Педагогическая мастерская "Воспитательная система класса"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: Сформировать представление о воспитательной системе класса

Задачи:

1. Закрепить понятие "воспитательная система школы"

2. Выявить компоненты воспитательной системы класса, этапы развития и их основные характеристики

3. Проанализировать различные подходы к технологии проектирования воспитательной системы класса

4. Подготовить участников мастерской к разработке модели воспитательной системы класса

Презентация.

1. Организационный момент: посадка по кругу, приветствие, знакомство с правилами работы в педагогической мастерской.  
2. Звучит песня о школе :::..

- Закончите предложение "Вспоминая свой школьный класс я:" (студенты высказываются по кругу)

 
3. - Обратите внимание на стены класса, на них развешены карточки с информацией. Я предлагаю вам встать, походить, почитать и вспомнить все то, с чем мы уже знакомились на предшествующих занятиях.  
4. - Подумайте над таким вопросом: что общего между вашими воспоминаниями и тем, что вы прочитали? (ответы студентов)

- Можно утверждать, что наши добрые воспоминания о классе связаны с воспитательной деятельностью, с бессистемной или системной. О классе, где эта деятельность была последовательной и логичной, наверное, говорили - классная воспитательная система.

- Я приглашаю Вас к разговору на тему: Воспитательная система класса.

 

 

Слайд 1

5. - Давайте вспомним понятие "воспитательная система".

- Попробуйте сформулировать определение воспитательной системы класса (индивидуальная работа на листочках).

Слайд 2
6. Обсудите в малой группе и выработайте общее определение воспитательная система класса (группы представляют свои варианты определений).  
7. 7. Обратите внимание на экран, перед вами два определения воспитательной системы класса. Можно ли утверждать, что эти определения похожи? А вами составленные определения имеют сходство с авторскими? Слайд 3
8. Итак, воспитательная система класса - это, прежде всего совокупность компонентов. А из каких компонентов состоит воспитательная система класса, вам предстоит определить в малой группе. Каждая группа получает полоски бумаги (5-6) на каждую полоску пишут по одному из компонентов. Результатом этой работы у каждой группы получится структура воспитательной системы класса.

Но сначала послушайте знакомые вам песни и посмотрите на экран, возможно, здесь кроются подсказки: (работа в группах, представление от групп)

Слайд 4-10
9. Обратите внимание на экран. Теоретик и практик Е.Н.Степанов предлагает следующие компоненты воспитательной системы класса:

1. Индивидуально-групповой

2. Ценностно-ориентационный

3. Функционально-деятельностный

4. Пространственно-временной

5. Диагностико-аналитический

Слайд 11
10. Я предлагаю рассмотреть каждый компонент и его составные части ( внимание на экран)  
  Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты

Составные части (элементы) компонентов

Индивидуально-групповой

 Классный руководитель (воспитатель)

 Учащиеся

 Родители

 Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива

Ценностно-ориентационный

 Цели задачи воспитания

 Перспективы жизнедеятельности классного сообщества

 Принципы построения воспитатель-ной системы и жизнедеятельности класса

Функционально-деятельностный

 Системаобразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения

 Основные функции воспитательной системы

 Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества

Пространственно- временной

 Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда

 Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых

 Место и роль класса в воспитатель-ном пространстве образовательного учреждения

 Этапы становления и развития воспитательной системы

Диагностико-аналитический

 Критерии эффективности воспитательной системы

 Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы

 Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов

 

Слайд 12-16

11. . Упражнение "ДА", "НЕТ", "НЕ ЗНАЮ". НА экране по одному появляются утверждения, студенту необходимо сделать выбор, если есть необходимость можно прокомментировать.

Школьный класс - это компонент воспитательной системы школы. 2.Школьный класс - это не всегда система

Сколько классных руководителей - столько и воспитательных систем класса

Если нет воспитательной системы школы, то не может быть и воспитательной системы класса

Поменялся классный руководитель - поменялась система класса

Опыт создания системы класса можно повторить только на уровне структуры

Система класса развивается и проходит несколько этапов

7.Развитие воспитательной системы класса всегда начинается с моделирования

Слайд-17
12. Любая система проходит в своем развитии определенные этапы. Вспомните этапы развития воспитательной системы школы

1 - проектирования

2 - становления

3 - стабильное функционирование

4 - завершение функционирования или коренное обновление. Эти этапы характерны и для развития класса.

