Внеклассное занятие по педагогике "Хвала уроку" (конкурс)

Разделы: Общепедагогические технологии


1. Вступление.

– Добрый день!

– Объявляем II тур олимпиады по педагогике открытым. Меня зовут ...

Сегодня я буду ведущей.

– Приветствую уважаемое жюри, гостей, участников олимпиады. В нашей встрече принимают участие 5 команд – представители 5 студенческих групп. Для удобства мы присвоили вам номера (1–5).

– Наша встреча будет проходить в форме конкурса, поэтому представляю жюри.

Александр Андреевич – выпускник пед. колледжа, студент 5-го курса университета, факультет физического воспитания.

Анна Геннадьевна – студентка 5-го курса университета, факультет психологии.

Ольга Владимировна – выпускница пед. колледжа, преподаватель.

Объявляю критерии конкурса:

  1. Умение точно, правильно и быстро передать информацию, продемонстрировать свои знания по педагогике.
  2. Ваше творчество, сообразительность.
  3. Владение пед. техникой.
  4. Умение внимательно слушать товарищей.
  5. Умение дружно, согласованно работать.

Оценивание будет проходить по шести бальной системе. Имеется регламент выполнения заданий.

Постановка целей и задач.

Какие цели и задачи преследуем на сегодняшней встрече?

Проверить насколько серьезно, усердно вы изучали раздел: “Дидактика”, которая является фундаментом учительской профессии.

– Побудить вас к активному самосовершенствованию, к стремлению стать учителем-мастером.

– Способствовать развитию Вашего творческого потенциала.

Мы долго думали с организаторами конкурса и над формой мероприятия и решили провести урок-конкурс.

– Почему именно в этой форме? Ваше мнение.

(Учитель проводит мастер–класс для студентов. Идет нетрадиционное закрепление изученного в учебном процессе. У студентов есть возможность проявить творчество).

– Вы дали нам обратную связь, выразили свое позитивное отношение, вам нравится эта идея и поэтому предлагаем название нашего конкурса: “Хвала уроку”.

– Как мы знаем, урок имеет свою определенную структуру.

Проверка д/з
Актуализация знаний
Постановка целей и задач.
Проверка понимания
Упражнения
Обобщение. Итог. Рефлексия

– Какой этап мы сейчас осуществили? Организационное начало.

– Какова цель этапа? (Знакомство, сообщение целей встречи).

– Выполнили цель?

– Далее мы попытаемся реализовать и другие этапы урока.

– Д/з может быть представлено в форме заранее подготовленной самопрезентации. Далее переходим к конкурсным заданиям.

2. Основная часть. Конкурсные задания.

Что такое дидактика?

(Наука об обучении, образовании, целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах).

Какие проблемы, вопросы исследуются в дидактике?

1 задание (разминка).

На отдельных карточках (информация появляется на доске по ходу ответов студентов)

  1. Процесс обучения.
  2. Принципы и закономерности.
  3. Содержание образования
  4. Методы обучения.
  5. Проверка и оценка ЗУН и др.

– Что получилось? (Обобщающая опора.)

– Предлагаю работу, согласно опоре.

– Опираясь на ваши знания раскроем некоторые из указанных проблем через конкретные вопросы.

Каждая команда отвечает на один вопрос.

1) Сформулируйте определение понятия “процесс обучения”.

(Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно–познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями, навыками, развитию творчества, мировоззрения, нравственно–эстетических взглядов и убеждений.)

2) Что следует понимать под содержанием образования?

(Чему учить детей,, чем они (дети) должны овладеть. Система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственных идей, которыми необходимо овладеть учащимися в процессе обучения). Назовите дидактические принципы.

(Научность, проблемностъ, наглядность, активность и сознательность, доступность, систематичность и последовательность, прочность и др. Т.е. процесс усвоения новых знаний требует:

  • глубокой научной доказательности теоретических положений;
  • соблюдение принципа историзма;
  • использование новых идей, достижений в обучении;
  • восприятие этих знаний всеми органами чувств;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей;
  • побуждение у учащихся потребности в овладении знаниями;
  • развитие мыслительных операций (анализ, синтез...);
  • установления связи нового с ранее изученным и др.

