Использование мультимедийных технологий в учебном процессе

Разделы: Информатика


Информационно-коммуникативная компетентность – один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Компьютеры основательно вошли в нашу жизнь, меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее – активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

В этой ситуации возникает вопрос, как на компьютере максимально удобно и эффективно представить нужную информацию для ученика, чтобы облегчить его общение с компьютером, привлечь его внимание, заинтересовать. Здесь, на мой взгляд, большую помощь могут оказать современные мультимедиа технологии, в особенности компьютерная презентация, подготовленная в среде Power Point.

Мультимедиа технологии – это способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций.

В условиях образования мультимедийные продукты выступают как средства коммуникации, а также как выразительное средство в различных педагогических сценариях. Понятие педагогический сценарий означает определенную, заранее заданную последовательность событий учебной ситуации. Каждое из этих событий характеризуется определенной ролью в нем учителя, ученика и образовательного мультимедийного пособия. Некоторые мультимедиа средства разработаны для управления процессом представления учебного материала, и учащиеся в таком случае играют пассивную роль получателя информации. Другие образовательные мультимедийные продукты являются интерактивными в этом смысле, что учащимся принадлежит активная роль – они могут самостоятельно выбирать темы для изучения и переходить от одной темы к другой.

Оперируя мультимедийными пособиями, в своей работе использую 4 типа педагогических сценариев:

  1. Использование мультимедийных линейных образовательных ресурсов – последовательное представление информации. Например, последовательное представление нового для учащихся учебного материала некоторой темы, выполненное с использованием мультимедийных средств, таких как звук, анимация, компьютерное моделирование, видео.
  2. Использование мультимедийных гипертекстовых материалов – непоследовательное представление информации. Это работа с электронными энциклопедиями или Интернет-ресурсами для поиска материалов по теме реферата.
  3. Использование мультимедийных обучающих продуктов – исследовательская деятельность с использованием мультимедиа. Обычно сценарий 3 включает элементы как сценария 1, так и сценария 2.
  4. Использование специальных средств для создания собственных мультимедийных продуктов. Например, учащиеся могут использовать стандартный редактор web-страниц или Power Point вместе с текстовым редактором для создания линейной презентации. В сценариях 1,2,3 ученики рассматриваются как конечные пользователи образовательных мультимедиа, в то время как в сценарии 4 они выступают как разработчики небольших мультимедийных продуктов.

Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения (80%) и органами слуха (15%) (это давно замечено и эффективно используется в кино и на телевидении). Мультимедиа технологии позволяют воздействовать одновременно на эти важнейшие органы чувств человека. Сопровождая динамический визуальный ряд (слайд-шоу, анимацию, видео) звуком, мы можем рассчитывать на большее внимание со стороны ученика. В отличие от видео, мультимедиа технологии позволяют управлять потоком информации, т.е. могут быть интерактивны. Мультимедиа презентации дают прямой доступ к информации. Пользователь может сразу видеть все содержание и переходить к тому, что его заинтересовало. С помощью презентации можно удобно, быстро, технологично и качественно подготовить наглядный материал к конкретному уроку, без усилий создать анимированный слайд, осуществить контроль знаний, обобщить основные этапы урока. Применение методических пособий-презентаций, созданных в программе Power Point, позволяет отказаться почти от всех ТСО старого поколения, поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, показ слайда в “движении”, видео). С помощью презентации можно быстро применить разнообразные формы обучения (фронтальные (при наличии мультимедийного проектора), групповые, индивидуальные), оказывающие огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствующие более глубокому усвоению учебного материала.

Новые информационные технологии активно использую на занятиях по элективному курсу “Основы журналистики” (см. Презентацию). Специфика данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. На занятиях ученики знакомятся с особенностями работы журналиста в печатных изданиях, на радио и телевидении, просматривают и прослушивают радио и телепередачи, определяют их жанровую принадлежность, методы и приемы, используемые авторами, оценивают их уровень мастерства, поэтому почти каждое занятие технически оснащено: телевизором, компьютером, видеомагнитофоном. Кроме этого, на уроках присутствуют справочники, словари, тематический материал периодической печати, а также схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы. В последнее время все перечисленные средства активно использую в виде компьютерной презентации, которую демонстрирую через мультимедийный проектор на экран или индивидуально на компьютеры. Ученики работают в своем индивидуальном темпе и не зависят от того, как быстро справляются с заданиями другие учащиеся.

При изучении тем курса свои лекции сопровождаю показом презентаций. На слайды вынесены основные понятия и определения учебного материала, схемы, фотографии, видеозаписи сюжетов. Во время работы учащиеся создают в тетради конспект новой темы. Для закрепления знаний и приобретения умений и навыков ученики выполняют практические задания по инструкции, используя алгоритм выполнения работы.

Преимущества применения презентации вижу в следующем:

  • презентации, созданные в Power Point, это своего рода мини-конспекты урока;
  • презентация объединяет большое количество демонстрационного материала, освобождая учителя от большого объема иллюстративного материала и всевозможных ТСО.

Компьютерные презентации учащиеся успешно делают сами, когда выступают с докладами, сообщениями на занятиях; защищают проекты, рефераты; делают презентации к конспектам лекций; сопровождают выступление на школьной научно-практической конференции.

Презентации учащихся оцениваются по следующим критериям:

  1. Содержание презентации, оно включает такие условия:
  • раскрытие темы;
  • подача материала (обоснованность разделения на слайды);
  • наличие и обоснованность графического оформления (фотографий, схем, рисунков);
  • грамотность изложения;
  • наличие интересной дополнительной информации по теме проекта;
  • ссылки на источники информации (в т.ч. ресурсы Интернета).
  1. Обоснованное использование эффектов мультимедиа (анимации, видео, звука).
  2. Доклад на заданную тему с использованием своей презентации.

Для самостоятельной работы над лекционным материалом я предлагаю учащимся использовать интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над темой и способ изучения, максимально соответствующий психофизическим особенностям его восприятия.

В процессе обучения журналистскому мастерству большую роль играет умение пользоваться с текстовым редактором, так как учащиеся сами создают, обрабатывают, тиражируют собранный материал, создают тексты, печатаются в периодических изданиях и выпускают школьную газету. Каждому предоставляется возможность поработать корреспондентом, фотографом, художником-оформителем, попробовать себя в редакционной компьютерной обработке своего материала.

Увлеченно работают учащиеся над жанром очерка. Выбираем известных людей нашего села, корреспонденты берут у них интервью и редактируют материал на компьютере: набирают текст, форматируют его. Фотографы, в свою очередь, делают их портреты. Фотографии с цифрового фотоаппарата переносятся на жесткий диск компьютера и вставляются в текст. В процессе этой деятельности ребята знакомятся с работой наборщика, технического и художественного редактора, дизайнера. Те, кто увлекся данной деятельностью, активно сотрудничают с районной газетой (пишут заметки), подробнее знакомятся с профессией журналиста, работая над созданием нашего школьного телевидения (см. Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3).

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Итак, информационные технологии обеспечивают современный уровень организации образовательного процесса, активизируют учебную деятельность учащихся и способствуют развитию креативного мышления.