 
13. В чем значение воспитательной системы, в чем ее целесообразность?

Кто хотел бы прокомментировать?

Слайд 18
14. Для чего нужно иметь представление о сущности воспитательной системы класса? Для большой эффективности и результативности и в этом может помочь моделирование .

Моделирование воспитательной системы класса - это процесс взаимодействия субъектов СК по формированию представления о важнейших компонентах воспитательной системы класса, о путях, способах и этапах построения воспитательной системы класса.

Слайд 19
15. В моделирование воспитательной системы класса Е.Н.Степанов выделяет 3 направления совместной деятельности классного руководителя с детьми, учителями, родителями:

- изучение учащихся, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;

- проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности класса;

- со - создание развивающей среды личности ребенка, развитие и сплочение классного коллектива.

Слайд 20
16. Что необходимо для того, чтобы создать модель процесса построения воспитательной системы класса? (варианты ответов обобщаются, и предлагается следующая таблица)

Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Формы и методы реализации задач

 
17. . Каждая микрогруппа получает конструктор, состоящий из 12 карточек. Задание группам: составить таблицу, из которой видна модель построения воспитательной системы класса (работа в группах) По завершению работы предлагается сверить свою таблицу с автором (включается слайд) Слайд 21
18. Моделирование воспитательной системы класса - сложный и длительный процесс т.к. изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка заставляют корректировать первоначальную модель.  
19. Технология проектирования воспитательной системы класса.

I.Диагностический этап

1.Выявление уровня воспитанности учащихся, степени сформированности коллектива, коллективистских отношений

2. Круг интересов учащихся, их способности, декларируемые ценности, взаимоотношения в классе

3. Выявление проблем в классе (дети-изгои, дети с отклонениями в поведении, уровень культуры общения)

4. Определение цели, задач и направлений воспитательной системы класса

II.Проектирование воспитательной системы класса

1. Определение направлений и содержания воспитательной работы

2. Выделение видов деятельности, форм и условий организации воспитательной работы.

3. Взаимодействие с родителями

III.Критерии и оценка деятельности классного руководителя и уровня воспитанности учащихся

Слайд 22
20 Существуют различные формы моделей. Чаще всего можно видеть концептуальную модель (концепция, концепция ВСК)

На основе программы можно составить план работы классного руководителя

 
21. Целью нашего занятия было смастерить знание о воспитательной системе класса.

Каждый смастерил собственное знание, каждый по-своему продвинулся вперед и это нормально. Давайте попробуем записать в тетрадь те знания, которые вы смастерили для себя. Может кто-то выразит схемой, может это будет рисунок, стих - главное, чтобы вы сказали сами себе "теперь я знаю о воспитательной системы класса..." начинаем работать ( 3 мин)

А теперь разрешаю делать то, что часто запрещаю, подсмотрите в тетрадь соседа и спишите у него те мысли, которые у вас не оказались

Игра "шпаргалка"

Загляни в тетрадь соседа!
Молчаливая беседа
Пусть поможет вам понять,
Что сумели вы узнать!

 

 

 

 

 

Слайд 23

22. Рефлексия: "Я-сообщения"

Я задумался над вопросом, я теперь буду думать над вопросом, я буду искать ответ на вопрос:

Мои чувства, мысли, личные открытия сегодня на мастерской:

Мастерская как форма приобретения знаний для меня:

Слайд 24
  Литература.
  1. Степанов Е.Н. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие// Классный руководитель. - №1. - М., 1998г.
  2. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М., 2004г.
  3. Степанов П.В. Как создать воспитательную систему школы. - М., 2006г.
  4. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в ВСШ. - М., 2008г.
  5. Григорьев Д.В. ВСШ: от а до я.- М., 2006г.
  6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. - М., 2001г.
  7. Караковский В.А. Новикова М.И. "Воспитание? Воспитание: Воспитание!". - М., 1996г.
Слайд 25