4) Что следует понимать под методами и приемами обучения? (Метод по греч. – способ, путь достижения цели.)

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и определяемые им способы учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение, изучение материалом. Прием составная часть или отдельная сторона метода).

5) Какие методы и виды проверки и оценки успеваемости учащихся используются в современной школе?

(Проверка и оценка связана с определенным этапом обучения:

  • текущая проверка (почти на каждом уроке);
  • в конце четверти;
  • годовая;
  • выпускные и переводные экзамены.

Методы:

  • наблюдение
  • устный опрос
  • выставление поурочного балла.
  • контрольная работа
  • проверка д/з
  • тестирование,
  • программированный опрос.

– Какой этап осуществили? (Проверка понимания).

– Какова цель этапа? (Проверка знаний.)

Сумели реализовать цель?

2 задание.

Конкурс “Кто это?”

(Вопросы участникам на карточках, имеются с ответами у жюри.)

– Для того, чтобы хорошо знать дидактику, необходимо знать исторический аспект раздела.

– Предлагаю конкурс “Кто это?”

На руках у каждого участника конкурса набор карточек, на которых написано Ф.И.О. выдающихся педагогов.

Задание: зачитывается текст, каждый участник должен поднять ту карточку, на которой, по его мнению, написаны нужные Ф.И.О.

1) “В 22 года ему была присуждена степень кандидата юриспруденции. Его блестящий труд “О камеральном образовании” выдвинул его в первые ряды ученых того времени. Главное сочинение этого прекрасного педагога “Педагогическая антропология” (1 т – Человек как предмет воспитания) положила начало новой отрасли современной педагогики – педагогической психологии.

В юношеском дневнике он так сформулировал цель своей жизни: “Сделать как можно более пользы моему отечеству”. Он достиг цели. Кто это? (Дополнительная информация для ведущего. Основоположник научной педагогики в России. Разработал цельную дидактическую систему. В 1945 году в нашей стране учреждена медаль в честь этого выдающегося русского педагога.)

Поднимите карточку (К.Д. Ушинский)

4) Основополагающий принцип его дидактической системы – принцип природосообразности. Ему первому принадлежит идея интеграции научных знаний.

Создатель знаменитых учебников “Мир чувственных вещей в картинках”, “Открытая дверь к языкам”.

Его дидактическая система четко ориентирована на личность ребенка, (Дополнительная информация. Первым обосновал классно–урочную форму организации процесса обучения. Основной труд – “Великая Дидактика” “Впередсмотрящий” так называли его современники.

Кто это? (Я.А. Каменский)

5) Его теория воспитания выросла из практики. В течение 16 лет он талантливо, бесстрашно, бескорыстно осуществлял беспримерный педагогический эксперимент. Детям и подросткам он посвятил всю свою жизнь, ум, талант.

Проблемам воспитания личности он посвятил свои художественные произведения и многие статьи.

С полным правом он мог бы сказать о себе: “Я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам, по голосу, по походке, еще по каким–то мельчайшим завиткам личности..., сравнительно точно предсказывать какая продукция может получаться в каждом отдельном случае из этого сырья”. Кто это? (А.С. Макаренко)

6) 23 года он был бессменным руководителем сельской школы, где создал коллектив единомышленников. Под руководством директора она превратилась в своеобразную авторскую школу. В основу

воспитательного процесса он кладет культ Природы, Ребенка, Человека, Матери. Об этом можно прочитать в его многочисленных книгах. Он считал, что школа – это место где господствует справедливость и царит радость.

Школа должна быть школой радости, и это может добиться каждый коллектив учителей, если в основу своих отношений с учащимися положит справедливость, гуманность, доброжелательность и чуткость. Об этом педагогическом таланте мы с полной уверенностью могли бы сказать его же словами – “Я сердце отдал детям”. Кто это? (В.А.Сухомлинский)

Какова цель данного задания? (Исторический аспект педагогики).

