Интегрированный урок русского языка и развития речи в 3-м классе по теме "Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Знакомство с ролью имён прилагательных в речи.
  • Закрепление знаний об имени прилагательном как части речи.
  • Обучение правильной, грамотной, красивой речи.
  • Обогащение словарного запаса детей.
  • Воспитание любви к родному языку.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Электронная презентационная программа.
  • Аудиомагнитофон.
  • Аудиокассета со сборником релаксационных мелодий.
  • Аудиокассета с фонограммой «Песенка про имя прилагательное».
  • Напечатанный текст песни для индивидуальной работы.
  • Карточки для дифференцированного домашнего задания.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока

– Начинаем интегрированный урок русского языка и риторики с загадки, из которой вы узнаете, какая часть речи так о себе рассказала:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю  вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
– Имя прилагательное, роль имён прилагательных в речи – тема урока.
(1 слайд). Поэтому задача нашего урока – понаблюдать за именем прилагательным и определить его значение в речи. А также не забывайте, что это урок обучения правильной, грамотной, красивой речи.
– А что такое имя прилагательное? Сначала послушайте, что об этом думает Митрофанушка – герой из комедии Фонвизина «Недоросль», а потом выскажите своё мнение.

Инсценировка отрывка:

Ведущий. Госпожа Простакова хочет показать, как учён у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь?  Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так та покамест  существительна.
Правдин. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.

– Ваше мнение.
– Что такое имя прилагательное?
– С какой частью речи связаны имена прилагательные в речи?
– Почему именно с именами существительными?

II. Работа над темой урока

1. а)
– Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (Презентация. 2 слайд).
б)
– Запишите в два столбика.
– Что можно сказать о количестве записанных слов?
– Прочитайте имена прилагательные. Докажите. (Презентация. 3 слайд).
– Найдите среди прилагательных лишнее слово. Почему? (Жаркий, т. к. не является синонимом.)
– Какие слова мы называем синонимами?
– С каким существительным первого столбика могут быть связаны прилагательные – синонимы второго столбика? (Ученица)
в)
– Подберите синонимы к слову «жаркий». Запишите.
– Как вы думаете, какое значение имеют прилагательные – синонимы в речи?

Вывод: они обогащают нашу речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова.

2. а)
– А знаете ли вы, что обозначают прилагательные в переводе с латыни? (Присоединение, прибавление)
– А с греческого? Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет.
Эпитет – это образное, художественное определение, сравнение. (Презентация. 4 слайд).
Само слово эпитет у нас тоже применяется, как говорили древние греки, это почти то же самое, что и прилагательное. Эпитет передаёт настроение, состояние, отношение к предмету. Сейчас мы в этом убедимся.
б)
– Выполним упражнение № 307 (учебник русского языка, 3 класс, часть II, под ред. Р.Н.Бунеева, Приложение 1 (1)). Прочитайте текст. Найдите в нём все прилагательные. Признаки каких предметов они обозначают? Выпишите словосочетания: сущ. + прил. с вопросом.
Проверка. (Презентация. 5 слайд).
– Какое словосочетание лишнее, почему?
– Обратите внимание и задумайтесь над тем, что лес, оказывается, может быть не только зелёным, а … (юным), дым не только серым, а … (зелёным), а грозы могут быть … (тёплыми).
– Это и есть эпитеты.

Физминутка (релаксация под музыку)

в)
– Какую музыку слушали?
– А ещё можно применить такие прилагательные: беззаботная, благоговейная, возвышенная, божественная. Это уже не просто прилагательные, а эпитеты, самые яркие, нужные слова для описания.
– Какую роль играют прилагательные – эпитеты в речи?

Вывод: они украшают нашу речь, делают её поэтичнее, ярче, выразительнее.

3. а)
– Ответьте на вопрос: как можно увидеть то, чего не видишь? Возможно ли это?
– Нарисуйте в воображении животное выхухоль. (Презентация. 6 слайд).
– Смогли вы представить?  Почему? Как быть?
– Рисовать можно не только красками и карандашами, но и мысленно, а также и словами. Я вам помогу, читайте текст и рисуйте это животное мысленно. (7 слайд).
– Что можете сказать? Чего не хватает до полной картины? Я вам ещё раз помогу. Закройте глаза, положите голову на парту, попробуйте ещё раз создать образ выхухоли. (Чтение полного текста учителем).
– А теперь почему сейчас получилось воссоздать образ зверька? (Презентация. 7 слайд).
– Как называется текст, в котором главную роль играют прилагательные?
– Что описывают в тексте прилагательные:

красивый, блестящий – ... (мех)
коричневый – …. (цвет)
толстое – … (тело)
короткие, перепончатые – … (лапки)
длинный, чешуйчатый – … (хвост)
большая  – … (голова)
маленькие – … (глазки)
смешной – … (хоботок)

– А в целом кто описывается?
– Так какую ещё роль играют имена прилагательные в речи?

Вывод: имена прилагательные играют главную роль в описании предметов, в указании его признаков.
– А теперь посмотрите, как выглядит этот зверёк в жизни?  (Презентация. 8 слайд).
– Это животное реликтовое (редкое), занесено в Красную книгу.

III. Итог урока

– А теперь подведём итог урока в виде теста. (Презентация. 9 слайд).
– Если вы согласны с высказыванием, то ставим «+»,  если нет, то «–».
(Проверка, оценка – Презентация. 10 слайд).
– Закончим урок, спев песенку о прилагательном. (Приложение 2)

IV. Дифференцированное домашнее задание

Работа по карточкам, Приложение 1 (2).