Урок по окружающему миру. Тема: "О животных домашних и диких"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Познакомить с домашними и дикими животными, пробудить чувство ответственности за судьбу прирученных животных, чувство любви и сострадания к ним.
  • Познакомить детей с многообразием диких животных.
  • Развивать умение находить отличительные признаки.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: рисунки домашних и диких животных, шапочки с изображением птиц и зверей, рисунки с силуэтами животных, фотографии Баргузинского заповедника.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок, он позвал нас на урок.
Будем мы сейчас учиться,
На уроке хорошо трудиться.
Будем мы послушны и внимательны
А урок наш будет замечательным.

2. Введение новой темы

Отгадать загадки (рисунки животных выносим на доску)

Я умею часто мыться
Не водой, а язычком.
Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком. (Кот)

Сама рыжеватая,
Мордочка плутоватая.
Ей не надо пирожка.
Ей бы скушать петушка. (Лиса)

Сидит на ветке,
А не птица,
Есть рыжий хвост,
Да не лисица. (Белка)

К "своим" ласкается,
На "чужих" ругается.
В своём теремочке
Сидит на цепочке. (Собака)

Сзади крючок,
Спереди пятачок. (Свинья)

Великан в бору живёт.
Он сладкоежка - любит мёд.
Когда испортится погода,
Ложится спать, да на полгода. (Медведь)

Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)

Рыжий молокозавод день жуёт,
И ночь жуёт.
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (Корова)

Кто рано встаёт,
Детям спать не даёт? (Петух)

- Как можно назвать все эти слова, одним словом?

- О чём пойдёт речь на уроке?

- На какие две группы можно разделить этих животных? (вывести тему урока)

Прочитать слово по первым буквам рисунка.

- Чем отличаются домашние животные от диких животных?

Домашние животные живут рядом с человеком, который о них заботится: кормит, моет, чистит, даёт им клички. В сельской местности люди строят для своих животных специальные жилища, летом заготавливают для них корм на зиму. Городские жители держат своих питомцев в квартирах, каждый день выгуливают их, дрессируют. Домашние животные любят своих хозяев.

Дикие животные боятся людей, стараются держаться подальше от человеческого жилья. Они сами добывают себе пищу и устраивают жилища. Дикие звери живут независимо от человека.

3. Работа с учебником.

- с. 49 Художник хотел нарисовать домашних животных. Правильно ли он их выбрал?

- В старину говорили: "Собака помнит кто её кормит". Почему так говорили?(ответы детей).

- Рисунок КОШКИ. Задание:

- Придумать кличку. Рассказать о ней.

- Как ты думаешь, чем похожи все кошки на свете?

- Чем различаются?

- Когда у кошки бывают такие глаза?

- Зачем кошка выпускает когти?

4. Физминутка.

Тихо встаньте, улыбнитесь
Все в зверушек превратитесь.
(дети надевают шапочки с изображением птиц, зверей)
Сколько в класс пришло зверей?
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто волк, кто птичка!
Веселее в пляс пускайтесь, все танцуйте, не стесняйтесь!
(танец маленьких утят)

5. Знакомство с жизнью диких животных.

Задание: По отдельным элементам животного, определите, о ком идёт речь. ( о животных рассказывают подготовленные ученики).

БЕЛКА. У зверька светлеет окраска (из рыжеватого становится серой). Белка меняет шерсть на более тёплую, зимнюю. Пищей белке служат летние запасы, семена шишек хвойных растений. Сильные морозы белка пережидает в тайге, прячась в гнезде или дупле. Хорошие когти на ногах позволяют белке легко передвигаться по коре стволов или веткам деревьев.

- Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост? (кисточки спасают уши от обмораживания, хвост не даёт белке кувыркаться в полёте при прыжках с дерева на дерево, хвост у белки своеобразный руль и парашют).

ЛОСЬ. Крупный зверь. Питается растительной пищей (листья, водоросли, грибы). Зимой ест ветки, кору и даже хвою. Длинные ноги несут его по снегу, а раздвинутые копыта не позволяют глубоко проваливаться в болотных местах и снегу.

Лось - очень сильный зверь, настигнутый волками, отбивается рогами и передними копытами. Ударом копыта может проломить голову волку или переломить ему спину и рёбра.

МЕДВЕДЬ. Крупный хищный зверь. Есть несколько видов медведей: бурый, белый, гималайский. В наших лесах живёт бурый медведь. Он всеяден. Питается травой, ягодами, орехами. Ему также необходимо мясо 20 - 30 кг в сутки. Поэтому медведь может завалить и лося, и кабана. Очень любит рыбу. Осенью медведь питается - набирает подкожный жир, который будет греть его зимой. К зимовке зверь готовит себе берлогу: найдёт поваленное дерево, натаскает на него сучья, выроет под деревом яму, а когда выпадет первый снег, уляжется в берлогу и впадает в спячку. Но если зимой что - то нарушит его сон, медведь будет ходить по

лесу, нападать на животных. Может напасть и на человека, такого медведя называют "шатун".

ВОЛК. Хищный, крупный зверь. Питается мясом других животных. Очень умён. Имеет хорошее зрение, слух, чуткое обоняние - отлично чует по запаху других животных. Легко и быстро передвигается. Зимой и лисы, и волки собираются в стаи - легче охотиться. Зимой голод делает волка более смелым, и он заходит ночами в деревни, добывает домашних животных, проникая в сараи. Хвост у волка крупный - служит рулём при погоне. В небольших количествах волки полезны, т.к. они догоняют и убивают, прежде всего, старых, слабых и больных животных, которые заражают остальных. Охотятся на волков зимой. Волчья шкура очень хороша. Шапки и шубы из неё очень тёплые.

6. Знакомство со словом заповедник

В связи с отстрелом животных, количество их сильно сокращается, и чтобы помочь восстанавливать численность животных существуют заповедники.

- Что такое заповедник вы знаете?

(Это природоохранные учреждения. Чтобы сохранить нетронутыми самые разные уголки природы, сохранить редкие виды растений, попытаться восстановить их численность - для этого существуют заповедники. До недавнего времени в стране было 132 заповедника. И среди них очень известен наш Баргузинский (соболиный)). Показ фотографий.

7. Работа с учебником стр. 51

- Угадай, кто едет в поезде. Есть ли среди этих животных домашние?

- Найди ошибки в рисунке - схеме.

- Есть ли у вас друзья - животные? Назовите их.

8. Работа в тетради с. 23

9. Закрепление.

- Игра "Найди своё место"

- Прослушивание песни "Мы в ответе за тех, кого приручили".

10. Итог.

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно запомнилось?