство радости, удивления, неожиданности.

– Ну а картины вчерашнего вечера, как ее прочитать? (Стихи будут звучать тревожно, печально, возникают образы: вьюга, мгла, луна…)

Вывод. Вопросы.

– Как же художественные средства помогают автору создать великолепную картину зимнего утра?

– Вы убедились в том, что художником быть непросто?

– Действительно, Пушкин необыкновенный поэт?

Выразительное чтение стихотворения учащимися (23).

Проверочная работа. Тест по стихотворению А.С. Пушкина “ Зимнее утро”.

Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Анализ стихотворения.