Сумели реализовать?

3 задание. Конкурс вопросов.

Если мы откроем любой современный учебник по педагогике и прочитаем, что там написано о вашей предстоящей педагогической деятельности, то первое, что бросается в глаза – это представление педагогического процесса как динамической системы, где основными компонентами будут – педагоги, воспитуемые, условия, цели воспитания и обучения.

Мы вспомнили это, конечно, не случайно. Именно педагогическому процессу будет сейчас уделено ваше пристальное внимание.

Итак, задание. Объявляется конкурс на лучший вопрос по теме “процесс обучения”. Условие: вопросы должны быть содержательными, актуальными, правильно сформулированными.

Проверка команд (команды по очереди задают друг другу по выбору свой вопрос). Учитываются и вопросы, и интересные ответы.

Какова цель задания? (Проявить творчество, показать знания о процессе обучения об уроке, как основной форме обучения).

Сумели реализовать цель?

4 задание. Определи педагогические способности.

Важнейший элемент структуры педагогического мастерства – способности. Именно от них, прежде всего, зависит успешность педагогической деятельности. Вот поэтому следующее наше задание связано с определением педагогических способностей.

Задание. Будет называться отличительная особенность учителя, даваться его образная характеристика. Ваша задача. Попытайтесь определить какие педагогические способности развиты у этого учителя.

1) О таком учителе дети говорят – у него “не хочешь и то поймешь” (т.е. излагает знания в доступной, краткой и интересной форме).

Ответ: дидактические способности.

2) О таком учителе дети говорят– не учитель, а “экстрасенс”: видит тебя насквозь”, (т.е. понимает ученика, представляет себя на его месте, улавливает изменения в состоянии ребенка и класса)

Ответ: перцептивные способности.

3) О таком учителе дети говорят “с ним можно найти общий язык” (т.е. может расположить к себе, установить контакт, найти правильный подход к ребенку и коллективу).

Ответ: коммуникативные способности. 4) О таком учителе коллеги говорят: “он знает меру во всем” (т.е. умеет находить наиболее удачные способы влияния на ученика и коллектив, сочетает уважение и требовательность к ним, ярко выражена способность владеть собой в любой ситуации). Ответ: педагогический такт.

5) О таком учителе и дети, и коллеги говорят: “дирижер” “мы с ним все придумываем и делаем сами” (т.е. он способен “заряжать” детей и учителей своей энергией и увлеченностью, активизировать их, побудить к хорошим делам и поступкам). Ответ: организаторские способности.

– Какова цель задания? (Проверка знаний по основам педагогического мастерства).

– Сумели реализовать цель?

5 задание. Конкурс “Театр одного актера”.

Учитель часто выступает в роли актера. Поэтому предлагаем Вам проявить свой актерский потенциал.

При выполнении данного задания в этом конкурсе будут учитываться:

  1. Артистичность.
  2. Выразительность вербальных и невербальных средств общения.
  3. Умение перевоплощаться.
  4. Умение точно передавать информацию.

Задание. Изобрази роль, учитывая вышеперечисленные критерии:

  • будущий родитель;
  • преуспевающий бизнесмен;
  • домохозяйка, жена милиционера;
  • учитель, ненавидящий школу;
  • человек, влюбленный в школу.

3.  Подведение итогов.

Жюри подводит итоги. В это время ведущий беседует с участниками конкурса.

– Какой этап нашего урока мы осуществляли? (Упражнения – конкурсные задания.)

Какова цель этого этапа? (Закрепление, проверка знаний, творческая деятельность.)

– Какой тип урока у нас получился? (Закрепление.)

– От чего это зависело? (От цели урока.)

– Какие задачи ставили?

– Сумели реализовать?

– Вам понравилась наша встреча? (Обратная связь участников конкурса.)

– Слово жюри. Награждение.

– Благодарим участников, жюри, присутствующих за активную работу, сотрудничество.

– Завершился конкурс знатоков педагогики “Хвала уроку”.